Кружковая работа 2021-2023 гг
учебно-методический материал

Сенди Аржаана Михайловна

"Юный эколог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Юный эколог"54.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района

Утверждаю

Заведующий МБДОУ детского сада
№ 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп

____________/Араптан Т.Д./

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Юный эколог»

Возраст обучающихся: 4-6лет

Срок реализации: 3 года

                                                                                      Автор- составитель :

                                                                          Сенди Аржаана Михайловна

                                                                                          воспитатель

 

 Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание Программы
  3. Учебный план Программы
  4. Годовой календарный учебный план
  5. Организация образовательного процесса
  6. Методическое сопровождение Программы

  7.Список литературы    

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума»

В. Сухомлинский.

    Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

  Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для  ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

      В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

2. Содержание программы

Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

 «Юные экологи» рассчитана на детей 4-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является планирование занятий, направленных на   реализацию регионального компонента.

Отличительные особенности программы.

Новым в работе кружка « Юный эколог» предусматривается введение в занятия  экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Первый год обучения - дети 4-5 лет (средняя группа)

Второй год обучения – дети 5-6 лет (старшая группа

Третий год обучения- дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Сроки реализации программы – 3года.

Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и  парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи экологического кружка «Юный эколог»:

  • Подвести к осознанному пониманию ценности природы,что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
  • Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
  • Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
  • Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
  •  Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями,  цветника (поливка, рыхление).
  • Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

Основные направления экологического кружка «Юный эколог».

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

3.Учебный план программы:

Продолжительность

с 01.09.2021 г. по 31.05.2023 г.

учебного года

зимние каникулы с 01.01.2021 г. по 09.01.2023 г.

Продолжительность

36 недель

образовательного процесса

Режим работы

1 день в неделю: 1 час

Выходные

суббота, воскресенье, праздничные дни,

установленные законодательством Российской

Федерации и Республики Тыва

средняя с 4 до 5 лет

старшая с 5-6 лет

подготовительная с 6-7 лет

Максимальное количество

Образовательной

1

деятельности в течение

Недели

Продолжительность

образовательной

 20 минут

деятельности согласно

 

Возрасту

Продолжительность

  20 минут (вторая половина дня - 1 день;

образовательной

Перерыв между

Образовательной

10 минут

Деятельностью

Объём недельной нагрузки

20 минут

Деятельности

 

МОДУЛЬ №1 4.Годовой календарный учебный план

экологического кружка

«Юный эколог»

(средняя группа)

МЕСЯЦ

                  ТЕМА

           ЦЕЛЬ

Сентябрь

1.«Цветы на участке осенью»

2. «У медведя во бору, грибы ягоды беру…»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Октябрь

1.«Куда исчезают насекомые?»

2.Развлечение «Красавица осень»

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о

приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью.

Формировать  желание играть в подвижные и дидактические игры.

Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво.

Ноябрь

1.«Перелетные птицы»

2. «Как звери готовятся к зиме»

Способствовать обобщению представлений

 о птицах в осенний период: собираются в

 стаи, улетают на юг.

Воспитывать любознательность и

наблюдательность у детей.

Активизировать словарь детей: перелетные,

 юг. Знакомить детей с зимующими птицами:

воробьи. Активизировать словарь детей: зимующие,

перелетные.

Закрепить названия и характерные

 признаки диких животных, их среду

 обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок.

Декабрь

1.«Волшебная льдинка»

                 (опыт)

2. «Елочка-зимняя красавица»

Познакомить детей с понятием – лёд.

Формировать интерес к определения

свойств льда с помощью опытов.

Воспитывать осторожность на льду.

Активизировать словарь детей: опасный,

холодный лед.

Приобщить к желанию наслаждаться запахом

хвойного дерева.

Способствовать развитию умения называть

 характерные особенности строения ели,

признаки, отличающие ее от других деревьев.

Формированию умения видеть отличие

игрушечной ели от настоящей.

Воспитывать бережное и заботливое

отношение к живой природе.

Активизировать словарь детей: красавица,

зеленая.

