Проект "Любовь к чтению"
проект по художественной литературе

Рзаханова Диана Идаятовна

Актуальность проекта:

Нам, педагогам, сегодня детей часто становится просто жаль. Когда спрашиваешь их: «Ребята, а вам дома читают?» и получаешь утвердительный ответ лишь от 2-3 человек из группы, чувствуешь недоумение и горечь. Скольких минут совместного с детьми времяпрепровождения, мышления и соучастия лишают себя родители! А когда в ответ на просьбу принести на выставку в группу любимую книгу ребенка слышишь от мамы: «А диск с мультфильмом можно?..», то понимаешь: начинать нужно не с детей. А может быть, именно с детей? Ведь они — сегодняшние дошкольники — уже завтра пойдут в школы и через несколько лет либо будут с трудом читать условие задачи в учебнике, либо «запоем» станут прочитывать книги любимых авторов. Поэтому именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок делает первые шаги в складывании слогов в слова, радуется тому, что понял смысл и пытается читать дальше, следует максимально заинтересовать его книгой. Показать ее ценность, привлекательность, объяснить, что культурный человек — читающий человек.

            Дети, заражаясь атмосферой книг, интересных фактов и мыслей, невольно переносят свой энтузиазм на родителей, как бы исподволь привлекая к чтению даже самых заядлых любителей компьютера и телевизора. Они тормошат, упрашивают, не дают покоя своими вопросами: «Мама, почитай мне!», «Мама, давай запишемся в библиотеку, там знаешь, как здорово!», «Мама, а какая твоя любимая книга?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lyubov_k_chteniyu.doc939 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

 

                                                                            На полках книжных мудрость тихо дремлет,

                        Скучает, ожидая малыша,        

                                                                                       Который Интернета не приемлет,

                                                                                           С восторгом смотрит в книгу, чуть дыша...

Проект

«Любовь к чтению»

                                                                                     Воспитатель: Рзаханова Д. И.

2018-2019г.

Ребенка учим с детства быть послушным,

Быть честным и других не обижать,

Уметь любить, прощать, быть добродушным

И, если надо, руку помощи подать.

И воспитать такого человека

Легко поможет нам библиотека!

Лишь в книгах опыт вековой таится,

Любой вопрос найдет в них свой ответ.

В беде и в радости всем книга пригодится,

Она, как друг хороший, мудрый даст совет.

Тема проекта: Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению.

Вид и сроки реализации проекта: информационно-творческий, долгосрочный (в течение учебного года, с октября по май).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудники городской библиотеки имени, родители.

Предполагаемый результат проекта: организация цикла совместных с сотрудниками библиотеки мероприятий, направленных на воспитание у детей любви и интереса к книгам; проведение театрализованного представления для родителей, демонстрация презентации об итогах проекта детям и родителям. В результате – появились семьи воспитанников, которые стали участниками конкурсов библиотеки.

Проблема:

Не секрет, что компьютерные технологии принесли в бытность современных взрослых и детей не только положительные перемены. Экран монитора постепенно вытесняет бумажные книги, многие взрослые в сознательном возрасте никогда не переступали порога книжных магазинов, а их дети не знают, что такое библиотека. Поэтому педагогам детских дошкольных учреждений приходится начинать знакомство детей дошкольного возраста с библиотечной системой и особенностями ее работы практически с нуля. Метод проектной деятельности помогает всесторонне решить эту задачу, и на смену скучным экскурсиям приходит целый тематический комплекс мероприятий.

Актуальность проекта:

Нам, педагогам, сегодня детей часто становится просто жаль. Когда спрашиваешь их: «Ребята, а вам дома читают?» и получаешь утвердительный ответ лишь от 2-3 человек из группы, чувствуешь недоумение и горечь. Скольких минут совместного с детьми времяпрепровождения, мышления и соучастия лишают себя родители! А когда в ответ на просьбу принести на выставку в группу любимую книгу ребенка слышишь от мамы: «А диск с мультфильмом можно?..», то понимаешь: начинать нужно не с детей. А может быть, именно с детей? Ведь они — сегодняшние дошкольники — уже завтра пойдут в школы и через несколько лет либо будут с трудом читать условие задачи в учебнике, либо «запоем» станут прочитывать книги любимых авторов. Поэтому именно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок делает первые шаги в складывании слогов в слова, радуется тому, что понял смысл и пытается читать дальше, следует максимально заинтересовать его книгой. Показать ее ценность, привлекательность, объяснить, что культурный человек — читающий человек.

        Дети, заражаясь атмосферой книг, интересных фактов и мыслей, невольно переносят свой энтузиазм на родителей, как бы исподволь привлекая к чтению даже самых заядлых любителей компьютера и телевизора. Они тормошат, упрашивают, не дают покоя своими вопросами: «Мама, почитай мне!», «Мама, давай запишемся в библиотеку, там знаешь, как здорово!», «Мама, а какая твоя любимая книга?».

        Таким образом, достигая своей цели привлечения детей к чтению и библиотеке, проект оказывает влияние и на родителей, заставляя их учиться у собственных детей, переоценивать свои ценности и стараться быть образованнее и культурнее. А это, на наш взгляд, большой плюс. Ведь иначе, чем через их собственных детей, переломить нежелание читать у большинства современных пап и мам просто невозможно.

Цель:

 Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к чтению книг.

Задачи:

  • Познакомить детей с библиотекой, рассказать об особенностях ее работы.
  • Прививать интерес к литературе, художественному слову.
  • Воспитывать умение не перебивая слушать чтение взрослых.
  • Воспитывать бережное отношение к книге.
  • Воспитывать у детей культуру поведения в общественных местах, закреплять знание правил этикета.

Этапы:

  1. Подготовительный этап (октябрь)

Ответственные: воспитатели подготовительной группы, заведующий читальным залом библиотеки

  • Выявление и формулирование проблемы.
  • Анализ отношения к чтению книг в семьях (анкетирование родителей, опросы детей).
  • Целеполагание.
  • Планирование работы по реализации проекта совместно с сотрудниками библиотеки.

  1. Практический этап (с ноября по май)

Ответственные: воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, заведующий читальным залом библиотеки

Непосредственно образовательная деятельность:

Вид деятельности

Сроки

1

Согласно тематическому плану ДОУ, в ноябре вся образовательная деятельность с детьми проходила по темам «Мои любимые книги», «В мире сказок».  В начале ноября дети отправились в увлекательное путешествие по русским народным сказкам, произведениям Н. Носова, Г.Х. Андерсена, сказкам А.С. Пушкина. Были проведены беседы «Откуда пришла книга?», «Волшебные предметы русских народных сказок». На занятиях по лепке, аппликации и рисованию дошкольники воссоздавали образы литературных персонажей самостоятельно. Так, прошли занятия по лепке сценок из сказок «По щучьему велению» и «Конек-горбунок», аппликации «Персонаж любимой сказки», «Царевна-лягушка». Дети рисовали волшебных птиц, придумывали, как может выглядеть сказочное царство, создавали иллюстрации к произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».  

Тема «Мои любимые книги» - с 04.11.2018 по 15.11.2018 г.

Тема «В мире сказок» - с 18.11.2018 г. по 29.11.2018 г.

2

В последующие месяцы учебного года работа с детьми по образовательной области «Коммуникация» обязательно включала в себя еженедельное знакомство детей с произведениями литературы, отечественными и зарубежными авторами. Поэтические произведения заучивались детьми наизусть, сказки и рассказы подвергались обязательному пересказу.  

В течение всего учебного года

3

НОД «Обложка книги сказок» («Художественное творчество (рисование)»)

март

4

НОД «Писатели о Великой Отечественной войне» («Познание», «Коммуникация»)

май

Совместная деятельность воспитателей с детьми

Вид деятельности

Срок

1

Чтение книг детям дважды в день: перед дневным сном и после пробуждения (список литературы для чтения был составлен воспитателями на основе рекомендаций, изложенных в примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга»). Обсуждение прочитанного.

Ежедневно в течение учебного года

2

Организация выставки в уголке книги: «Моя любимая книга», составление детьми рассказов о любимой книге и литературном герое.

Октябрь

3

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Ежедневно в течение учебного года

4

Регулярное обновление книг в уголке книги согласно тематическому плану

В течение учебного года

5

Привлечение детей к ремонту книг в уголке, постоянный детский контроль за состоянием книг в группе

В течение учебного года

Создание уголка «Библиотека» для сюжетно-ролевых игр, изготовление формуляров на каждого ребенка

Декабрь

5

Загадывание загадок о литературных героях, проведение литературных викторин для детей

В течение учебного года

6

Чтение произведений П.П. Бажова «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка».

Декабрь, январь

7

Рисование иллюстраций по прочитанным сказам

П.П. Бажова, организация выставки в фойе ДОУ

Январь

8

Подготовка к музыкально-литературной композиции по произведениям П.П. Бажова, разучивание ролей.

Январь

9

Подготовка к беседе «Ежели вы вежливы», подбор стихотворений по теме, разучивание.

Февраль

10

Подготовка к празднованию Дня Победы, разучивание танцев, песен и стихов. Изготовление подарков для ветеранов.

Апрель-май

11

Подведение итогов проекта, выбор лучших фотографий, оформление презентации для родителей.

Май

Самостоятельная деятельность детей

  1. Рисование иллюстраций к понравившимся произведениям.
  2. Организация сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Магазин «Книги»».

Взаимодействие с библиотекой

  1. 11.11.2018 г. Экскурсия и знакомство детей подготовительной группы с библиотекой имени Филатова А. А. Ребята с интересом слушали увлекательный рассказ сотрудницы библиотеки о том, как устроена библиотека и как много интересных книг хранится в ней.
  2. 11.02.2019 г.  В читальном зале библиотеки прошла беседа «Ежели вы вежливы», посвященная Всемирному дню спасибо.

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с Всемирным днем спасибо, закрепление представлений о правилах поведения в общественных местах и правилах общения со взрослыми и сверстниками, формирование понятия толерантности, воспитание уважения и заботливого отношения к старшим, терпимости друг к другу.

Воспитанники подготовительной группы прочитали выученные заранее стихотворения.

  1. 25.03.2014 г. В рамках «Недели детской книги» в библиотеке прошел утренник «Книжкины именины», подготовленный силами наших соседей - педагогов и воспитанников МАДОУ ДСКВ «Солнышко».

Цель: знакомство детей с историей праздника, обобщение знаний дошкольников о творчестве русских писателей и поэтов, формирование стойкого интереса к книге как источнику знаний.

Дети подготовительной группы нашего ДОУ присутствовали на празднике в качестве зрителей, активно отгадывали загадки и отвечали на вопросы литературных персонажей.

  1. 07.05.2019 г. Праздник «Пусть не будет войны никогда!» и акция «Прочти детям о войне», посвященная 69-й годовщине Великой Победы над фашизмом, прошли в стенах читального зала библиотеки. На праздник были приглашены родители, бабушки и дедушки детей, а также ветераны войны.

Цель: воспитание уважения к истории своей страны, к людям старшего поколения, знакомство с творчеством Туричина и его произведением «Крайний случай».

Дети выступили с концертными номерами, прочитали стихотворения, а также приняли участие в мастер-классе по технике изготовления солдатского письма-треугольника. Сотрудница библиотеки прочла детям рассказ писателя Туричина «Крайний случай», а в заключение праздника дети поздравили ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы и подарили коллективные работы, выполненные своими руками.  

Взаимодействие с родителями

Вид деятельности

Сроки

1

Привлечение родителей к участию в проекте путем анкетирования и приглашения на совместную экскурсию в библиотеку.

Октябрь, ноябрь

2

Проведение консультации для родителей «Мама, почитай-ка!» о пользе семейных чтений

Ноябрь

3

Сбор домашних детских книг для участия в выставке «Моя любимая книга»

Ноябрь

4

Сбор книг разных изданий  с иллюстрациями к сказам П.П. Бажова

Январь

5

Выставка посвященная творчеству К. И. Чуковского

Январь

6

Оформление в раздевалке стенда с детскими рисунками по прочитанным дома с родителями произведениям.

Февраль

7

Приглашение на праздник «Пусть не будет войны никогда!»

Май

  1. Заключительный этап (май)

Ответственные: воспитатели, родители.

  • Подведение итогов проекта.
  • Обобщение материалов проекта
  • Проведение круглого стола для родителей «Наш наставник – знание, книга – наш учитель (В. Маяковский)» (анкетирование, демонстрация презентации).

Итоги реализации проекта:

        Социальное партнерство нашего дошкольного образовательного учреждения и детской библиотеки, несомненно, положительно отразилось на воспитании дошкольников. В ходе работы над проектом все его участники - и педагоги, и дети, и родители - кто-то впервые, кто-то спустя много лет, открыли для себя двери этого книжного царства, места, где хранится вековая мудрость, места с названием Библиотека.

        Ребята подготовительной группы хорошо усвоили для себя, как функционирует библиотека, кто такой библиотекарь и для чего нужна его работа. Сразу после первой нашей экскурсии в ноябре несколько детей в группе записались в библиотеку, о чем с удовольствием рассказали в группе другим детям и педагогам. В процессе дальнейшей работы над проектом, подготовки и проведения мероприятий совместно с сотрудниками библиотеки ее читателями стала еще половина детей. Таким образом, к концу учебного года из 28 детей в группе в детскую библиотеку записалось 15 человек. Не может не радовать и тот факт, что удалось вызвать интерес к библиотеке и у родителей, и несколько семей после посещения детской библиотеки согласились участвовать в конкурсах, проходящих в читальном зале библиотеки.

        После планомерной и ежедневной работы педагогов по чтению детям в детском саду в течение дня у дошкольников заметно вырос интерес к книге. Чтение перед дневным сном стало обязательным «священным» ритуалом, во время которого поведение детей было близким к идеальному, и все 24 человека в группе внимали каждому слову читающего воспитателя. Целиком (а не выборочные главы) прочитано довольно много больших по объему детских произведений Д. Родари, Н. Носова, А. Толстого, Э. Успенского, А. Усачева и других детских писателей. Удалось воспитать в детях культуру слушания, читающего взрослого.

Ко второй половине учебного года две трети детей в группе научились читать самостоятельно, и чтение книг в книжном уголке стало одним из любимых детских занятий. Кто-то по слогам, кто-то так же бегло, как педагог, дети читали себе, друг другу, радовались своим успехам в чтении, тому, что понимают смысл прочитанного, улавливают юмор автора произведения. Подаренная нашей группе сотрудниками детской библиотеки книга Г. Остера «Дети и ЭТИ» стала одной из самых любимых детьми. В юмористической форме рассказывая о взаимоотношениях детей и взрослых, эта книга побывала в руках каждого из нас, включая и педагогов. Вместе с ребятами мы читали, рассматривали картинки, смеялись шуткам, потом много раз вспоминали и цитировали отрывки – это объединяло нас с детьми, мы радовались, что своим интересом к литературе нам удалось заразить и своих воспитанников.

        Бережное отношение к книгам у детей вошло в привычку, книги в группе содержались в отличном состоянии, и каждый из ребят знал, что неаккуратное обращение с книгой вызовет порицание со стороны товарищей. Много книг было принесено воспитанниками из дома, дети охотно делились другу с другом книгой, а некоторые, прочитав дома с родителями что-то интересное, даже рекомендовали эту книгу для прочтения остальным ребятам в группе.

        Работа над проектом не оставила в стороне и родителей. Видя интерес к чтению у собственных детей, родители более заинтересованно стали относиться к просьбам педагогов читать детям дома, стали приносить новые книги для чтения в группу детского сада. Анкетирование родителей в конце года показало, что значительно вырос уровень семей, практикующих вечерние семейные чтения, повысилось количество родителей, признающих ценность и важность чтения книг детям и детьми, в лучшую сторону изменилось отношение к библиотеке.

        На наш взгляд, именно такое социальное партнерство детских библиотек с дошкольными образовательными учреждениями, школами и другими детскими учреждениями способно изменить отношение общества к чтению книг, вновь пробудить в детях интерес к книге. Компьютер, планшет, телефон вошли в быт каждой семьи, дети с первых дней жизни видят в руках родителей не книгу, а тот или иной гаджет. Поэтому так важно, так необходимо уже с дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях взращивать в детях будущего читателя. И это, на наш взгляд, задача государственного масштаба. Ведь вновь стать самой читающей страной в мире, не развивая библиотечную сеть и не привлекая к чтению книг подрастающее поколение, просто невозможно.

Список литературы:

  1.  Е. С. Евдокимова. «Технология проектирования в ДОУ». ООО «ТЦ Сфера», 2006.
  2.   Л. С.Киселева. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М: АРКТИ,  2006.
  3.  «Радуга». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования/под ред. Соловьева Е. В.

          

         

Открыть изображение     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...