Программа "Театральный сундучок"
рабочая программа
Художественно-эстетисческое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разннообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художествеено-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а так же творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnyy_sunduchok.docx | 64.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято Утверждаю:
На заседании педагогического совета Заведующий МДОБУ № 12
Протокол № 01 25.08.2018 г.Соль-Илецка
______ Е.Л. Горшунова
Приказ № 01от 25.08.2018
Программа по реализации образовательной области
художественно-эстетическое развитие
«Театральный сундучок»
Возраст детей 5-6 лет
Срок реализации – 1 год
Автор – составитель
Воспитатель высшей категории
Герасимова Юлия Александровна
2018г
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Дополнительная общеразвивающая программа в области искусства «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК» МДОБУ Детский сад №12 «Звездочка» |
Обоснование для разработки Дополнительной общеразвивающей программы | Программа дополнительного образования в области искусства «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК» составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерациии» от 29.12.2012№273-ФЗ; 2.Уставом МДОБУ № 12 от 13.12.2016 №832. 3.Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г №26 г Соль-Илецка «Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» |
Цель Дополнительной общеразвивающей программы | Приобщение к мру театра через личное участие детей в театрализованных постановках |
Задачи Дополнительной общеразвивающей программы | Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров(кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др) 2. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 3. Пополнять словарный запас дошкольников; 4. Приобщить детей у театральной культуре |
5. Обогатить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральныз профессиях, костюмов, атрибутах, театральное терминологии. 6. Развит у детей интонационную выразительность речи. 7. Обучить детей выразительности жество и мимики. 8. Развить артистические и исполнительские способности детей в процессе переживания и воплощения образа. 9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 10. Ыоспитывать у детей чуткость, воспиимчивость, любовь и интерес к литературным произведениям и их героям. 11. Создавать условия для развития творческой активности детей, учавствующих в театрализованнной деятельности, а так же поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. 12. Создавать условия для совместной таетрализованной деятельности детей одного возраста, детей разного возроста и взрослых (постановкасовместных спектаклей с участием детей разного возраста, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.). | |
Сроки и этапы реализации дополнительной общеразвивающей программы | 1 год – 96 часов. |
Ожидаемые результаты | 1. Дети узнали различные виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.). 2. Научились элиментам и приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. 3. Получили знания о театре, его истории, устройстве, театральных рофессиях, коочтюмах, атрибутах, театральной теримналогии. 4. Улучшениее интанациооной выразительности речи. 5. Научились элиментам выразительности жестов и мимики. 6.Дети наулились работать в коллективе как своего возраста, так и со взрослами или детьми другого возроста. |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
«Из всех видов художественной деятельности
именно театрализованная ближе всего ребенку,
поскольку в ее основе лежит игра-
неиссякаемый источник творчества.»
Художественно-эстетисческое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разннообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художествеено-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а так же творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Занятия таетральной деятельности помагают развить интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требует от ребенка решительности,систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации.Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностейребенка, раскрепощению и повышению самооценки.Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает
Ему продемонстрировать товарищам своюю позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.Дети становяться более раскрепощенными, общительными; они учаться четко сформулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира( людей, культурных ценностей, пророды), которе, развиваясь паралельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.Ребенок начинает чувствовать, что логика- это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно.Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учиться уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учиться преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности «Театральный сундучок», даллее программа, составлена с учетом основных принципов и подходов, возрастных особенностей детей.
Программа по театрализовонной деятельности детей 5-6 лет реализуется постердством технологий программы М.Д. Махаевой «Театрализованные занятия в дестком саду» с элем ентами программы « Театр – творчество – дети» Сорокиной.
Направленность программы:
Данная программа направленна на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а так же в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумавании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении какой-то позновательной проблемы, но в то же время уважения к коллективу, умении идти на компромиссы – важные моменты этой программы.
Новизна программы:
В дошкольном возрасте дести подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими людьмирассказ, рисунок, образ. Данная программа направленна на развитие у детейсамостоятельности в художественом творчестве, активности. В ходе овладении программы дети должны придумывать игры, сазкасы, рассказы, сценярии, по-своему передвать сценический образ. Не копировать чужое, а самому созавать, фвнтазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие видыдеятельности: познавательную, художественно-эстетическую, комуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – по своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладения навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. Реализуются задачи ориентирования на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребностей духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности – все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Актуальность программы:
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи – это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира.
