Перспективное планирование чтения художественной литературы в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hud._literatury.docx | 65.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 «Бусинка»
г.о. Химки Московской области
Перспективное планирование
чтения художественной литературы
в подготовительной группе №3 «Пчелки» на 2021-2022 уч.год.
Составила:
Воспитатель первой категории
Хрулькова ЕВ
г.Химки
2021 г.
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
(восприятие художественной литературы)
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Интеграция детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, двигательная.
СЕНТЯБРЬ «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!» | ||||
Тема | Цель. | Источник. | ||
Л. Н. Толстой «Филиппок» | Донести до сознания детей замысел автора - стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, «человек дела». | Хрестоматия по детской литературе с.138 | ||
Н. Носов «Заплатка» | Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец). | Книга Н. Носова Хрестоматия для детей старшего возраста с.178 | ||
А. Барто «Первый урок» | Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразительные средства. | Хрестоматия по детской литературе с.261 | ||
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки» | Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов. | Книга для чтения с.112 | ||
Потешка «Ранним-рано поутру» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.5 | ||
Э. Успенский. «Страшная история» | Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов. | Хрестоматия для дошкольников с. 180 | ||
Я. Аким «Жадина» | Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них. | Там же с.171 | ||
Э. Успенский «Вера и Анфиса» (история вторая «Первый раз в д/сад») | Знакомство с творчеством Успенского, с особенностями разных литературных жанров. Формирование целостного восприятия художественного текста. Развитее чувства юмора. | Печатный материал | ||
Э. Успенский. «Память» | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. | Хрестоматия для дошкольников с.182 | ||
А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы» | Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки. Воспитывать дружеские чувства к сверстникам. | Печатный материал | ||
Э. Мошковская. «Добежали до вечера» | Учить детей понимать и оценивать характер главных героев; закреплять знания о жанровых особенностях литературного произведения | |||
Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог» | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение; побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. | Хрестоматия | ||
К. Драгунская. «Лекарство от послушности» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые сказки, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | Печатный материал | ||
М. Зощенко. «Великие путешественники» | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас. | Книга для чтения с.138 | ||
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» | Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. Учить осмысливать содержание стихотворения. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу. | Книга для чтения с.229 | ||
Е. Пермяк. «Про нос и язык» | Закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные и существительные; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение. | |||
Региональный компонент 1.«Находчивый друг» 2.«Козёл и волк» | Воспитывать интерес к родной литературе, сдержанность, честность. Формировать положительные качества личности: смелость, находчивость. | «Сказки адыгских народов» с.107, с.47 | ||
ОКТЯБРЬ «Осень» | ||||
М. Пришвин. «Этажи леса» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность. | |||
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина») | Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. | Хрестоматия по литературе с.589 | ||
К. Ушинский. «Спор деревьев» | Уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т. д.) Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человека. | |||
М. Волошин. «Осенью» | Продолжать знакомить детей с жанром стихотворения; помочь усвоить содержание стихотворения, учить отвечать на вопросы по содержанию. Учить чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. | Хрестоматия для дошкольников с.154 | ||
Л. Толстой «Косточка» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. | Хрестоматия по литературе с.625 | ||
Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас. | |||
В. Сутеев «Мешок яблок» | Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. | Книга Сутеева | ||
В. Даль. «Старик-годовик» | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности. | Книга для чтения с.195 | ||
А. Куприн. «Слон» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | Книга для чтения с.121 | ||
Стихи поэтов о Карачаевске | Воспитывать любовь к родному городу. Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать содержание стихотворения. | Печатный материал | ||
И. Крылов «Стрекоза и муравей» | Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни | |||
Дж. Родари «Чиполлино» | Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. | |||
М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | Учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав. | Хрестоматия по литературе с.639 | ||
А. Ремизов. «Хлебный голос» | Закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки. | Хрестоматия для дошкольников с.341 | ||
К. Паустовский. «Теплый хлеб» | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в произведении. | Хрестоматия для дошкольников с.348 | ||
З. Александрова «Родина» | Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. | Хрестоматия по детской литературе с.346 | ||
П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение. | Хрестоматия по детской литературе с.368 | ||
Региональный компонент 1.«Сын бедной вдовы» 2.«Толк не в большой голове, а в уме» | Воспитывать доброту, щедрость, любовь к матери. Формировать находчивость, смекалку, чувство справедливости. | Сказки адыгских народов с.25,с.36 | ||
НОЯБРЬ «Я в мире человек» | ||||
Н. Рубцов «Привет, Россия!» | Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. | |||
К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок) | Формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность. | |||
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка. Воспитывать читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения. | Хрестоматия по литературе с.410 | ||
Ю. Коваль «Стожок» | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально | Книга для чтения с.159 | ||
К. Ушинский. «Слепая лошадь» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным | Книга для чтения с.196 | ||
Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась» | Побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку; участвовать в рассказывании; воспитывать интонационную выразительность речи; развивать творческую активность детей. | Хрестоматия | ||
К. Ушинский. «Бодливая корова» | Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. | Печатный материал | ||
В. Бианки «Лесные домишки» | Помочь усвоить биологические сведения: приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек». | Книга | ||
