Рабочая программа " Театральный сундучок"
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Театральный сундучок» разработана в соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа " Театральный сундучок" | 49.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новомалыклинский детский сад «Сказка»
Рабочая программа
кружка
«Театральный сундучок»
в средней группе «Капитошка»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель заведующего по воспитательной работе ____________ С.В.Алкарева | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ Новомалыклинский детский сад «Сказка» __________Л.В.Макарова |
Разработчик:
воспитатель высшей
квалификационной
категории Ершова Т.И.
с. Новая Малыкла
2020
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебный план | 8 |
3 | Содержание учебного плана | 9 |
4 | Календарный учебный график | 11 |
5 | Условие реализации программы | 14 |
6 | Список использованной литературы | 15 |
7 | Приложение | 16 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Театральный сундучок» разработана в соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - средняя группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Актуальность.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Новизна программы позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность программы: Воспитывать потребность духовного обогащения ребенка, способность взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Направленность: данная программа направлена на усвоение детьми социального опыта, т.е навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно ориентироваться в социуме.
Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Цели и задачи программы:
Цель:
Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям, развивать личность через театрализованную деятельность.
Задачи:
1.Образовательные:
Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;
Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте.
2. Развивающие:
Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
Воспитательные:
Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.
Срок реализации:
Сроки освоения программы: с 16сентября – по 31 мая 2021 года, 2раза в неделю.
Общее число занятий: 36 .
Возраст, на который направлена программа(дети средней группы,от4до5лет)
Основные формы, методы и приемы проведения занятий :
Наглядные приёмы.
Просмотр представлений кукольного театра.
Постановка сказок, инсценировки.
Картинки и фото.
Словесные приёмы.
Беседа.
Рассказы.
Чтение.
Стихотворения, загадки.
Практические приёмы.
Этюды.
Упражнения на социально-эмоциональное развитие.
Психогимнастика.
Скороговорки.
Игра.
Ожидаемые результаты :
1. Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения.
2. Передавать образ героя мимикой, жестами.
3. Умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения.
4. Обладать умением работать в коллективе.
Способы определения результативности:
Педагогическая диагностика способностей театрализованной деятельности дошкольников средней группы «Фантазеры» за 2018-2019 г.г. (автор Е.А. Антипина).
Проводится два раза в год (начало и конец учебного года).
Описание инструментария театрализованной деятельности в средней группе «Фантазеры».
Инструментарий педагогической диагностики кружка по театральной деятельности представляет собой описание ситуации, вопросов, поручений, игровых упражнений, театральных этюдов для определения сформированности у ребенка артистических способностей.
Входная диагностика проводится 16 – 02 октября .
- Итоговый мониторинг проходит в мае
Формы подведения итогов
Для проведения итогов используются :
Участие в конкурсе по театрализованной деятельности.
Участие в концертах,
Показ драматизаций для детей сада, родителей;
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, диагностическая карта, открытое занятие для родителей «К нам сказка пришла».