Что бы преодолеть эти проблемы , нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой – то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
А самой благодарной почвы для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.
Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы по дополнительному образованию «Театральный сундучок» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.
Педагогическая целесообразность;
Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает обучающимся постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Занятие в коллективе способствуют повышению самооценки дошкольников. Важнейшим в детском творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности.
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы
Цель программы- Приобщение к миру театра через личное участие детей в театрализованных постановках
Задачи
1.Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский)
2.Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
3.Пополнять словарный запас дошкольников;
4.Приобщить детей к театральной культуре.
5.Обогатить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
6.Развивать у детей интонационную выразительность речи.
7.Обучить детей выразительности жестов и мимики.
8.Развивать артистические и исполнительские способности детей в процессе переживания и воплощения образа.
9.Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
10.Воспитывать у детей чуткость , восприимчивость, любовь и интерес к литературным произведениям и их героям;
11.Создать условия для развития творческой активности детей, учавствующих в театрализованной деятельности, а также поэтапно освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
12.Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей одного возраста, детей разного возраста и взрослых(постановка совместных спектаклей с участием детей разного возраста, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр)
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучния-96 часа в год
Программа предполагает 2 занятия в неделю во 2 половине дня
Продолжительность занятия:
Дети от 5 до 6 лет- не более 25 минут
Общее количество участников в группе -15-20 человек
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В основе Программы заложены следующие основные принципы:
- Построения деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования, становиться субьектом образования;
- Личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений;
- Поддержка инициативы ребенка, уважение к его личности;
- Сотрудничества с семьей и обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дополнительного образования
- Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах театральной деятельности;
- Возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований , методов возрасту и особенностям развития);
- Воспитывающего обучения: руководитель в процессе обучения одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка
- Постепенности , последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; .постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
- Наглядности: в процессе обучения главную роль играет так называемая звуковая и зрительная наглядность, конкретное слуховое восприятие
звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности –это образец исполнения педагогом.
10)прочности : выученные детьми танцы через некоторое время забываются, если их систематически не повторять .Закрепление репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
В программе учитываются следующие подходы:
- Личностно –ориентированный подход- ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи- помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения
- Деятельностный подход- предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней
Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен и активен не менее взрослого
3)системный подход –это организация образовательного процесса, в котором главное место отводиться активной и разносторонней , в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
4) индивидуальный подход- выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
1.1.3.Значимые характиристики.Возрастные и индивидуальный особенности детей 5 -го-6 –года жизни.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими изменениями.Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами. Поэтому в Программе учитываются и возрастные и психические особенности детей.
Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Индивидуальные особенности детей
Для успешного обучения и воспитания ребенка- необходим индивидуальный подход, с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка.
При выявлении индивидуально-типологических особенностей было выделено четыре типа темперамента. Первые проявления темперамента заметны с рождения -это врожденные черты. Знания черт темперамента помогает найти индивидуальный подход в воспитания и полученные желаемого результата.
Сангвиник
Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.
Холерик
Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него необычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками.
Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск.
Такие дети невнимательны, и не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.
Флегматик.
Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей.
Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти.
Меланхолик
Застенчив, робок , нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу.
Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они не редко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.
Таким образом, содержание программы систематизированно по тематике спектаклей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников 4-7 лет. Занятия строятся на активной познавательной, речевой и эмоциональной деятельности детей. Необычность и новизна изучаемого материала создают определенный фон, поддерживают у детей состояние творческогот переживания, подъема, осмысление окружающего мира. Впроцессе обучения используются этюды, скороговорки, танцевальные импровизации,игры-инсценировки, различные виды театров.
Учитывая разновидность коллектива, Программа строится на индивидуальном подходе к каждому возрасту детей к каждому ребенку отдельно.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
По окончании 7-летнего возраста дети научились:
- Дети узнали различные виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др).
- Научились элементами и приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Получили знания о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- Улучшение интонационной выразительности речи.
