Кружковая работа 2021-2023 гг
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
Утверждаю
Заведующий МБДОУ детского сада
№ 1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп
____________/Араптан Т.Д./
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Юный эколог»
Возраст обучающихся: 4-6лет
Срок реализации: 3 года
Автор- составитель :
Сенди Аржаана Михайловна
воспитатель
Содержание:
- Пояснительная записка
- Содержание Программы
- Учебный план Программы
- Годовой календарный учебный план
- Организация образовательного процесса
- Методическое сопровождение Программы
7.Список литературы
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
2. Содержание программы
Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
«Юные экологи» рассчитана на детей 4-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента.
Отличительные особенности программы.
Новым в работе кружка « Юный эколог» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
Первый год обучения - дети 4-5 лет (средняя группа)
Второй год обучения – дети 5-6 лет (старшая группа
Третий год обучения- дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Сроки реализации программы – 3года.
Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «Юный эколог» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи экологического кружка «Юный эколог»:
- Подвести к осознанному пониманию ценности природы,что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
- Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
Основные направления экологического кружка «Юный эколог».
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
3.Учебный план программы:
Продолжительность | с 01.09.2021 г. по 31.05.2023 г. | ||||||||||
учебного года | зимние каникулы с 01.01.2021 г. по 09.01.2023 г. | ||||||||||
Продолжительность | 36 недель | ||||||||||
образовательного процесса | |||||||||||
Режим работы | 1 день в неделю: 1 час | ||||||||||
Выходные | суббота, воскресенье, праздничные дни, | ||||||||||
установленные законодательством Российской | |||||||||||
Федерации и Республики Тыва | |||||||||||
средняя с 4 до 5 лет старшая с 5-6 лет подготовительная с 6-7 лет | |||||||||||
Максимальное количество | |||||||||||
Образовательной | 1 | ||||||||||
деятельности в течение | |||||||||||
Недели | |||||||||||
Продолжительность | |||||||||||
образовательной | 20 минут | ||||||||||
деятельности согласно |
| ||||||||||
Возрасту | |||||||||||
Продолжительность | 20 минут (вторая половина дня - 1 день; | ||||||||||
образовательной | |||||||||||
Перерыв между | |||||||||||
Образовательной | 10 минут | ||||||||||
Деятельностью | |||||||||||
Объём недельной нагрузки | 20 минут | ||||||||||
Деятельности |
МОДУЛЬ №1 4.Годовой календарный учебный план
экологического кружка
«Юный эколог»
(средняя группа)
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
Сентябрь | 1.«Цветы на участке осенью» 2. «У медведя во бору, грибы ягоды беру…» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. |
Октябрь | 1.«Куда исчезают насекомые?» 2.Развлечение «Красавица осень» | Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво. |
Ноябрь | 1.«Перелетные птицы» 2. «Как звери готовятся к зиме» | Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг. Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные. Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. |
Декабрь | 1.«Волшебная льдинка» (опыт) 2. «Елочка-зимняя красавица» | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. |
Январь | 1.«Жизнь птиц зимой» 2.«Морозные узоры» (опыт) | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные узоры. |
Февраль | 1.«Полезные витамины» 2. Выращиваем лук на подоконнике(опыт) | Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувства заботы о больном товарище. Активизировать словарь детей: здоровый, больной. Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. |
Март | 1.«Птицы прилетели» 2. «Звенит капель. Сосульки» (опыт) | Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. Познакомить с понятием – капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. белая, капель. |
Апрель | 1.«Здравствуй девица Весна» 2. «Первоцветы» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет. Побуждать детей радоваться первым в весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. |
Май | 1.«Что такое гроза, облако и дождь» 2. Итоговое развлечение «В мире природы» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались. Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями. |
5.Организация образовательного процесса и
ожидаемый результат взаимодействия с детьми .
Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В качестве подведения итогов планирую провести развлечение
«В мире природы»
Работа с родителями .
Работа кружка малоэффективна, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии,
праздники, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.
В течение года запланировано оформить следующие папки-ширмы:
«Осень золотая»
«Овощи богаты витаминами»
«Шесть советов о морозной погоде»
«Весна – красна»
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
«Лето опасное и безопасное»
а также фотовыставку «Четвероногие друзья» и провести конкурс на тему «Осенние фантазии».
В качестве подведения итогов планируется провести игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера.
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Дошкольник должен знать:
- Правила поведения в природе;
- Растения и их характерные признаки;
- Основные признаки диких и домашних животных;
- Виды птиц своей местности;
- Несколько явлений о неживой природе;
- О перелетных птицах;
- Об охране природы.