Январь

1.«Жизнь птиц зимой»

2.«Морозные узоры» (опыт)

Учить детей рассматривать птиц,

 различать их по размеру, окраске

оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их

 названиями, жизненными трудностями зимой.

Воспитывать желание подкармливать их,

делать кормушки.

Активизировать словарь детей: зимующие,

холодно, голодно.

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям

 природы. Развивать зрительную наблюдательность,

 способность замечать необычное в

окружающем мире и желание отразить

 увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные

узоры.

Февраль

1.«Полезные витамины»

2. Выращиваем лук на подоконнике(опыт)

Формировать представления о том, что в

весеннее время особенно полезны витаминная пища

(зеленый лук и др.) и солнце.

Развивать у детей умения заботиться о

 своем здоровье.  Воспитывать чувства

заботы о больном товарище.

Активизировать словарь детей: здоровый,

 больной.

Вызывать интерес к выращиванию

огорода на окошке.

Развивать  желание наблюдать за

изменениями в луковицах.

Учить создавать ситуацию опыта.

Формировать представления о свойстве

лука и его пользе для человека зимой.

Активизировать словарь детей: полезный,

 горький.

Март

1.«Птицы прилетели»

2. «Звенит капель. Сосульки» (опыт)

Познакомить с первыми перелетными

птицами – грачами. Способствовать

обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов.

Воспитывать любознательность,

желание заботиться о птицах.

Активизировать словарь детей: перелетные,

чирикают.

Познакомить с понятием – капель.

Продолжать учить детей наблюдать явления

 природы: сосульками.

Формировать осторожность и опасность

около домов.
Активизировать словарь детей: холодная,

 белая, капель.

Апрель

1.«Здравствуй девица Весна»

2. «Первоцветы»

Продолжать учить запоминать названия

весенних месяцев.

Дать представления об изменениях,

происходящих  весной в природе.

Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Активизировать словарь детей: весенняя,

греет.

Побуждать детей радоваться первым в

весенним цветам – подснежникам.

Продолжать знакомить их с названиями,

с особенностями строения.

Воспитывать интерес и любознательность.

Активизировать словарь детей:

подснежники, нежные.

Май

1.«Что такое гроза, облако и дождь»

2. Итоговое развлечение

    «В мире природы»

Дать понятие об испарении воды,

 образовании облаков.

Познакомить с явлением весной –

грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами

поведения во время грозы.

Активизировать словарь детей:

страшно, испугались.

Развлечь детей.

Формировать положительные эмоции к

окружающему нас миру, к природе и

всему живому.

Развивать чувство красоты, желание

участвовать в конкурсах и играх со

сказочными героями.


       

5.Организация образовательного процесса и

ожидаемый результат взаимодействия с детьми .

Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов планирую провести развлечение

«В мире природы»

Работа с родителями .

Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии,

праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.

В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы:

«Осень золотая»

«Овощи богаты витаминами»

«Шесть советов о морозной погоде»

«Весна – красна»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

«Лето опасное и безопасное»

а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние фантазии».

В качестве подведения итогов планируется провести игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера.

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. 

Дошкольник должен знать:

  • Правила поведения в природе;
  • Растения и их характерные признаки;
  • Основные признаки диких и домашних животных;
  • Виды птиц своей местности;
  • Несколько явлений о неживой природе;
  • О перелетных птицах;
  • Об охране природы.

Дошкольник должен иметь представление:

  • О значении природы в жизни человека;
  • О последствиях небрежного отношения к природе.

Дошкольник должен уметь:

  • Уход за растениями в уголке природы;
  • Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой, уборка мусора на участке).

Результаты   развития детей предполагается отслеживать с помощью  диагностики два раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив  диагностические карты.

 За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.

6.Методическое сопровождение программы

  • Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
  • Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
  • Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
  • Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений.

7.Список используемой литературы:

• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
• Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы

МОДУЛЬ №2 Учебный план программы

«Юный эколог»

(старшая группа)

  Сентябрь. «Неживая природа осенью».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Я и природа»

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы ) . Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина )

«Что такое природа» .  «Природа  - не природа», «Угадай ,что в мешочке».

«Наш – дом природа»

Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе.