- Научились элементами выразительности жестов и мимики.
- Дети научились работать в коллективе как своего возраста, так и со взрослыми или детьми другого возраста.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы занятия
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Ведущей формой организации занятия является практическая деятельность. Каждое занятие состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Продолжительность занятий составляет 25 минут. Это обусловленно возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
2.2. Формы работы на занятиях.
1. Театрализованные игры.
2. Просмотр спектаклей взрослых.
3. Рассказы педагога о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Бесседы-диалогию.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Кукольный театр | Настольный, стендовый, теневой, пальчиковый и т.д. | |
Драматизация | Сказки, потешки, стихи, лит. тексты и т.д. | |
Спектакли | Музыкальные драматические, ритмо-пластические и т.д. | |
Таетральные действа | Мюзикл, фольклорные праздники, муз-лист. компазиции и т.д. |
2.3. Этапы работы над спектаклем.
1 этарп – выбор пьесы и обсуждение с детьми.
2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ из детьми.
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4 этап – поиск музыкально-плпстического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.
5 этап –репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением.Работа над выразительностью речи.
6 этап –репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.
7 этап- премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией.Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.
8 этап-обсуждение инсцинировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.
Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
9 этап, заключительный-это повторные показы спектакля(инсценировки).Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же.Этого можно избежать, если играть спектакль в разных сосотавах. И здесь задача педагога- раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не поражать другим исполнителям.Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать( стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись)
2.4. Этапы работы над ролью:
1. Развитие эмоциональной сферы:
-графическое изображение различных эмоций
- игры на мимическое изображение эмоций
-игры на интанационное звукоподражание в различных эмоциональных состояниях.
2. Работа над образом.
3. Разыгрывание сюжета в различных видах театра.
2.5.Методы и приемы работы на занятиях:
Методы | Приемы |
Наглядный | Наглядно –зрительные, наглядно-слуховые |
Практический | Придумывание вариантов мимики и жестов при работе с разучиванием роли , собственные и имитационные исполнения |
Словесный | Краткое одновременное описание и объяснение ролей, образный сюжетный рассказ |
Проблемного обучения | Творческое исполнение готовых заданий, самостоятельное добывание знаний |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сказок и инсценировок |
2.6. Взаимодействие с родителями:
Родители оказывают помощь в изготовление атрибутов,костюмов к праздникам; учавствуют в качестве персонажей .
Беседы с родителями , их участие в занятиях помогают и дома закреплять знания и навыки , полученные детьми и , тем самым, достич желаемых нами результатов.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально-техническое обеспечение
-музыкальный зал
-электронное пианино «PRIVIA»
-мультимидийный проектор с экраном
-картотека МР3дисков;
-микрофоны
- шумовые инструменты (деревянные ложки)
- нотный материал
- музыкальный центр
- ширма
- экран для теневого таетра
- доска для театра на фланелеграфе
3.2. Обеспеченность методическими марериалами и средствами обучения и воспитания.
Научно-метадическое обнспечение Программы определяется в соответствии с правилами развития детей.
Набор детских музыкальных инструментов:
Ударные:
- Металлафоны детские:
12 пластин – 2 шт.
- Барабаны:
Деревянные неокрашенные – 2 шт.
- Треугольники – 3 шт.
- Колокольчики на подставке.
- Бубен деревянный – 1шт.
- Маракасы – 8 шт.
Атрибуты к музыкально-ритмическим упражнениям:
Флажки разноцветные – 20 шт.
Платочки:
Прозрачные – 30 шт.
Осенние листья.
Султанчики – 30 шт.
Цветочки.
Снежки.
3.3. Оборудование детского театра
1. Настольный театр игрушек.
2. Настольный театр картинок.
3. Настольная ширма.
4. Фланелеграф.
5. Теневой театр.
6. Пальчиковый театр.
7. Театр Би-ба-бо.
8.Театр Петрушки.
9. Детские костюмы для спектаклей.
10. Детские костюмы для спектаклей.
11. Элементы костюмов для детей и взрослых.
12. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
13. Декарации к спектаклям.
14. Ширма для кукольного театра.
15. Методическая литература.