Дошкольник должен иметь представление:
- О значении природы в жизни человека;
- О последствиях небрежного отношения к природе.
Дошкольник должен уметь:
- Уход за растениями в уголке природы;
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой, уборка мусора на участке).
Результаты развития детей предполагается отслеживать с помощью диагностики два раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив диагностические карты.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.
6.Методическое сопровождение программы
- Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр
- Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
- Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
- Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений; драматизация сказок, отрывков литературных произведений.
7.Список используемой литературы:
• С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
• С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников-1998
• Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
• Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
• Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет-Воронеж. «Учитель»,2002.
• Интернет ресурсы
МОДУЛЬ №2 Учебный план программы
«Юный эколог»
(старшая группа)
Сентябрь. «Неживая природа осенью».
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Я и природа» | Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы ) . Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. | Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина ) «Что такое природа» . «Природа - не природа», «Угадай ,что в мешочке». |
«Наш – дом природа» | Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе. | «Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра «Мой дом» |
Октябрь. «Земля – кормилица наша».
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Хлеб – всему голова» | Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». |
«Зерновые культуры» | Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. | Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона |
«Почему зерно в землю сеют?» | Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. | Посев семян в емкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения |
«Злаки родного края» | Углубить знания детей о злаках родного края. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. | Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». |
Ноябрь. «Таинственное лесное царство».
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Что мы сажаем, сажая леса?» | Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. | Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе |
«Удивительный лес. Кора дерева» | Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. | Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». |
«Что было бы, если…» | Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических |
«Растения и животные леса» | Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать уважительное отношение к живой природе. | Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных |
Декабрь. «В царстве комнатных растений».
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Комнатные растения в уголке природы» | Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». |
«Изучаем строение цветка» | Учить детей определять части цветка. Учить описывать растения, опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Рассматривание растений в уголке природы. |
«Что будет, если…» | Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. | Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». |
«Посадка комнатных растений» | Учить правильной посадке комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения | Моделирование трудового процесса. |
Январь «Загадочные явления в природе»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Что такое снег?» | Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. | Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. |
«Тайна воздушного пузырька» | Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения. Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. | Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» |
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) | Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». Воспитывать желание любоваться зимней природой | Наблюдения в природе. |
Февраль. «Экология родного края»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Красная книга нашего региона» | Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Тамбовской области. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Знакомство с Красной книгой Тамбовской области |
«По заповедным местам природы Тамбовской области» | Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение. Воспитывать бережное отношение к природе. . | Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. |
«Город, в котором хотел бы я жить» «Твой город – твое здоровье» | П.З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Р.З. Развивать творческие способности, мышление. В.З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность. Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью. | Экскурсия в город, беседа «Мой город», различные строительные игры. Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. |
Март. «Царица – водица»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Путешествие по глобусу» | Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. | Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». |
«Свойства воды» | Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. | Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. |
«В гостях у жителей подводного царства» | Углубить представления детей об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли. Воспитывать доброту, отзывчивость. | Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. |
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» | Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру. | Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. |
Апрель. «Защитим природу!»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Человек – верный сын природы» | Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе;чтение произведений литературы. |
«Разработка экологических знаков» | Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Развивать у детей творческое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». |
«Юные спасатели» | Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. | Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. |
«Сказа ложь, да в ней намек» | Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. |
Май. «В царстве лекарственных растений»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» |
Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). |
«Удивительное рядом» | Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. | Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. |
«Лесная аптека на страже человека» | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа о лекарственных травах. |
Педагогическая диагностика и методика результативности программы.
Показатели развития
Ребенок имеет представления о жизни животных и растений все обществах — экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле.
Наблюдения; беседы; выполнение поручений, специальных заданий; экспериментальные ситуации.
Список литературы
1. С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», 5 –
6 лет; Мозаика, синтез, Москва, 2010г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог, «Программа экологического воспитания в детском саду»
3. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников».
Издательство «Учитель», Волгоград
4. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических
представлений» .
5. С. Н. Николаева «Юный эколог», « Система работы в подготовительной к школе группе
детского сада» 6-7 лет. Мозаика, Синтез, Москва 2010г.
6. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания
/ Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
7. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
8. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Организация деятельности детей на прогулке,
средняя группа/авт.-сост. Т. Г.– Волгоград: Учитель, 2011
9. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.:
Олма-пресс, 2000
10 Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992
11. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995
12. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего
дошкольного возраста», Москва 1991Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание
дошкольника». -2004
13. Интернет ресурсы.