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№п/п | Название раздела ,темы | Количество часов |
1 | Драматизация сказки | 6 |
2 | Игры на мимику | 8 |
3 | Игры -импровизации | 4 |
4 | Этюды | 5 |
5 | Пантомимические игры | 3 |
6 | Настольный театр | 4 |
7 | Музыкально ритмические композиции | 4 |
8 | Диагностика | 2 |
Всего | 36 |
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
№ п/п | Раздел/Тема | Методы обучения и воспитания | Форма организации образовательного проекта | Форма организации занятий | Педаго- гические технологии | Обеспечение занятия. Дидактические материалы |
1 | Драматизация сказки | словесный | подгрупповая | беседа | Здоровье сберегаю щие игровые информаци онно коммуника тивные | Костюмы, декорации, музыкальное сопровождение |
2 | Игры на мимику | наглядный | подгрупповая | Показ | Здоровье сберегаю щие игровые информаци онно коммуника тивные | Театральная кукла Мышка. Маски животных. |
3 | Игры -импровизации | словесный | подгрупповая | беседа | Здоровье сберегаю щие игровые информаци онно коммуника тивные | Декорация музыкальное сопровождение, |
4 | Этюды | наглядный | подгрупповая | беседа | Здоровье сберегаю щие игровые информаци онно коммуника тивные | Иллюстрации по сказкам |
5 | Пантомимические игры | наглядный | подгрупповая | показ | Здоровье сберегаю щие игровые информаци онно коммуника тивные | |
6 | Настольный театр | наглядный | подгрупповая | чтение | Здоровье сберегаю щие игровые информаци онно коммуника тивные | Настольный театр |
7 | Музыкально ритмические композиции | наглядный | подгрупповая | показ | Здоровье сберегаю щие игровые информаци онно коммуника тивные | Музыкальное сопровождение в записи. |
8 |
4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Форма проведения занятия | Тема занятия. Цель. |
1 | Сентябрь | Диагностика | |
2 | Сентябрь | Тематическое ,игровое | «Назови свое имя» Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; |
3 | Октябрь | Тематическое ,игровое | Листочки в саду». «Осенний вальс» Познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызвать положительный эмоциональный отклик детей; Совершенствовать умение красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения |
4 | Октябрь | Тематическое ,игровое | «Мышка - норушка». Формировать умение вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку. |
5 | Октябрь | Тематическое ,игровое | «Колобок – колючий бок». Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; Формировать умение отвечать на вопросы полным и содержательным ответом. |
6 | Октябрь | Комбинированное | « Колобок – колючий бок». Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями. |
7 | Ноябрь | Комбинированное | «Лучшие друзья». Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение .Формировать умение детей высказываться; развивать умение воспринимать сюжета игры. |
8 | Ноябрь | Тематическое ,игровое | «Если с другом вышел путь» Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия. |
9 | Ноябрь | Комбинированное | «Все мы делим пополам» Воспитывать дружелюбие, коллективизм |
10 | Ноябрь | Комбинированное | «Лучшие друзья». Развивать творческие способности. |
11 | Декабрь | Тематическое ,игровое | «Вот как я умею» побуждать к двигательной имитации, Формировать умение импровизировать, в рамках заданной ситуации. |
12 | Декабрь | Комбинированное | «Чуть-чуть грустно» Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях. |
13 | Декабрь | Комбинированное | «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише». Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций. |
14 | Декабрь | Тематическое ,игровое | «Где мы были, мы не скажем». Создать положительный эмоциональный настрой. |
15 | Декабрь | Комбинированное | «Загадай загадку».Формировать умение внимательно слушать. |
16 | Январь | Тематическое ,игровое | «Три медведя». Побуждать к активному восприятию сказки; Совершенствовать умение слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета |
17 | Январь | Комбинированное | Игровые упражнения, передающие образы героев сказки. Вспоминать знакомую сказку. Формировать умение отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. |
18 | Январь | Комбинированное | Драматизация сказки «Три медведя». Воспитывать эмоциональность |
19 | Февраль | Комбинированное | Просмотр сказки «Храбрый петух».Формировать представление о кукольном театре; Совершенствовать умение внимательно смотреть сказку. |
20 | Февраль | Комбинированное | Этюд – упражнение «Как воет ветер». Формировать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; Развивать выразительну. артикуляцию. |
21 | Февраль | Комбинированное | «Веселые путешественники» Формировать умение красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности |
22 | Февраль | Тематическое ,игровое | Пантомимические этюды. Формировать выразительную мимику и движения в играх-этюдах. |
23 | Март | Тематическое ,игровое | «Если добрый ты». Побуждать к активному восприятию стихотворения;Развивать умение исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. |
24 | Март | Тематическое ,игровое | Рассказывание сказки В.Сутеева«Кто сказал «мяу»? Совершенствовать представление о жизни домашних животных; Формировать умение воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание. |
