Конспект итогового интегрированного ООД в старшей группе по Чтению художественной литературы и Рисованию "Пересказ рассказа Н. Н. Носова "Живая шляпа"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Тема: Пересказ рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: побудить к активной речевой деятельности в процессе совместного анализа событий, изображённых в рассказе.

Задачи:

ОО «Речевое развитие»:

1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы.

2. Продолжать знакомить детей с особенностями и композицией рассказа с другим литературным жанром (сказки).

3. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

ОО «Познавательное развитие»:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Способствовать развитию памяти, слухового и зрительного внимания.

3. Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»:

1. Способствовать развитию эмоционально – образного воображения и эстетического вкуса.

2. Развивать самостоятельность и творчество.

3. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

1. Формировать навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе.

2. Воспитание гуманного отношения к животным.

ОО «Физическое развитие»:

1. Развивать ловкость, внимание, координацию движений.

Предварительная работа:

Оформление выставки книг произведений Н. Носова, чтение произведений Н. Носова, рассматривание иллюстраций к его произведениям, обсуждение прочитанного, беседы по иллюстрациям.

Оборудование:

Раздаточный материал: альбомные листы, цветные карандаши.

Демонстрационный материал: шляпа, презентация иллюстраций к рассказу, набор карточек «эмоции».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Пересказ рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: побудить к активной речевой деятельности в процессе совместного анализа событий, изображённых в рассказе.

Задачи: 

ОО «Речевое развитие»:

1. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы.

2. Продолжать знакомить детей с особенностями и композицией рассказа с другим литературным жанром (сказки).

3. Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

ОО «Познавательное развитие»:

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Способствовать развитию памяти, слухового и зрительного внимания.

3. Способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»:

1. Способствовать развитию эмоционально – образного воображения и эстетического вкуса.

2. Развивать самостоятельность и творчество.

3. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»:

1. Формировать навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе.

2. Воспитание гуманного отношения к животным.

ОО «Физическое развитие»:

1. Развивать ловкость, внимание, координацию движений.

Предварительная работа:

Оформление выставки книг произведений Н. Носова, чтение произведений Н. Носова, рассматривание иллюстраций к его произведениям, обсуждение прочитанного, беседы по иллюстрациям.

Оборудование: 

Раздаточный материал: альбомные листы, цветные карандаши.

Демонстрационный материал: шляпа, презентация иллюстраций к рассказу, набор карточек «эмоции».

Ход НОД.

Дети входят в группу, встают полукругом на ковёр.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

( Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что у меня в руках! Кто знает, что это такое?

Дети: Шляпа.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это шляпа. А кто знает, для чего она нужна?

Дети: Шляпа нужна, чтобы её надевать на голову.

Воспитатель: Совершенно верно. Шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода.

В какое время года, можно носить шляпу?

Дети: Летом, осенью и весной.

Воспитатель: Кто может носить эту шляпу?

Ребята, шляпа – это красивый головной убор, который носят взрослые люди.

Посмотрите на эту шляпу. Какая она?

Дети: Чёрная, мягкая, круглая…

Воспитатель: Ребята, а вы помните, что шляпа может быть живой?

Дети: Да!

Воспитатель: А в каком рассказе, шляпа оказалась живой?

Дети: В рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Воспитатель: Правильно! А какие литературные жанры вы знаете?

Дети: Рассказы, сказки…

Воспитатель: Мы уже говорили с вами о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры.

Кто знает, чем рассказ отличается от сказки?

Дети: В сказках есть волшебство, а в рассказах описываются реальные события.

Воспитатель: Правильно, ребята! В рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе  нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, «живая шляпа», была на самом деле! Давайте с вами вспомним и расскажем этот рассказ. Я буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы пересказывать по этим иллюстрациям.

Воспитатель: Ребята, в каждом произведении, есть три части – начало, середина и конец. Кто - то из вас расскажет начало, кто середину, кто конец рассказа.

Воспитатель: Ребята, поднимаем руки и слушаем друг друга внимательно.

( Дети пересказывают рассказ с помощью демонстраций слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семёнова).

По ходу рассказа идёт словарная работа: комод, кочерга.

Беседа с детьми по содержанию рассказа.

Воспитатель: Ребята, скажите, а это смешная была история или грустная?

Дети: Смешная.

Воспитатель: А что вам показалось самым смешным?

Воспитатель: Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

Дети: Шляпа шевелилась.

Воспитатель: Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа», а как по-другому вы бы назвали этот рассказ?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько интересных названий для рассказа вы придумали. Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа – волшебница», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему?  ( воспитатель, выслушивает аргументы детей за и против).

Воспитатель: Конечно, ребята, волшебные шляпы бывают только в сказках, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа – волшебница», не подходит для рассказа.

Физкультминутка.

Ребята, давайте представим себя актёрами и изобразим мальчиков из рассказа мимикой и жестами:

 - как испугались мальчики (мимикой);

 - как они тряслись от страха;

 - как они крались;

 - как они бежали бегом из комнаты;

 - как они заглядывали в комнату, через приоткрытую дверь;

 - как кидали картошкой.

Воспитатель:  Ребята, в мире очень много разных рассказов: добрых, злых, смешных, грустных. Давайте, мы с вами нарисуем  эмоции, которые испытали герои из рассказа Н. Носова «Живая шляпа», Вовка и Вадик (дети садятся за столы).

Пальчиковая гимнастика: 

У кошечки нашей, есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Ребята, начинаем рисовать (следить за осанкой детей).

Выставка работ, анализ.

Итог НОД:

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

Что вам больше всего запомнилось?

Что было для вас самым сложным?

Что больше всего понравилось?

                           

Список  литературы:

1. О. С. Ушакова  Ознакомление дошкольников с литературой М., 2015

2. О. С. Ушакова  Развитие речи детей 5 – 7 лет М. ТЦ. Сфера, 2016

3. Л. Г. Парамонова  Упражнения для развития речи АСТ Москва, 2012

4. В. В. Гербова  Развитие речи в детском саду Мозаика – Синтез – Москва, 2008

5. А. В. Чулкова  Формирование диалога у дошкольника Феникс – Москва, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы в старшей группе «Лучики » Тема: «Чудеса природы»

Образовательные:Учить правильно согласовывать числительные с прилагательным и существительным.Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы.Формировать умение выбирать наиболее точны...

Конспект занятия детей старшей группы по чтению художественной литературы.

Темой занятия является чтение произведения С. Аксакова "Аленький цветочек". Цель занятия: воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы Тема: «Лисичка-сестричка и волк».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Учить детей пересказывать наиболее выразительные и дин...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Чтение художественной литературы: Н. Носов «Живая шляпа» Программное содержание:Обучающие задачи:Познакомить детей с автором Н...