Конспект итогового интегрированного ООД в старшей группе по Чтению художественной литературы и Рисованию "Пересказ рассказа Н. Н. Носова "Живая шляпа"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Тема: Пересказ рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: побудить к активной речевой деятельности в процессе совместного анализа событий, изображённых в рассказе.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»:
1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями и композицией рассказа с другим литературным жанром (сказки).
3. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
ОО «Познавательное развитие»:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Способствовать развитию памяти, слухового и зрительного внимания.
3. Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
1. Способствовать развитию эмоционально – образного воображения и эстетического вкуса.
2. Развивать самостоятельность и творчество.
3. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
1. Формировать навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе.
2. Воспитание гуманного отношения к животным.
ОО «Физическое развитие»:
1. Развивать ловкость, внимание, координацию движений.
Предварительная работа:
Оформление выставки книг произведений Н. Носова, чтение произведений Н. Носова, рассматривание иллюстраций к его произведениям, обсуждение прочитанного, беседы по иллюстрациям.
Оборудование:
Раздаточный материал: альбомные листы, цветные карандаши.
Демонстрационный материал: шляпа, презентация иллюстраций к рассказу, набор карточек «эмоции».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Пересказ рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: побудить к активной речевой деятельности в процессе совместного анализа событий, изображённых в рассказе.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»:
1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями и композицией рассказа с другим литературным жанром (сказки).
3. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
ОО «Познавательное развитие»:
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.
2. Способствовать развитию памяти, слухового и зрительного внимания.
3. Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
1. Способствовать развитию эмоционально – образного воображения и эстетического вкуса.
2. Развивать самостоятельность и творчество.
3. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
1. Формировать навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе.
2. Воспитание гуманного отношения к животным.
ОО «Физическое развитие»:
1. Развивать ловкость, внимание, координацию движений.
Предварительная работа:
Оформление выставки книг произведений Н. Носова, чтение произведений Н. Носова, рассматривание иллюстраций к его произведениям, обсуждение прочитанного, беседы по иллюстрациям.
Оборудование:
Раздаточный материал: альбомные листы, цветные карандаши.
Демонстрационный материал: шляпа, презентация иллюстраций к рассказу, набор карточек «эмоции».
Ход НОД.
Дети входят в группу, встают полукругом на ковёр.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
( Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что у меня в руках! Кто знает, что это такое?
Дети: Шляпа.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это шляпа. А кто знает, для чего она нужна?
Дети: Шляпа нужна, чтобы её надевать на голову.
Воспитатель: Совершенно верно. Шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода.
В какое время года, можно носить шляпу?
Дети: Летом, осенью и весной.
Воспитатель: Кто может носить эту шляпу?
Ребята, шляпа – это красивый головной убор, который носят взрослые люди.
Посмотрите на эту шляпу. Какая она?
Дети: Чёрная, мягкая, круглая…
Воспитатель: Ребята, а вы помните, что шляпа может быть живой?
Дети: Да!
Воспитатель: А в каком рассказе, шляпа оказалась живой?
Дети: В рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Воспитатель: Правильно! А какие литературные жанры вы знаете?
Дети: Рассказы, сказки…
Воспитатель: Мы уже говорили с вами о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры.
Кто знает, чем рассказ отличается от сказки?
Дети: В сказках есть волшебство, а в рассказах описываются реальные события.
Воспитатель: Правильно, ребята! В рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, «живая шляпа», была на самом деле! Давайте с вами вспомним и расскажем этот рассказ. Я буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы пересказывать по этим иллюстрациям.
Воспитатель: Ребята, в каждом произведении, есть три части – начало, середина и конец. Кто - то из вас расскажет начало, кто середину, кто конец рассказа.
Воспитатель: Ребята, поднимаем руки и слушаем друг друга внимательно.
( Дети пересказывают рассказ с помощью демонстраций слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семёнова).
По ходу рассказа идёт словарная работа: комод, кочерга.
Беседа с детьми по содержанию рассказа.
Воспитатель: Ребята, скажите, а это смешная была история или грустная?
Дети: Смешная.
Воспитатель: А что вам показалось самым смешным?
Воспитатель: Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Дети: Шляпа шевелилась.
Воспитатель: Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа», а как по-другому вы бы назвали этот рассказ?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько интересных названий для рассказа вы придумали. Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа – волшебница», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему? ( воспитатель, выслушивает аргументы детей за и против).
Воспитатель: Конечно, ребята, волшебные шляпы бывают только в сказках, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа – волшебница», не подходит для рассказа.
Физкультминутка.
Ребята, давайте представим себя актёрами и изобразим мальчиков из рассказа мимикой и жестами:
- как испугались мальчики (мимикой);
- как они тряслись от страха;
- как они крались;
- как они бежали бегом из комнаты;
- как они заглядывали в комнату, через приоткрытую дверь;
- как кидали картошкой.
Воспитатель: Ребята, в мире очень много разных рассказов: добрых, злых, смешных, грустных. Давайте, мы с вами нарисуем эмоции, которые испытали герои из рассказа Н. Носова «Живая шляпа», Вовка и Вадик (дети садятся за столы).
Пальчиковая гимнастика:
У кошечки нашей, есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, начинаем рисовать (следить за осанкой детей).
Выставка работ, анализ.
Итог НОД:
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?
Что вам больше всего запомнилось?
Что было для вас самым сложным?
Что больше всего понравилось?
Список литературы:
1. О. С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой М., 2015
2. О. С. Ушакова Развитие речи детей 5 – 7 лет М. ТЦ. Сфера, 2016
3. Л. Г. Парамонова Упражнения для развития речи АСТ Москва, 2012
4. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду Мозаика – Синтез – Москва, 2008
5. А. В. Чулкова Формирование диалога у дошкольника Феникс – Москва, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы в старшей группе «Лучики » Тема: «Чудеса природы»
Образовательные:Учить правильно согласовывать числительные с прилагательным и существительным.Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы.Формировать умение выбирать наиболее точны...
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Коммуникация: «Чтение художественной литературы»
Заучивание стихотворения....
Конспект занятия детей старшей группы по чтению художественной литературы.
Темой занятия является чтение произведения С. Аксакова "Аленький цветочек". Цель занятия: воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству....
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы Тема: «Лисичка-сестричка и волк».
Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Учить детей пересказывать наиболее выразительные и дин...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа» Программное содержание:Обучающие задачи:Познакомить детей с автором Н...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»...