МОДУЛЬ №3 Учебный план программы «Юный эколог».
(подготовительная группа)
Сентябрь.
Тема | Цели |
«Как вести себя в природе» | Закреплять у детей знания о культуре поведения в природе .Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. |
«Что нас окружает?» | Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные НОД природой и человеком. |
Октябрь.
Тема | Цели |
Подарки осени. | Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление. |
Природа-чудесница. | Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному. |
Мой край родной. | «Край родной - заповедные места Тамбовской области».Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастаюти живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Тамбовской области, пробуждать желание побывать в этих местах. |
Путешествие в кладовую родного края. Лес | Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей. |
Красная книга Тамбовской области. | Дать детям представление о Красной книге Тамбовской области, раскрыть ее сущность. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. |
Ноябрь.
Тема | Цели |
Хлеб. | «Кто трудиться рад, тот хлебом будет богат!»Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых; воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как к результату деятельности многих людей. |
Домашние и дикие птицы. | «Пернатые друзья».Уточнить представления детей о знакомых птицах. О птицах, которые проживают в нашей республике, об условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. |
Поздняя осень. Перелётные птицы. | «Итоговая беседа об осени».Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. |
Домашние и дикие животные. | «Сравнение диких и домашних животных».Рассказать детям о диких животных, живущих в лесах нашей республики; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество. |
Декабрь.
Тема | Цели |
Зима. Зимующие птицы. | «Покормите птиц зимой…»Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. |
Север. | «Царство Снежной Королевы».Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь. |
«Солнце – источник тепла и света» | Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; развивать умения мыслить рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. |
Январь.
Тема | Цели |
«Экологические цепочки» | «Экологические цепочки».Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. |
«Человек. Кто это?» | Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; показать, что человек ближе всего относиться к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. |
Здоровье. | «Я живу без докторов…»Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимнимусловиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. |
Февраль.
Тема | Цели |
Водный мир и его жители. | «Обитатели водоемов».Закрепить знания детей о представителях водного мира Тамбовской области, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания; учить изображать животных , имитировать их движения. |
«Кормилица- Земля!» | Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки мыслительной деятельности. |
Жители жарких стран. | «Корабль пустыни».Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни; воспитывать бережное отношение к живой природе. |
Март.
Тема | Цели |
Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. | Раскрыть понятие «воздух»: свойства воздуха;роль воздуха в жизни человека.Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям. |
Мы – ветры | Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных. |
Что мы знаем о воде? | Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды(жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед. |
Жизнь воды. Основные свойства воды. | Выявить: свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы); где встречается вода. |
Апрель.
Тема | Цели |
Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе. | Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается соковыделение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать. |
Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой. | Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека. |
Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком. | Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы. |
Взаимосвязи в природе. | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их. |
Май.
Тема | Цели |
Десять заповедей друзей природы. | Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. |
Нужны все на свете ( Обобщение знаний ) | Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. |
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(модель предполагаемого результата по учебным задачам)
Дети будут знать:
Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).О трёх стадиях развития живых организмов.
О природно-климатических зонах Земли и Тамбовской области.
Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.
Дети будут иметь представления:
О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.
О Солнечной системе и её планетах.
Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).
О возникновении жизни на Земле.
Дети будут уметь:
С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.
Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
Объяснять экологические зависимости.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
1.Представления о природе.
Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
2.Отношение к природе.
Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Список методической литературы.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧПЛакоценин С. С., 2008.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.
В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.
Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.
С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок.- СПб: «Детство-пресс», 2003.
Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.
Л.С.Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.
Л.А.Владимировская. От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004.
Шишкина В.А., М.Н Дедулевич Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доп.программа по кружковой деятельности на 2021-2023 уч.год
Программа по лего-конструированию...
План работы по самообразованию "Обеспечение положительного микроклимата в группе у детей раннего возраста" на 2021-2023 гг
План работы по самообразованию 2021- 2023 «Обеспечение положительного микроклимата у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр». (Ф.И.О. педагога) Крикун Татья...
План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг
План работы по самообразованию на тему: «Технология эффективной социализации по Н.П. Гришаевой» на 2021– 2023 гг...
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 лет на 2021-2023 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 «Каравай»
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 5-7 летна 2021-2023 учебный годмуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения «Детский сад №62 ...
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 3-5 лет на 2021-2023 учебный год
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 3-5 летна 2021-2023 учебный год...
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 1,5-3 лет на 2021-2023 учебные года МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
План работы семейного клуба «Школа молодого родителя» на 2020-2021 , 2023-2024 учебный год.
laquo;Школа молодого родителя"...