«Дом  - жилище человека» и «Дом – природа». Игра  «Мой дом»

Октябрь. «Земля – кормилица наша».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Хлеб – всему голова»

Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет».

«Зерновые культуры»

Познакомить детей с зерновыми культурами.

Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона

«Почему зерно в землю сеют?»

Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных          условиях и почвах.

Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.

Работа с дневником наблюдения

«Злаки родного края»

Углубить знания детей о злаках родного края.

Развивать память, мышление.

Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов.

Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши».

Ноябрь. «Таинственное лесное царство».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Что мы сажаем, сажая леса?»

Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу.

Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе

«Удивительный лес. Кора дерева»

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.

Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса».

«Что было бы, если…»

Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.

Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических

«Растения и животные леса»

Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края.

Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.

Воспитывать уважительное отношение к живой природе.

Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных

Декабрь. «В царстве комнатных растений».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Комнатные растения в уголке природы»

Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Развивать связную монологическую речь через

умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение».

«Изучаем строение цветка»

Учить детей определять части цветка.

Учить описывать растения, опираясь на модели.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рассматривание растений в уголке природы.

«Что будет, если…»

Формировать представления детей об отношениях       различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения».

«Посадка комнатных растений»

Учить правильной посадке комнатных растений.

Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.

Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения

Моделирование трудового процесса.

Январь «Загадочные  явления в природе»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Что такое снег?»

Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.

Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов.

«Тайна воздушного пузырька»

Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.

Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Формировать интерес к экспериментальной работе.

Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?»

«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой)

Вызвать у детей желание заниматься творчеством.

Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад».

Воспитывать желание любоваться зимней природой

Наблюдения в природе.

Февраль. «Экология родного края»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Красная книга нашего региона»

Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Тамбовской области.

Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой Тамбовской области

«По заповедным местам природы

Тамбовской области»

Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.

Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

.

Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

«Город, в котором хотел бы я жить»

«Твой город – твое здоровье»

П.З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.

Р.З. Развивать творческие способности, мышление.

В.З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города.

Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность.

Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью.

Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры.

Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека.

Март. «Царица – водица»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Путешествие по глобусу»

 Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…).

Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.

 Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки».

«Свойства воды»

 Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.

 Воспитывать экономное отношение к воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

«В гостях у

жителей подводного царства»

Углубить представления детей

об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.

 Воспитывать доброту, отзывчивость.

Рассматривание иллюстраций,

предметных картинок, разучивание слов.

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

 Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

 Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

Воспитывать экологическую культуру.

Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Апрель. «Защитим природу!»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Человек – верный сын природы»

 Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Развивать у детей творческие способности.

 Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе;чтение произведений литературы.

«Разработка экологических

знаков»

 Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками.

Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.

Развивать у детей творческое мышление.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра

«Угадай знак».

«Юные спасатели»

Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

 Воспитывать экологическую культуру.

Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

«Сказа ложь, да в ней намек»

 Познакомить детей с экологическими сказками.

Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

 Воспитывать любовь к природе.

Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Май. «В царстве лекарственных растений»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

 

Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей.

 Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

«Удивительное рядом»

Продолжать учить детей называть лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в природе.

Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов.

«Лесная аптека на страже человека»

Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

 Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах.

Педагогическая диагностика и методика результативности программы.

Показатели развития

Ребенок имеет представления о жизни животных и растений все обществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле.

Наблюдения; беседы; выполнение поручений, специальных заданий; экспериментальные ситуации.

Список литературы

1. С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», 5 –

6 лет; Мозаика, синтез, Москва, 2010г.

2. С. Н. Николаева «Юный эколог, «Программа экологического воспитания в детском саду»

3. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников».

Издательство «Учитель», Волгоград

4. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических

представлений» .

5. С. Н. Николаева «Юный эколог», « Система работы в подготовительной к школе группе

детского сада» 6-7 лет. Мозаика, Синтез, Москва 2010г.

6. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания

/ Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

7. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

8. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Организация деятельности детей на прогулке,

средняя группа/авт.-сост. Т. Г.– Волгоград: Учитель, 2011

9. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.:

Олма-пресс, 2000

10 Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992

11. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995

12. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего

дошкольного возраста», Москва 1991Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание

дошкольника». -2004

13. Интернет ресурсы.

