Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Кривогина Мария Олеговна

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

      Воспитатель: Кривогина М.О.

ТемаСказка Г. -Х. Андерсена

«Снежная королева»

Цель: формировать умение слушать рассказ, не перебивая, дослушивать его до конца и после прочитанного ответить на вопросы.

Задачи: 

-обогащать словарный запас детей родственными словами;

-работать над интонационной выразительностью речи у детей;

-учить правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным ответом.

Оборудование:

Портрет Г. Х. Андерсена, иллюстрации к сказке «Снежная королева».

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

В стране озер, протяжных вьюг

И редких певчих стай

У Герды есть любимый друг-

Хороший мальчик Кай.

За Королевой Снежной вслед,

Мальчишка, не спеши!

В ее глазах- холодный свет,

В ней вовсе нет души….

(«Снежная Королева»)

- Что такое сказка(Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

-Что такое жанр? (Тип художественного произведения)

2. Пальчиковая гимнастика

«Посмотрите, мы олени»

Посмотрите, мы олени (Скрещенные напряженные руки над головой)

Рвется ветер нам на встречу (Махи кистями рук к лицу)

Ветер стих расправим плечи (Плавно опускать руки)

Руки снова на колени (опустить руки на колени)

-Кто написал сказку «Снежная королева»?

- Из биографии Г. Х. Андерсена.

Датский писатель Ганс

Христиан Андерсен (1805-1875) родился в городе Оденсе на острове Фюн, в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Христиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочник у приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных».

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоят из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол – марионеток, которым Ганс Христиан сам шил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.

В 12 лет Андерсена отдали в подмастерье на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ганс Христиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось.

Но для него открылась возможность учиться.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании.

Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Г. Х. Андерсену. А на камне возле берега реки примостилась бронзовая Русалочка, героиня одной из сказок писателя.

3. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева» (Пересказ И. Красниковой)

В большом городе в соседних домах жили мальчик и девочка. Звали их Кай и Герда. Летом они любовались чудесными розами под окном, а зимой дышали на замёрзшие стёкла и смотрели, как за окном завывает метель. «Это сердится Снежная Королева», - объяснила им бабушка. «А она не ворвётся сюда?» - спросила Герда. «Пусть только попробует! - пригрозил Кай. - Я посажу её на печку, и она растает!»

Вечером Кай выглянул в окно и вдруг увидел женщину ослепительной красоты. Она была вся изо льда. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было тепла. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай очень испугался и спрыгнул со стула.

На следующий день было морозно и солнечно. Дети на площади играли в снежки и веселились. Вдруг появились большие белые сани, и Кай живо привязал к ним свои санки. Большие сани понеслись по площади. Кай никак не мог отцепиться, закричал во весь голос, но его никто не услышал.

Вдруг сани остановились. Из них вышла высокая белая женщина - Снежная Королева. Она наклонилась к Каю и поцеловала его. Поцелуй её был холоднее льда. И Кай позабыл и Герду, и бабушку, и розы, и всё на свете.

А что же стало с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? Никто не видел, куда он девался. Гер да горько плакала и тосковала по Каю, Но девочка решила, во что бы то ни стало разыскать его.

Наступила весна. Однажды утром Гер да поцеловала спящую бабушку и побежала прямо к реке. Она села в лодку, и волны тихо понесли её всё дальше и дальше. Сначала девочка очень испугалась, но потом подумала, что река несёт её к Каю, и повеселела. Но вот лодка приплыла к домику с цветными стёклами в окошках. Из домика вышла старушка.

Герда спросила её про Кая, но старушка ничего о нём не знала. Очень уж ей захотелось оставить девочку у себя. Старушка расчесала ей волосы волшебным золотым гребнем и заколдовала розы в саду, чтобы Герда всё забыла. Но вот однажды она увидела на шляпе старушки розу и побежала в сад. Она горько заплакала, и на том месте, куда попали слезинки, вырос розовый куст. И Герда вспомнила Кая.

Герда убежала от старушки. Ах, как болели её бедные усталые ножки! Как холодно и сыро было в воздухе!

Герда присела отдохнуть. Вдруг она увидела большого ворона. Он спросил, куда это она бредёт одна-одинёшенька. Девочка всё ему рассказала. Ворон сказал, что его невеста живёт во дворце у принца и принцессы. И юный принц очень похож на её Кая!

Вороны помогли Герде пробраться во дворец. Как билось сердечко Герды от страха и радостного нетерпения! Да, да, он, верно, здесь! Она так живо представляла себе его умные глаза, длинные волосы, улыбку. Увы! Когда она увидела принца, то поняла, что это не Кай! Но принц и принцесса были так добры к девочке! Они выслушали её грустный рассказ и воскликнули:

«Ах ты, бедняжка!». На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат, дали и башмаки, муфту, и красивое платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.

