Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе
консультация по художественной литературе

Нигматуллина Гузаль Хабибулловна

Материал носит информационный характер по организации библиотеки в группе дошкольного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе

На сегодняшний день актуальна проблема сохранения интереса детей к книге. Интерес необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Восприятие ребенка художественного слова удивительна, при хорошем руководстве у него постепенно начнет складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит библиотеке. Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — чудесные познания и привести в действие, которое вдохновляет на творчество, а также сделать процесс чтения для маленького читателя эмоционально-увлекательным, желанным и радостным.
Для оформления таких библиотек разработаны следующие рекомендации:
- каждая мини-библиотека должна предусматривать наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества;
- в библиотечных зонах должна быть разнообразная по жанрам литература: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги.
В мини- библиотеках должны быть представлены разные типы книг:
- книжки - игрушки,
- книжки - картинки,
- книжки - вырубки,
- книжки – панорамы.
В библиотеке книги можно разделить по следующим разделам:
- народные, авторские сказки;
- об истории страны, армии;
- о детях, взрослых и их взаимоотношениях;
- о природе, временах года;
- познавательная литература.
В групповой библиотеке каждый ребенок должен иметь возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее, при желании взять её домой.
Для того чтобы библиотека вызывала интерес детей в познании книг, хороший вариант – это мобильный книжный уголок, который оформляется каждую неделю по разным тематикам в соответствии с планом образовательной деятельности. На полке стоят портреты детских писателей. Дети знакомятся с их биографиями, творчеством, произведениями, написанными ими.
В библиотеках есть возможность проводить занятия с элементами сказкотерапии, музыкотерапии арттерапии, что способствовало развитию психических познавательных процессов у детей, улучшало их эмоциональное состояние, способствовало эмоциональному благополучию детей.
Рядом с книжным уголком целесообразно размещать театральный уголок, так как, после знакомства с тем или иным произведением дети могут для закрепления материала обыграть прочитанное произведение.
Одна из форм создания библиотеки в группе - «Мульти-пульти библиотека». В ней представлены сказки, по которым сняты отечественные мультфильмы. Такая тема выбирается не случайно. Все дети очень любят смотреть мультфильмы и когда ребята встречаются с героями мультика на страницах книги, повышается интерес к литературе. Посетители библиотеки имеют возможность взять понравившуюся книгу и вместе с воспитателем прочитать ее. Кроме того дети, в нашу мини-библиотеку могут познакомиться с мультфильмами, снятыми по произведениям художественной литературы.
После просмотра мультфильма дети рассказывают, что у них дома есть такая книга, некоторые знакомы с этой сказкой и с удовольствием приносят книги, что бы почитать их в саду. А так же на определенный срок дети могут взять книгу из мини-библиотеки домой для прочтения с родителями.
Так же в рамках тематической недели «Мир книги», можно создать мастерскую «Книжки-малышки», «Книжкина больница»
Старшие дети создают книги для малышей.
Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.
Таким образом грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду
- создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе МАДОУ «Детский сад № 86» Старший воспитатель: Нигматуллина Г.Х.

Слайд 2

Актуальность «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.» Ф. Вольтер

Слайд 3

Цель организации библиотеки создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к книге

Слайд 4

Задачи: ❖ воспитывать у детей культуру чтения (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой, умение слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы); ❖ развивать речевую и познавательную активность, творческие способности детей дошкольного возраста; ❖ воспитывать бережное отношение к книге, умение правильно пользоваться ими; ❖ приобщать детей и родителей к совместному семейному чтению.

Слайд 5

Принципы организации библиотеки удовлетворение разнообразных литературных интересов детей: - соответствие возрастным особенностям и потребностям периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге( 2-2,5 недели); удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью.

Слайд 6

Примеры библиотек

Слайд 7

« Мульти-пульти библиотека» В ней представлены сказки, по которым сняты отечественные мультфильмы. Такая тема выбирается не случайно. Все дети очень любят смотреть мультфильмы и когда ребята встречаются с героями мультика на страницах книги, повышается интерес к литературе. Посетители библиотеки имеют возможность взять понравившуюся книгу и вместе с воспитателем прочитать ее.

Слайд 8

Основные виды деятельности в библиотеке прослушивание литературных произведений; познавательные и эвристические беседы; изучение наглядного материала: выставок, иллюстраций, портретов, обложек; игровая деятельность: дидактические игры, игры-драматизации; трудовая деятельность: посильная помощь в уборке книжного уголка (протирание от пыли книжных полок и печатных изданий), ремонт книг и журналов; самостоятельное изучение печатных изданий.

Слайд 9

Значимость библиотеки Грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду: - создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; - обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; - способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Слайд 10

«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А . Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».

Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему:  «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития ...

Педагогический совет «Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: традиционные методы и инновационные подходы»

Известно, что речь – необходимый компонент общения.   Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потр...