"День сказок"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Цель: формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.

Задачи:

Образовательные: закрепить у детей знания о чувашских народных сказках, обогащать эмоционально-чувственный опыт ребёнка.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, умение логически излагать последовательность событий. Побуждать детей к импровизации с использованием различных средств выразительности (мимики, жестов, движений и тд.).

Воспитательные: воспитывать у детей чувства сопереживания и взаимопомощи, доброжелательность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_skazok.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по познавательному развитию детей «День  сказок ».

Цель: формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.

Задачи:

Образовательные: закрепить у детей знания о чувашских народных сказках, обогащать эмоционально-чувственный опыт ребёнка.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, умение логически излагать последовательность событий. Побуждать детей к импровизации с использованием различных средств выразительности (мимики, жестов, движений и тд.).

Воспитательные: воспитывать у детей чувства сопереживания и взаимопомощи, доброжелательность.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, атрибуты для игр.

Слайды с изображениями отдельных эпизодов, персонажей чувашских сказок: «Мышка вострохвостик», «Почему ель и сосна вечно зелёные», «Как братья огонь добывали», «Злая жена», «Бедный Илюш», «Девушка на Луне», «Лиса-плясунья».

Предварительная работа: чтение чувашских сказок, рисование любимых сказочных героев, изготовление книжек-малышек, выставка книг, участие в мини-проекте «Сундучок чувашских сказок».

Содержание:

Дети входят в музыкальный зал в чувашских народных костюмах, их встречает воспитатель - Илемпи.  

Илемпи: Я предлагаю вам отправиться в страну чувашских сказок.

- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей).

- Сказки - это волшебный мир чудес и превращений. В сказках всегда добро побеждает зло.

«Взмахом палочки волшебной

Я чудесный мир открою.

Вместе мы перенесемся

В гости к сказочным героям».

(звучит чувашская народная мелодия).

Илемпи: Вот мы с вами и оказались в волшебной стране чувашских сказок. Посмотрите, какая красивая поляна. А кто тут плачет-горюет? (Лисичка).

Илемпи: Что же случилось с тобой, Лисичка? Почему ты плачешь?

Лиса: «Как хочу я оказаться,

В мире сказки, волшебства.

Превратиться в Лису-плясунью,

И для всех вас станцевать!»

Илемпи: Ребята, давайте вспомним сказку «Лиса-плясунья». Какие наряды и украшения были у Лисы в этой сказке? (Ответы детей: красивое чувашское платье, головной убор – хушпу, украшение на шею -монисто и браслет на руку).

 Илемпи: есть у меня волшебный сундучок с теми предметами, которые нужны, тебе, Лиса, для танца.

(Илемпи и дети дарят Лисе платье, хушпу, монисто и браслет.  Под веселую и задорную чувашскую музыку Лиса и девочки танцуют танец).

Сказка - это художественно-фантастическое повествование об отдельных эпизодах поведения героев. Сказка, как художественное произведение доставляет эстетическое удовольствие читателям. Но кроме него, в сказке есть и другое содержание – практическая ценность.

Каждая национальная культура по своему содержанию уникальна и неповторима и является частью мировой цивилизации.

Эта же мысль содержится и в трудах великого чувашского просветителя И.Я.Яковлева, который предлагал приобщать подрастающее поколение чуваш к общечеловеческой культуре через национальное, прежде всего через обучение чувашскому языку. Народная сказка, в том числе и чувашская, демонстрирует личные качества героев главным образом посредством поступков, которые раскрывают все богатство человеческой природы, и выявляют нравственные ценности, реализуемые сказочным персонажем. О поступке же судить абстрактно нельзя. Его необходимо рассматривать в контексте той ситуации, в которой он совершен. Главные нравственные ценности, выявленные мной в чувашских сказках: любовь к родине, уважение к старшим, трудолюбие, верность долгу, целомудрие, честность и правдивость, - полностью соответствуют национально-нравственному идеалу чуваш, сформировавшемуся под влиянием своеобразных исторических условий жизни. Согласно народным представлениям чуваши характеризуются такими специфическими чертами народного характера как дружелюбие, патриотизм, целомудрие, уступчивость, трудолюбие, честность и правдивость, скромность (зиче пил - "семь благословений", "семь благ", "семь добродетелей").

В сказках, созданных народом, выражена его душа, мысли, надежды и стремления, его воззрения на окружающий мир и место человека в нем. Каким бы вымыслом ни казалась сказка, она содержит в себе глубокую истину – в ней нашли свое отражение реальные нравственные принципы народа, его эстетические идеалы.