Герда въехала в тёмный лес. Карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам. Они ограбили Герду, но маленькой дочке старухи-разбойницы понравилась отважная девочка, и она отпустила её и даже подарила своего северного оленя. Олень пустился бежать во всю прыть по кочкам и болотам. Вдруг на небе засияло голубое пламя. «Вон моё родное северное сияние! - сказал олень. - Это Снежная Королева зажигает голубые бенгальские огни». При его свете олень с Гердой добежал до дома знакомой финки и рассказал ей историю Герды. «Отнеси девочку в сад Снежной Королевы и оставь у куста с красными ягодами», — сказала финка, а потом посадила Герду на спину оленя. Олень помчался дальше. Он добежал до куста с красными ягодами, опустил девочку на снег, поцеловал её и стрелой понёсся назад. Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе. Она побежала изо всех сил и вдруг очутилась перед ледяным дворцом. Как холодно и пустынно было в этих сверкающих стенах! Посреди ледяного зала на троне сидела Снежная Королева, а у её ног съёжился посиневший от холода мальчик, пытаясь выложить из острых льдинок слово «вечность»«А сейчас я полечу по делам», - сказала Снежная Королева, - а ты получишь новые коньки, если сможешь положить льдинки, как я велела!» И она исчезла. Кай остался один - бледный, неподвижный, точно неживой.

В это время в огромные ворота вошла Герда. Она сейчас же узнала Кая, бросилась к нему,крепко обняла и воскликнула«Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!» Но он сидел всё такой же неподвижный и холодный.Герда заплакала: горячие слезы упали ему на грудь, проникли в сердце и растопили лед.Тогда он узнал Герду и очень обрадовался«Герда! Где же ты была так долго?» Взявшись за руки, они вышли из ледяных стен и побежали прочь, к цветущим лугам, к солнышку, туда, где зеленела трава и расцветали розы.

Зарядка для глаз.

Дети остаются сидеть за партами.

«Глазкам нужно отдохнуть».

Ребята закрывают глаза.

«Нужно глубоко вздохнуть».

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.

«Глаза по кругу побегут».

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Много-много раз моргнуть»

Частое моргание глазами.

«Глазкам стало хорошо».

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

«Увидят мои глазки все!»

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.

Физминутка

«Солнышко»

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два».

Помогать придется нам - выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.

4. Игра «Один – много»

Город – города. Дворец – дворцы.

Роза – розы. Башмак – башмаки.

Стекло – стекла. Карета – кареты.

Метель – метели. Олень – олени.

Лед – льды. Сердце – сердца.

5. Анализ сказки «Снежная королева»

Дата написания 1844 год.

- Какими были дети?

- Почему розы были их любимыми цветами?

(Розы в сказке - символ любви. Герды и Каю, символ возрождения. Розы – своеобразные помощники – хранители героини.)

- Как вы охарактеризуете главную героиню – Герду?

- Какой вы увидели Герду? (доброй.)

- Кто по вашему мнению, является главными героями сказки?

(Снежная королева, Кай, Герда)

- Описание Снежной королевы?

На что в первую очередь мы обращаем внимание? (ледяная, глаза).

-Зачитайте фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы.

(«Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было тепла»)

- С чем ассоциируется у вас Снежная королева(холод, темнота, лед, пустота, неприступность).

- Зачитайте фрагмент.

(«Холодно и пустынно было в этих сверкающих стенах!»).

Речь с движениями «Зима»

Наконец пришла зима, (Руки в стороны.)

Стали белыми дома, (Руки в виде крыши над головой.)

Снег на улице идет, (Движения руками сверху вниз.)

Дворник улицу метет, (Изобразить.)

Мы катаемся на санках, (Присесть, руки вперед.)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, повороты кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Изобразить.)

И играем все в снежки(Изобразить.)

-Что случилось с Каем?

- Что движет Гердой, когда она решает отправиться на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)

- Старушка. Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.

- Кого напоминает милая старушка?

- Что она заколдовала?

- Как могла Герда вырваться из плена старушка? (сердце не давало ей покоя).

- Какие птицы помогли Герде? (Вороны. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.)

-Что выдала Герде принцесса?

Зачитайте фрагмент.

- Почему изменилась разбойница (Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Ее поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.)

- Кто доставит Герду в царство Снежной королевы?

-Найдите по тексту слова финки.

-Что пришлось преодолеть девочке? (одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев).

-Каким Герда нашла Кая?

-Каким был Кай во дворце у Снежной королевы? Работа с текстом.

- Как смогла возродить его к жизни?

-Как Герда растопила лед в сердце Кая? Зачитайте фрагмент.

- О чем хотел сказать нам автор?

(Цель автора – выразить мысль о силе простого человека, которым движет чувство любви, сострадания. Мы поняли, что люди способны совершать чудеса, если в сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяной дворец, и ледяную душу.)

6. Знакомство детей с пословицами

Смелому всегда удача.

Смелым счастье помогает.

Счастье всегда на стороне отважных.

7. Итог занятия.

-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку(Счастье всегда на стороне отважных.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. А. Гуськова, Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок. Волгоград. Изд. «Учитель», 2002

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Дорога ДОБРА»

Данный конспект представляет собой занятие по развитию речи в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Провела воспи...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.  Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ...

технологическая карта занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки С.К. Устинова "Кочка"

Цель занятия:  создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе ознакомления со сказкой С.К. Устинова «Кочка»....

Конспект открытого занятия НОД ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке «Маша и Медведь»

Конспект открытого занятия НОД ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке «Маша и Медведь»...

Конспект открытого занятия НОД ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке «Маша и Медведь»

Конспект открытого занятия НОД ознакомление с художественной литературой по русской народной сказке «Маша и Медведь»...

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой Чтение сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой Чтение сказки Г. Х. Андерсена "Гадкий утенок"ООД: ЧтениеОбразовательные области: речевое развитие; познавательное развитие; социальн...