Н. Носов «Живая шляпа» | Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец). | Хрестоматия для дошкольников с.248 | ||
Е. Чарушин «Волчишко» | Пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа; при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия. | Хрестоматия по детской литературе с.281 | ||
В. Бианки «Сова» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. | Книга для чтения с.193 | ||
«Сынко – Филипко» обр. Карнауховой | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме. | |||
Л. Толстой. «Хотела галка пить…» | Вызвать интерес к миру животных, их находчивости, смекалке. Развивать познавательную активность. | Хрестоматия по детской литературе с.131 | ||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта. | Хрестоматия по литературе с.311 | ||
Сказка «Хаврошечка» | Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Хрестоматия по литературе с.259 | ||
Е. Благинина «Посидим в тишине» | Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. | Хрестоматия по детской литературе с.341 | ||
«Айога» (нанайская сказка) | Учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме. | Книга для чтения с. 60 | ||
Сказка «Царевна – лягушка» | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли. | Книга для чтения с. 49 | ||
Региональный компонент 1.«Лиса и петух» 2.«Лиса и собака» 3. Заучивание пословиц и поговорок народов КЧР | Знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать любовь к животным, умение распознавать ложь, побуждать к драматизации сказки. | Сказки адыгских народов с.55 Печатный материал | ||
ДЕКАБРЬ «Новогодний праздник» | ||||
К. Коровин. «Белка» (в сокр.) | Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально | |||
Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» | Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. | Хрестоматия по детской литературе с.245 | ||
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». | Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. | Хрестоматия по детской литературе с.136 | ||
С. Городецкий. «Первый снег» | Учить воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. | Книга для чтения с.101 | ||
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. | |||
Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки) | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. | |||
Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; воспитывать любовь к животным. | |||
Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» | Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Развивать интонационную выразительность речи. | Книга для чтения с.242 | ||
С. Маршак. «Тает месяц молодой...» | Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение. | |||
«Самый красивый | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли. | Книга для чтения с.82 | ||
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Знакомство со сказкой В. Гаршина «Лягушка путешественница»; обеспечение целостного восприятия и понимания текста. | Хрестоматия по литературе с.400 | ||
Чтение русской народной сказки «Морозко». | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. | Хрестоматия для детей дошкольного возраста с.73 | ||
Заучивание стихотворений о Новом годе. | Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. | |||
Региональный компонент 1.«Лиса и барсук» 2.«Петух-хвастун» | Воспитывать честность, порядочность, умение дружить. Формировать положительные качества личности, умение оценивать поступки героев сказки. | Сказки адыгских народов с.18,с.24 |
ЯНВАРЬ «Зима» | ||
И. Суриков. «Зима» | Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор. | Хрестоматия по литературе с.163 |
Песенка «Зима пришла…» | Познакомить детей с новой русской народной песенкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество. | |
«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» «Коляда, коляда, ты подай пирога…»; «Как пошла коляда…» | Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. | Книга для чтения с.7-8 |
С. Есенин. «Поет зима — аукает…» | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в стихотворении. | Хрестоматия по литературе с.600 |
«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли. | Книга |
А. Раскин «Как папа | Учить понимать образное содержание произведения; понимать главную мысль рассказа; связно передавать содержание произведения. | Книга для чтения с.152 |
Н. Носов «На горке» | Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | Хрестоматия по детской литературе с.296 |
Г.Х. Андерсен «Снежная королева» | Развивать интерес к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. | |
Г. Скребицкий «Кто как зимует». | Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Воспитывать любовь к животным. | |
П. Бажов «Серебряное копытце» | Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. | Книга для чтения с.200 |
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка. Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта. | Книга для чтения с.172 |
Региональный компонент 1.«Комар и дуб» 2.«Комар-хвастун» | Воспитывать скромность. Продолжать знакомить с народными сказками адыгов. | Сказки адыгских народов с.27,245 |
ФЕВРАЛЬ «День защитника Отечества» | ||
С. Есенин «Береза» | Учить: чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. | Хрестоматия по литературе с.601 |
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю. | Книга для чтения с.20 |
Сказка братьев Гримм «Горшок каши» | Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. | |
Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина | Учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей к окружающим, отзывчивость. | Хрестоматия для дошкольников с.445 |
И. Крылов «Ворона и лисица» | Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»); развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. | Книга |
П. Ершов. «Конек Горбунок» | Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях. | Хрестоматия по литературе с.377 |
С. Маршак «Откуда стол пришел?» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; учить чувствовать напевность рифмованных фраз. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными руками человека | |
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых. | Хрестоматия по детской литературе с.129 |
Чтение стихотворений об армии | Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости за армию своей страны. | |
Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?» | Познакомить детей с новой русской народной потешкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество. | Книга для чтения с.11 |
С. Алексеев | Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев | |
«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой | Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю. | |
Е. Воробьев. «Обрывок провода» | Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев. | Книга для чтения с.148 |
Календарные обрядовые песни. «Как на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!» | Познакомить детей с древними русскими праздниками (Масленица); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. | Книга для чтения с.9 |