МОДУЛЬ №3 Учебный план программы «Юный эколог».

(подготовительная  группа)

Сентябрь.

Тема

Цели

«Как вести себя в природе»

Закреплять у детей знания о культуре поведения в природе .Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

«Что нас окружает?»

Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные НОД природой и человеком.

Октябрь.

Тема

Цели

Подарки осени.

Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.

Природа-чудесница.

Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Мой край родной.

«Край родной - заповедные места Тамбовской области».Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастаюти живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Тамбовской области, пробуждать желание побывать в этих местах.

Путешествие в кладовую родного края. Лес

Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей.

Красная книга Тамбовской области.

Дать детям представление о Красной книге Тамбовской области, раскрыть ее сущность. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Ноябрь.

Тема

Цели

Хлеб.

«Кто трудиться рад, тот хлебом будет богат!»Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых; воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как к результату деятельности многих людей.

Домашние и дикие птицы.

«Пернатые друзья».Уточнить представления детей о знакомых птицах. О птицах, которые проживают в нашей республике, об  условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Поздняя осень. Перелётные птицы.

«Итоговая беседа об осени».Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Домашние и дикие животные.

«Сравнение диких и домашних животных».Рассказать детям о диких животных, живущих в лесах нашей республики; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество.

Декабрь.

Тема

Цели

Зима. Зимующие птицы.

«Покормите птиц зимой…»Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

  Север.

«Царство Снежной Королевы».Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.

«Солнце – источник тепла и света»

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; развивать умения мыслить рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе.

Январь.

Тема

Цели

«Экологические цепочки»

«Экологические цепочки».Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

«Человек. Кто это?»

Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; показать, что человек ближе всего относиться к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.

Здоровье.

«Я живу без докторов…»Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимнимусловиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.

Февраль.

Тема

Цели

Водный мир и его жители.

«Обитатели водоемов».Закрепить знания детей о представителях водного мира Тамбовской области, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания; учить изображать животных , имитировать их движения.

«Кормилица- Земля!»

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки мыслительной деятельности.

Жители жарких стран.

«Корабль пустыни».Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Март.

Тема

Цели

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.

Раскрыть понятие «воздух»: свойства воздуха;роль воздуха в жизни человека.Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям.

Мы – ветры

Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных.

Что мы знаем о воде?

Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды(жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед.

Жизнь воды. Основные свойства воды.

Выявить: свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы);

где встречается вода.

Апрель.

Тема

Цели

Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе.

Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается соковыделение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать.

Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой.

Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека.

Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком.

Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы.

Взаимосвязи в природе.

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.

      Май.

Тема

Цели

Десять заповедей друзей природы.

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

Нужны все на свете

( Обобщение знаний )

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения  по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(модель предполагаемого результата по учебным задачам)

Дети будут знать:

Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).О трёх стадиях развития живых организмов.

О природно-климатических зонах Земли и Тамбовской области.

Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

О Солнечной системе и её планетах.

Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).

О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

Объяснять экологические зависимости.

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

1.Представления о природе.

Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.

 Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

 Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.

Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.  Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.

Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.

2.Отношение к природе.

Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Список методической литературы.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧПЛакоценин С. С., 2008.

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.

Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.

Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников

Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.

С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок.- СПб: «Детство-пресс», 2003.

Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.

Л.С.Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии  и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной  к школе группе детского сада.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.

Л.А.Владимировская.  От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.  

Шишкина В.А., М.Н Дедулевич  Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Обеспечение положительного микроклимата в группе у детей раннего возраста" на 2021-2023 гг

План работы по самообразованию 2021- 2023  «Обеспечение положительного микроклимата у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр». (Ф.И.О. педагога) Крикун Татья...

План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг

План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 лет на 2021-2023 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 «Каравай»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 летна 2021-2023 учебный годмуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения «Детский сад №62 ...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 3-5 лет на 2021-2023 учебный год

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 3-5 летна 2021-2023 учебный год...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 1,5-3 лет на 2021-2023 учебные года МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...