25 | Март | Тематическое ,игровое | Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»Совершенствовать умение детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. |
26 | Март | Тематическое ,игровое | Подготовка к драматизации сказки В.Сутеева«Кто сказал «мяу»? Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением. |
27 | Март | Тематическое ,игровое | Драматизация сказки В.Сутеева«Кто сказал «мяу»?Воспитывать интерес к драматизации. |
28 | Апрель | Тематическое ,игровое | «Цветы на полянке». Формировать ролевое воплощение, побуждать к двигательной активности. |
29 | Апрель | Тематическое ,игровое | Игра-конкурс «Попросись под грибок». Развивать воображение детей, Совершенствовать умение высказываться, выразительно двигаться под музыку |
30 | Апрель | Тематическое ,игровое | Игра-имитация «Пойми меня». Продолжать формировать умение передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности. |
31 | Апрель | Тематическое ,игровое | Драматизация сказки В.Сутеева « Под грибом». Формировать умение воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус. |
32 | Май | Тематическое ,игровое | Настольный театр по сказке «Теремок» Воспитывать интерес к разным видам театров. |
33 | Май | Комбинированное | Подготовка к драматизации сказки «Теремок» Воспитывать эмоциональность |
34 | Май | Тематическое ,игровое | Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей).Продолжать воспитывать дарить добро . |
35 | Май | Тематическое ,игровое | По следам сказок. Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка.Совершенствовать умение вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы |
36 | Май | Диагностика | |
5. Условие реализации программы
Предметная среда
Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.
Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».
Иллюстрации к сказкам, грибок, маски шапочки зверей.
Зонтики.
Настольный театр, маски зверей по сказке.
Ширма, куклы бибабо к сказкам.
Список литературы
1. Акулова Т. А. Театрализованные игры.
2. Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012
3. Ковалец «Азбука Эмоций».
4. Князева О.Л.– Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.,6.
6. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: СфераГод: 2001
7. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,
8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 200
9. Сорокина Н.Д. Программа “Театр – Творчество – Дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.
10. Сорокина Н.Ф.. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: «АРКТИ», 2001. Сборник « театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета).
Приложение
1.Список детей по подгруппам
1 подгруппа | 2 подгруппа |
Абдулгафуров Тимур | Михайлова Настя |
Борисов Геннадий | Однороженко Вика |
Борисова Лена | Пархоменко Аня |
Вертянкина Ксюша | Рыбаконов Иван |
Васильев Максим | Смоленцева Вика |
Гизятуллов Айдар | Тутаров Егор |
Ершова Валерия | Хайруллин Максим |
Красильникова Ксюша | Чернов Вениамин |
Карасёв Дима | Шамсутдинов Артур |
Кистаев Костя | Тарынчева Кира |
2. График проведения занятий
Дни недели | Название кружка | Время проведения | Руководитель кружка |
Вторник | « Театральный сундучок» | 15.50-16.10. | Ершова Татьяна Ивановна |
Четверг | « Театральный сундучок» | 15.50-16.10. | Ершова Татьяна Ивановна |
3.Диагностика
Основным видом деятельности у дошкольников является игра. Игры у детей можно рассматриваться как импровизированные театральные постановки. А ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. Поэтому особое значение в детских садах отводится театрально-игровой деятельности, как способу развития творческих способностей детей, а самое главное социализации ребенка.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста последствием театрализованных игр необходимо
- чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей
- педагогическое сопровождение должно быть построено с учетом постепенного нарастания самостоятельности ребенка
- театрально-игровая среда должна быть динамично-изменяющейся (от элементарного к более сложному).
В средней группе должны уже создаваться условия для коллективных режиссерских игр. Кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, который способствует развитию воображения, а педагог занимает позицию помощника.
В современной педагогике существует ряд различных диагностических методик, которые позволяют выявить творческий потенциал ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Театральный сундучок"
Художественно-эстетисческое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетич...
Программа "Театральный сундучок"
Программа по дополнительному образованию детей театрального кружка "Театральный сундучок"...
Методическая разработка: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Театральный сундучок» Направленность – художественная, Возраст – 4-5 лет, Срок реа...
Программа "Театральный сундучок"
Аннотацияк образовательной услуге «Театральный сундучок» Краткая характеристика Программы: В рабочей программе образовательной услуги «Театральный сундучок» (програ...
Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"
Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...