Использованная литература:

1.     Чувашские народные сказки/ в обработке Данилова Н., Нечаева А. – М.: Художественная литература, 1971.

2.     Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа. – Чебоксары. 2003.

3.     Николаева Е.И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края». – Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2015.

Домовёнок. Молодцы! Чок-чок, открывайся, сундучок! (Из-за ширмы раздаётся звон колокольчика, на экране появляется слайд 8 с изображением «платочка» - фрагмента чувашского орнаментаИз сундучка воспитатель достаёт куклу в чувашском национальном костюме.)

Плодородные арзамасские земли привлекали и чувашей, которые стали здесь селиться и заниматься скотоводством, земледелием, торговлей.

Воспитатель. В основе чувашского женского костюма лежит туникообраз-ная рубаха (кепе) и штаны с широким шагом (йем). Рубаха богато украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук (запон). Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор (тухья) представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками.

Сегодня  чувашский народ живёт в соседнем с Нижегородской областью регионе – республике Чувашии. (На слайде 8 появляется изображение карты и символики республики Чувашия.) Столица Чувашии – город Чебоксары.

Живёт здесь удивительный народ,

Способный веселиться и трудиться,

Который очень нежно бережёт

Жемчужины преданий и традиций!

                                       (П. Хузангай)     

Домовёнок. Ребята, а вы знаете чувашские народные пословицы, загадки?

Дети по очереди чувашские рассказывают пословицы:

«Натворил дел – не исправишь»,

«Родина - матушка родная – чужая сторона - мачеха» и др.;

загадывают Домовёнку чувашские загадки:

«Под низким небом снег идёт» (сеют муку),

«Меня ждут - не дождутся, а как увидят – разбегутся» (дождь),

«Зимой раздевается, а летом одевается» (лиственное дерево) и др.

Домовёнок. Молодцы! А чувашские сказки вы знаете? (Утвердительные ответы детей; дети перечисляют знакомые сказки.) Тогда отгадайте, из какой сказки эти слова:

1) Видит: далеко-далеко впереди, там, где заря пробуждается, да с солнцем целуется, маленький огонёк светится. («Как братья огонь добывали»);

2) Старик может быть яму-то не заметит, да не в яме дело. Главное, что вокруг ямы было красным-красно от земляники! «Дай порадую свою старуху!» («Злая жена»);

3) Услышав о таком условии царя, всякие там вельможи и министры, не очень-то долго раздумывая, сами себе сказали: «Э, нет, женихов из нас не получится, лучше и не пробовать и не тягаться с царём в словопрении» («Бедный Илюш»).

Домовёнок. Чувашская кукла рядом стоит,

И вот что она передать вам велит:

«Я в Чувашии живу,

Я Чувашию люблю.

Любит праздник мой народ,

В праздник пляшет и поёт.

Чувашский наш костюм стозвонный

Оберегаем все, любя.

На «Акатуй» - на праздник званный

Мы приглашаем, друг, тебя!»

Воспитатель. Акатуй – весенний праздник чувашей, «праздник земледелия». Праздник устраивали в поле. На праздник красили яйца и гадали на них: ребята бросали яйца в поле и смотрели, у кого яйцо разбилось, у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай хлебов. На празднике проводились состязания: бег, прыжки, борьба, конные скачки. И, конечно же, на празднике пели и танцевали. Приглашаю и вас станцевать народный чувашский танец!

Старинный бабушкин сундук

Не открывала я ни разу.

Как откроется сундучок,

Лиса пустится в пляс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День сказок" - тематический план одного дня, посвященного Международному Дню детской книги

Планирование "День сказок"   - это клендарный тематический план на один день для детей старшей группы, разработан с учетом требований ФГОС....

21 апреля день сказок

Группа "Цветик-Семицветик"...

День сказок

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №42Пушкинского района г. Санкт- ПетербургСценарий развлечения в младших группах «Путешествие по сказкам» Цель: приобща...

День Сказок. Сказка "Колобок"

Сценарий, расписанный на весь день....

Тематический день в ДОУ «День сказок». Вторая младшая группа

Тематический день в ДОУ «День сказок». Вторая младшая группа   Основные задачи:- сформировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать и...

Тематический день (ранний возраст) "День Сказок"

Из сказок дети берут много различных знаний: сказки знакомят детей с добром и злом, дают представление об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природе. Если сказка удачно выбрана и вместе с ...

Тематический день в ДОУ «День сказок». Для детей 3 – 4 лет

Чтение художественной литературы. Познакомить детей со сказкой; вызвать желание вместе рассказывать сказку; содействовать развитию интонационной выразительности речи.Обогащение словаря детей, совершен...