16. Речевой материал: чистоговорки, скороговорки и т.д.
17. Картотека пальчиковых игр.
3.4. Литература
1. Штанько И. В. «Художественно-0эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС», М:УЦ «Перспектива», 2015.
2. Дерягина Л.Б. «Тетрализовагнаая деятельность», СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
3. Князева Л.Ю. «Имповизируем в игре, поем, ставим мпектакль», М.: «ВАКО», 2016.
4. Судакова Е.А. «Времена гора», СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
5. И. Куплунова, И. Новоскольцева «Ладушки», СПб: НЕВСКАЯ НОТА, 2015.
Дополнительная литература.
6. Маханева М.Д. «Татрализованные занятия в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2003.
7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – Творчество – дети» (развитие творческих способностей), СПб., 2002.
8. Артемова Л.В. «Тетрализованные игры дошкольников», М.: Просвещение, 1991.
9. Касатина Е.И., Реутская Н.А. и др. «Тетрализованные игры в дестком саду», Издательство ВИРО, 2000.
10. А.Е. Антипина «Тетрализованная деятельность в детском саду» М.: Просвещение, 2003.
11. Блохина Л.А. «Начинаем наш концерт», Я.: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2003.
Приложение 1
Учебно-тематический план.
№ | Виды деятельности | Тема занятий | Количество часов |
1. | Знакомство с театром. | Здравствуй театр. Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с профессиями костюмера и гримера. | 6 |
2. | Снятие мышечного напряжения и раскрипощения детей. | Творческие упражнения. Пальчиковыйигротреннинг. «Расскажи стихи руками». | 8 |
3. | Знакомство с основами кукольного театра и куловождения. | Знакомство с пальчиковыми куклами. Знакомство с пальчиковым ходячим театром. Обучение способам владения пальчиковыми куклами. Знакомство с куклой-марионеткой. Обучение способам владения куклами-марионетками. | |
4. | Распознавание и изображение эмоций | Этюды на сопоставление эмоций. Этюды на выражение основных эмоций. Знакомство с пиктограммами. Нарисуй и скажи. Наши эмоции. Голосовые интонации. | |
5 | Освоение пантомимических навыков | Упражнение для развития пластики рук. Развитие выразительной мимики.игра-пантомима «Шепот и шорох». Загадки без слов. Отгадай кто (что) мы? Попробуем изменится. Игралочка. Нарисуй и скажи. | |
6 | Совершенствование художественно-образных выразительных умений | Игра с воображаемым предметом. Развитие пластической выразительности при создании образа. В гостях у дедушки Молчка. Театральные этюды. Творческие задания на сценической площадке. Ролевая гимнастика у зеркала. Этюды на выразительность жеста. Немой диалог. Продолжить разыгрывать театральные этюды. Тетрализованные импровизации. У зеркала. | |
7. | Развитие интанационной выразительности речи | Интанационн-выразительное проговаривание фразы. Веселые превращения. Договорим то, что не придумал автор. Разыгрование мини-сценки. Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть. Сочиняем стихи. Разговор по телефону. Разыгрование мини-сценок. | 6 |
8. | Драматизация литературных произведений | Инсценировка стихотварения Степанова «Веселое превращения». Инсценировка р.н. сказки «Морозко». Драматизация сказки Чуйковского «Айболит и воробей». Разыгрование по ролям сказки «Рак бездельник». Инсценирование стих. «Надин сон». Драматизация сказки Сладкова «Медведь и солнце». Выразительное чтение с элементами драматизации по стих. Чуковского «Телефон». Инсценировка «Кузнечик» А.Ануктина. Разыгрывание по роля «Киска» И Жукова. | 6 |
9. | Знакомство с произведениями худ. литературы | Знакомство со сказкой Чуковского «Айболит и воробей». Знакомство со стих. Сладкова «Медведь и солнце". Знакомство со стих «Надин сон». Знакомство со сказкой Осеевой «Добрая хозяюшка». Знакомство со сказкой «Коза дереза». | 10 |
10. | Подготовка инсценировок, постановок | Подготовка инсценировка р.н. с. «Морозко». Знакомство со сценариями спектакля «Как мальчик Петя маму искал». Подготовка инсценировки стихотворения «Надин сон». | 17 |
11. | Участие детей в постановках | Кукольный спектакль «Красная шапочка и добрый Волк». Показ театра игрушек «как собака друга искала». Показ спектакля «Как мальчик Петя маму искал». Театр игрушке по сказке Осеевой «Добрая хозяюшка». Показ кукольного спектакля «Коза-дереза». | 10 |
ИТОГО | 96 |
Основное содержание разделов:
- Знакомство детей с театром. Занятия на эту тему помогут детям сформировать представление о театре, как о виде искусства, познакомиться с некоторыми театральными профессиями (режиссера, сценариста, гримера, костюмера и т.д.).