Региональный компонент 1.«Медведь и собака» 2.«Овца и коза» | Воспитывать чувство благодарности, любви к домашним животным. | Сказки адыгских народов с.173,с.246 |
МАРТ «8 Марта». | ||
Ненецкая сказка «Кукушка» | Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. | Книга для чтения с. 62 |
«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. | Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду. | |
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» | Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. | Книга для чтения с.96 |
«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского | Продолжать формировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок). Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. Воспитывать доброжелательность. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с. 254 |
Н. Носов «Огурцы». | Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения. | Хрестоматия по детской литературе с.294 |
«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова | Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.45 |
А. Барто «Верёвочка» | Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов. | Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.134 |
Сказка «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон | Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким. | |
С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки). | Учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать осторожное отношение к огню. | |
В. Осеева «Просто старушка» | Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст, давать оценку поступкам героев, выразительно передавать диалог действующих лиц. Воспитывать уважение к старшим. | |
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» | Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. | Хрестоматия по детской литературе с.438 |
А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда пришла книга» | Формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге. | |
К. Ушинский «Четыре желания» | Знакомство с творчеством К. Ушинского. Воспитание читателя, способного отождествлять себя с персонажем произведения. | Хрестоматия для детей старшего с.95 |
Региональный компонент 1.«Старик и волк» 2.«Голубь и муравей» | Воспитывать доброту, желание помогать нуждающимся в помощи. | Сказки адыгских народов с.196, 225 |
АПРЕЛЬ «Весна» | ||
Я. Аким. «Апрель» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух. | Хрестоматия для детей старшего с.189 |
П. Соловьева | Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения. | Книга для чтения с.99 |
Ф. Тютчев. «Весенние воды» | Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. | Хрестоматия для детей старшего с.91 |
В. Драгунский «Тайное становится явным» | Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием. | Хрестоматия для детей дошкольного с.339 |
С. Михалков «Ошибка» | Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. | |
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе. | |
А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. | Хрестоматия для детей старшего с.64 |
М. Пришвин «Золотой луг» | Помочь понять авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, воспитывать интерес к поэтическому образу. | Хрестоматия для детей старшего с.341 |
Л. Обухова «Вижу землю» | Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать. | |
Песенки «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…». | Систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. | Хрестоматия для детей старшего с.225 |
Л. Левин. «Сундук» | Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. | |
С. Романовский. «На танцах» | Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Воспитывать любовь к животным. | Хрестоматия для дошкольников с.287 |
Региональный компонент 1.«Фатима» 2.«Собака и вол» | Воспитывать доброту, щедрость, уважение к старшим. | Народные сказки балкарцев и карачаевцев с.177,8 |
МАЙ «Лето» | ||
А. Митяев «Мешок овсянки» | Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну. | Хрестоматия по детской литературе с.322 |
С. Алексеев «Первый ночной таран» | Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. | |
А. Твардовский «Рассказ танкиста» | Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. | |
«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой | Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать образность речи, понимание образных выражений. | Книга для чтения с.44 |
А. Пушкин. «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы») | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. | Хрестоматия по детской литературе с.103 |
«Как собака друга искала» Мордовская сказка | Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным. | Хрестоматия для детей дошкольного с.174 |
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» | Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать. | Хрестоматия по детской литературе с.274 |
К. Ушинский «Пчёлки на разведках». | Расширить и углубить знания о творчестве К. Ушинского, особенностях его произведений, рассказать и показать о жизни пчёл, пользе, которую они приносят окружающим. Воспитывать внимание, аккуратность, любовь и бережное отношение к природе. | Хрестоматия для детей дошкольного с.504 |
И. Суриков «На лугу» | Расширять представления детей о цветах. Знакомить с их особенностями. | |
«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок) | Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, помочь понять мотивы поступков героев. | |
Ш. Перро «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе | Учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание. | |
Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята» | Познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям. | Книга для чтения с.10 |
А. Усачев. «Про умную собачку Соню» | Закреплять умение отвечать на вопросы по произведению. Воспитывать литературно-художественный вкус. | Хрестоматия для детей дошкольного с.492 |
По заявкам детей | Повторение понравившихся детям произведений. | |
Региональный компонент 1.«Огонь и вода» 2.«Как бедняк делил курицу» | Развивать интерес к народному творчеству. Воспитывать находчивость, толерантность, уважение друг к другу, умение уступать. | Народные сказки балкарцев и карачаевцев с.246,228 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)
Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...
Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)
Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...
перспективный план Чтение художественной литературы подготовительная группа
перспективный план...
Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)
Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)...
Перспективное планирование по формированию целостной картины мира, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Подготовительная группа.
Перспективное планирование для детей с ОВЗ (ЗПР) по ФГОС....
Перспективное планирование «Художественная литература» Подготовительная группа
Перспективное планирование...
Перспективный план по чтению художественной литературы подготовительной группы «Теремок» на 2017-2018 уч.год.
В данном материале содержится перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе...