"День сказок"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Цель: формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.
Задачи:
Образовательные: закрепить у детей знания о чувашских народных сказках, обогащать эмоционально-чувственный опыт ребёнка.
Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, умение логически излагать последовательность событий. Побуждать детей к импровизации с использованием различных средств выразительности (мимики, жестов, движений и тд.).
Воспитательные: воспитывать у детей чувства сопереживания и взаимопомощи, доброжелательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_skazok.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по познавательному развитию детей «День сказок ».
Цель: формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.
Задачи:
Образовательные: закрепить у детей знания о чувашских народных сказках, обогащать эмоционально-чувственный опыт ребёнка.
Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, умение логически излагать последовательность событий. Побуждать детей к импровизации с использованием различных средств выразительности (мимики, жестов, движений и тд.).
Воспитательные: воспитывать у детей чувства сопереживания и взаимопомощи, доброжелательность.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, атрибуты для игр.
Слайды с изображениями отдельных эпизодов, персонажей чувашских сказок: «Мышка вострохвостик», «Почему ель и сосна вечно зелёные», «Как братья огонь добывали», «Злая жена», «Бедный Илюш», «Девушка на Луне», «Лиса-плясунья».
Предварительная работа: чтение чувашских сказок, рисование любимых сказочных героев, изготовление книжек-малышек, выставка книг, участие в мини-проекте «Сундучок чувашских сказок».
Содержание:
Дети входят в музыкальный зал в чувашских народных костюмах, их встречает воспитатель - Илемпи.
Илемпи: Я предлагаю вам отправиться в страну чувашских сказок.
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей).
- Сказки - это волшебный мир чудес и превращений. В сказках всегда добро побеждает зло.
«Взмахом палочки волшебной
Я чудесный мир открою.
Вместе мы перенесемся
В гости к сказочным героям».
(звучит чувашская народная мелодия).
Илемпи: Вот мы с вами и оказались в волшебной стране чувашских сказок. Посмотрите, какая красивая поляна. А кто тут плачет-горюет? (Лисичка).
Илемпи: Что же случилось с тобой, Лисичка? Почему ты плачешь?
Лиса: «Как хочу я оказаться,
В мире сказки, волшебства.
Превратиться в Лису-плясунью,
И для всех вас станцевать!»
Илемпи: Ребята, давайте вспомним сказку «Лиса-плясунья». Какие наряды и украшения были у Лисы в этой сказке? (Ответы детей: красивое чувашское платье, головной убор – хушпу, украшение на шею -монисто и браслет на руку).
Илемпи: есть у меня волшебный сундучок с теми предметами, которые нужны, тебе, Лиса, для танца.
(Илемпи и дети дарят Лисе платье, хушпу, монисто и браслет. Под веселую и задорную чувашскую музыку Лиса и девочки танцуют танец).
Сказка - это художественно-фантастическое повествование об отдельных эпизодах поведения героев. Сказка, как художественное произведение доставляет эстетическое удовольствие читателям. Но кроме него, в сказке есть и другое содержание – практическая ценность.
Каждая национальная культура по своему содержанию уникальна и неповторима и является частью мировой цивилизации.
Эта же мысль содержится и в трудах великого чувашского просветителя И.Я.Яковлева, который предлагал приобщать подрастающее поколение чуваш к общечеловеческой культуре через национальное, прежде всего через обучение чувашскому языку. Народная сказка, в том числе и чувашская, демонстрирует личные качества героев главным образом посредством поступков, которые раскрывают все богатство человеческой природы, и выявляют нравственные ценности, реализуемые сказочным персонажем. О поступке же судить абстрактно нельзя. Его необходимо рассматривать в контексте той ситуации, в которой он совершен. Главные нравственные ценности, выявленные мной в чувашских сказках: любовь к родине, уважение к старшим, трудолюбие, верность долгу, целомудрие, честность и правдивость, - полностью соответствуют национально-нравственному идеалу чуваш, сформировавшемуся под влиянием своеобразных исторических условий жизни. Согласно народным представлениям чуваши характеризуются такими специфическими чертами народного характера как дружелюбие, патриотизм, целомудрие, уступчивость, трудолюбие, честность и правдивость, скромность (зиче пил - "семь благословений", "семь благ", "семь добродетелей").
В сказках, созданных народом, выражена его душа, мысли, надежды и стремления, его воззрения на окружающий мир и место человека в нем. Каким бы вымыслом ни казалась сказка, она содержит в себе глубокую истину – в ней нашли свое отражение реальные нравственные принципы народа, его эстетические идеалы.
Использованная литература:
1. Чувашские народные сказки/ в обработке Данилова Н., Нечаева А. – М.: Художественная литература, 1971.
2. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа. – Чебоксары. 2003.
3. Николаева Е.И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края». – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015.
Домовёнок. Молодцы! Чок-чок, открывайся, сундучок! (Из-за ширмы раздаётся звон колокольчика, на экране появляется слайд 8 с изображением «платочка» - фрагмента чувашского орнамента. Из сундучка воспитатель достаёт куклу в чувашском национальном костюме.)
Плодородные арзамасские земли привлекали и чувашей, которые стали здесь селиться и заниматься скотоводством, земледелием, торговлей.
Воспитатель. В основе чувашского женского костюма лежит туникообраз-ная рубаха (кепе) и штаны с широким шагом (йем). Рубаха богато украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук (запон). Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор (тухья) представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками.
Сегодня чувашский народ живёт в соседнем с Нижегородской областью регионе – республике Чувашии. (На слайде 8 появляется изображение карты и символики республики Чувашия.) Столица Чувашии – город Чебоксары.
Живёт здесь удивительный народ,
Способный веселиться и трудиться,
Который очень нежно бережёт
Жемчужины преданий и традиций!
(П. Хузангай)
Домовёнок. Ребята, а вы знаете чувашские народные пословицы, загадки?
Дети по очереди чувашские рассказывают пословицы:
«Натворил дел – не исправишь»,
«Родина - матушка родная – чужая сторона - мачеха» и др.;
загадывают Домовёнку чувашские загадки:
«Под низким небом снег идёт» (сеют муку),
«Меня ждут - не дождутся, а как увидят – разбегутся» (дождь),
«Зимой раздевается, а летом одевается» (лиственное дерево) и др.
Домовёнок. Молодцы! А чувашские сказки вы знаете? (Утвердительные ответы детей; дети перечисляют знакомые сказки.) Тогда отгадайте, из какой сказки эти слова:
1) Видит: далеко-далеко впереди, там, где заря пробуждается, да с солнцем целуется, маленький огонёк светится. («Как братья огонь добывали»);
2) Старик может быть яму-то не заметит, да не в яме дело. Главное, что вокруг ямы было красным-красно от земляники! «Дай порадую свою старуху!» («Злая жена»);
3) Услышав о таком условии царя, всякие там вельможи и министры, не очень-то долго раздумывая, сами себе сказали: «Э, нет, женихов из нас не получится, лучше и не пробовать и не тягаться с царём в словопрении» («Бедный Илюш»).
Домовёнок. Чувашская кукла рядом стоит,
И вот что она передать вам велит:
«Я в Чувашии живу,
Я Чувашию люблю.
Любит праздник мой народ,
В праздник пляшет и поёт.
Чувашский наш костюм стозвонный
Оберегаем все, любя.
На «Акатуй» - на праздник званный
Мы приглашаем, друг, тебя!»
Воспитатель. Акатуй – весенний праздник чувашей, «праздник земледелия». Праздник устраивали в поле. На праздник красили яйца и гадали на них: ребята бросали яйца в поле и смотрели, у кого яйцо разбилось, у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай хлебов. На празднике проводились состязания: бег, прыжки, борьба, конные скачки. И, конечно же, на празднике пели и танцевали. Приглашаю и вас станцевать народный чувашский танец!
Старинный бабушкин сундук
Не открывала я ни разу.
Как откроется сундучок,
Лиса пустится в пляс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День сказок" - тематический план одного дня, посвященного Международному Дню детской книги
Планирование "День сказок" - это клендарный тематический план на один день для детей старшей группы, разработан с учетом требований ФГОС....
21 апреля день сказок
Группа "Цветик-Семицветик"...
День сказок
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №42Пушкинского района г. Санкт- ПетербургСценарий развлечения в младших группах «Путешествие по сказкам» Цель: приобща...
День Сказок. Сказка "Колобок"
Сценарий, расписанный на весь день....
Тематический день в ДОУ «День сказок». Вторая младшая группа
Тематический день в ДОУ «День сказок». Вторая младшая группа Основные задачи:- сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать и...
Тематический день (ранний возраст) "День Сказок"
Из сказок дети берут много различных знаний: сказки знакомят детей с добром и злом, дают представление об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природе. Если сказка удачно выбрана и вместе с ...
Тематический день в ДОУ «День сказок». Для детей 3 – 4 лет
Чтение художественной литературы. Познакомить детей со сказкой; вызвать желание вместе рассказывать сказку; содействовать развитию интонационной выразительности речи.Обогащение словаря детей, совершен...