план кружковой работы 2021
методическая разработка по художественной литературе
Роль сказки в жизни детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_po_nravst.vospit_2021_sr.gr_.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г. УЛАН=УДЭ
1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81
ОГРН 1020300903688, ИНН 0323099702, КПП 032301001 БИК 048142001 ОКАТО 81401368000
Электронный адрес: det-sad84@mail.ru
Утверждаю
Заведующий МБДОУ Д/с №84 «Снегурочка»
_________ Налетова Н.И.
«_____» __________ 2021 г.
План работы по самообразованию по теме:
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
в средней группе №11 «Ромашка»
воспитатель
Гаврилова П.Н.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
В наше время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отожествляет себя с положительным героем , вот поэтому эта тема не утратила свою актуальность в современных условиях в работе с детьми.
Цель:
Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Задачи:
Развивать умение делать нравственный выбор.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и поведению других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
План самообразования
Сентябрь.
1. Составить перспективный план работы по самообразованию
2. Подобрать методическую литературу
3. Провести анкетирование родителей.
4. Диагностика детей.
5.Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания».
Октябрь.
Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы:
1. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», просмотр иллюстраций,
2. Чтение р. н. с. в пересказе В. Даля «Журавль и цапля»
Консультация для родителей, (папка передвижка) «Сказка помогает говорить правильно»
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
1. Чтение и пересказ детям сказки «Заюшкина избушка».
2. Чтение сказки Корнея Чуковского – «Федорино горе»
3. Дидактическая игра «Угадай сказку»
Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».
Декабрь.
Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»
Методические приемы
1. Чтение Р. Н. С. «Снегурочка»
2. Чтение Р. Н. С. «Лисичка-сестричка и серый волк»
3.Дидактическая игра: «Из какой книги прочитан отрывок»
Консультация для родителей «Сочиняем сказку сами»
Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки»
Январь.
Изучение темы: «Сказка как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»
Методические приемы:
1. Чтение Р. Н. С. «Лиса и козел»
2. Чтение сказки «Про Иванушку –дурочка»
Консультация для родителей: «Прочитай мне сказку»
Февраль:
Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»
Методические приемы
1. Игра-викторина «Сказки дедушки Корнея»
2. Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского
3. Коллективная работа аппликация «Чудо- дерево»
Консультация для родителей «Как читать сказку детям»
Март.
Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка»
Методические приемы:
1. Чтение сказки «Война грибов с ягодами»
2. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
3. Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.
4. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».
Консультация для родителей «Реальность сказочной жизни»
Апрель
Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей».
Методические приемы
1. Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.
2. Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки)
Консультация для родителей «У доброты есть лицо»
Май
Самоанализ плана по самообразованию
Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки»
Литература:
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова
Ильин И. «Духовный мир сказки»
Занкевич - Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
Администрация г. Улан-Удэ
МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА г. УЛАН=УДЭ
1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81
ОГРН 1020300903688, ИНН 0323099702, КПП 032301001 БИК 048142001 ОКАТО 81401368000
Электронный адрес: det-sad84@mail.ru
Утверждаю
Заведующий МБДОУ Д/с №84 «Снегурочка»
_________ Налетова Н.И.
«_____» __________ 2021 г.
Перспективный план кружковой деятельности
«Русские народные сказки - как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников»
Воспитатель:
Гаврилова П.Н.
2021-2022 учебный год.
Сказка будит и пленяет мечту.
Она даёт ребёнку первое чувство героического...
Она учит его мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу,
любовь к родине, милой матушке,
отличие "правды от кривды".
И.А. Ильин
Актуальность.
Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни наше общество выдвигало на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитие детям любви к родному краю, природе, к истории и культуре родных мест.
В «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1992. Т.2. с.109) патриотизм (от греч. patris – Родина, Отечество) трактуется как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности».
Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают к окружающей среде, природе родного края, культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми.
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этно-национальная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло («Зимовье»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Таким образом, нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.
Цель:
Создание условий для формирования основ патриотического воспитания детей средней группы через потенциал русских народных сказок.
Задачи:
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Формировать и закреплять интерес детей к культурному богатству русского народа.
Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.
Возраст: средняя группа (4 – 5 лет)
Реализация программы кружковой деятельности 1 год
Форма работы: групповая
Планируемые результаты освоения кружковой деятельности: К концу года дети будут иметь частичные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Сентябрь:
«Русские народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников»
Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Чтение сказки «Кот, дрозд и петух»
Чтение сказки «Теремок»
Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
Октябрь
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
Пересказ отрывка из сказки «Жихарка»
Чтение сказки «Курочка, мышка и тетерев»
Разучивание песни «Дружба крепкая»
Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, чувство товарищества.
Ноябрь
Чтение и обсуждение сказок:
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка-сестричка и серый волк»
«Лиса и журавль»
«Золотое веретено»
Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
Декабрь
Чтение и обсуждение сказок:
«Хаврошечка»
«Снегурочка»
Прослушивание сказки «Морозко»
Лепка «Снегурочка»
Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
Январь
Чтение и обсуждение сказок:
«Каша из топора»
«Вершки и корешки»
Разгадывание загадок «Отгадай, какая сказка»
Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
Февраль
Чтение и обсуждение сказок:
«Царевна-лягушка»
«Конек-горбунок»
Конструирование (оригами) «Лягушка»
Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
Март
Чтение и обсуждение сказок:
«Волк и семеро козлят»
«Гуси-лебеди»
«Маша и медведь»
Рисование «Мой любимый сказочный герой»
Воспитывать чувство любви и ответственности к родному дому.
Апрель
Пересказ сказки «Волк и семеро козлят»
Рисование «Любимое сказочное животное»
Просмотр сказки «Заюшкина избушка»
Лепка «Любимый герой сказки «Заюшкина избушка»
Воспитывать чувство любви к животным.
Май
Чтение и обсуждение сказки «Два мороза»
Разучивание игры «Два мороза»
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса и заяц»
Подвижная игра «Лиса и зайцы»
Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"
Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ...
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...
План кружковой работы
В подготовительной группе очень интересно заниматься с детьми трудовой деятельностью.Они любят шить,вышивать,столярничать,готовить и др. .И при этом не только помогать взрослым ,а сами ...
План кружковой работы на 2019-2021 учебный год
Кружковая работа...
Кружковая работа 2021-2023 гг
quot;Юный эколог"...