Конспект занятия по художественной литературе для старшей группы. Знакомство с нанайской сказкой " Айога"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayoga.docx | 14.95 КБ |
Текст сказки | 990.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественной литературе для старшей группы. Знакомство с нанайской сказкой "Айога".
Воспитатель: Осипова Наталья Викторовна.
Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством народов России.
Задачи
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к матери, трудолюбие.
Познавательные: Познакомить с жизнью народов севера. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем.
Развивающие: Развивать внимание, усидчивость.
Ход занятия:
Приветсвие: Дети стоят в кругу в центре группы
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказках.
Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы посмотрим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
А сейчас, ребята, пройдите к стульчикам, присаживайтесь. (Воспитатель предлагает взять каждому ребенку зеркало). По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!
Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). — Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают!)
— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы с этой сказкой познакомимся. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.
Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.
Чтение сказки.
Анализ сказки:
-Понравилась Вам сказка? Какие в ней герои?
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке? — О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)
— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.) Вспомнить, как это было помогут нам 3 девочки. Инсценирование сказки.
— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)
— Кто помог матери? (Соседская девочка.)
— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).
— Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется
Подведение итогов:
Продолжите фразу:
- Я похвалю своего друга за то, что…
Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по художественной литературе в старшей группе
тема: чтение стихотворений о зиме...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».
Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравн...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»....
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе: Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»
Заняти е по сказке "Царевна лягушка"...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе. На тему: Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».
Конспект занятия по художественной литературев подготовительной группеНа тему: «Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Цель: Систематизировать и углубить зна...
Конспект занятия (Чтение художественной литературы) в подготовительной группе. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Ознакомление детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»....
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»»
Конспект занятия в середней группе по восприятию художественной литературы...