- Снятие мышечного напрчяжения и раскрепощения детей. Предлагаемые в этом виде деятельности упражнения способствуют воспитанию уверенности в себе, умению расслабиться, раскрепоститься.
- Знакомство с основами кукольного театра и кукловожения. Дает детям представление о разных видах кукольного таетра, познакомит детей с театральной ширмой, поможет овладеть способами управления куклами.
- Распознавание и изображения эмоций. Познакомить детей с пиктограммами, научить различать и передвать различные эмоции (радость, огорчения, страх, злость, обиду, удивление).
- Овладение понтамическими навыками. Поможет детям овладеть навыками образно-выразительной мимики и пантомимики, научит детей владеть своим телом, поможет развить детскую пластику.
- Совершенствование художественно-образных выразительных умений. Учит днтей использовать разнообразные средства выразительности для создания образа, передачи характера выбранного персонажа, его эмоциональное состояния, развивает творческое воображение, инициативу и фантазию.
- Развитие интонационной выразительности речи. В процессе деятельности формируется выразительность речевых диалогов, дети учатся проговаривать текст с различной интонацией, развивается речевое творчество, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
- Драматизация литературных произведений. Развивает творческую самостоятельность в передаче образа, совершенствует образные исполнительские умения, способствует развитию умения взаимодействовать в коллективе.
- Знакомство с произведениями худоржественной литературы. В этом виде театрализованной деятельности дети позгакомятся с некотороми произведениями художественной литературы в основном сказками и стихотворениями, их содержанием, научатся оценивать поступки герое, высказывать свое отношение к ним.
- Подготовка инсценировок и постановок. В этом виде деятельности идет распределение ролей, работа над образами героев. В совместную деятельность привлекаются и родители – изготовление костюмов и атрибутов, заучивание текстов ролей.
- Участие детей в постановках. Данная деятельность позволит: развить творческую инициативу, умение взаимодействовать друг с другом на сценическойплощадке, сотрудничестве между детьми; сформировать уверенность в себе, способность раскрепоститься; стимулировать творческую активность детей.
Содержание, формы и методы проведения занятия способствует одновременно достижению трех основных целей:
- размитию речи и навыков театральго-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
-социально-эмоциональному развитию детей.
На каждом возрастном уровне содержание и тема раскрывается с учетом возростных особенностей детей (усложнением терминологии, длительностью занятия, углублением знаний по одной и той же теме).
Приложение 2
Способом проверки знаний и умений детей является:
- Диагностическая карта развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Ф.И. ребенка | Теоретические знания | Практические умения | |||||||||
Знание театральных жанров | Знания содержания сказок | Умение узнавать героев тетрализованных действий | Знание видов кукольного театра | Устройство театра | Умение свободно и раскрепощенно держаться при выступлении | Соглосование своих действий с действиями актера | Импровизация с помощью средств выразительности | Желание произносить монологи и диалоги в соответствии со сценярием). | Знание приемов кукловождения | Участие в тетрализованных действиях и постановках | |
Приложение 3.
Система диагностик дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
- Основы театральной культуры
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения. | Понимает содержание произведения. |
2 | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета(завязку, кульминацию, развязку) | Выделяет единицы сюжета. | Затрудняется выделить единицы сюжета |
3 | Дает подробные словесные характиристики главных и второстепенных героев. | С помощью воспитателя дает словесные характеристики главным и второстепенным персонажам. | Различает главных и второстепенных героев |
4 | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности(эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3 Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях характере героя использует вербальные и невербальные средства выразительности(мимику, жест, движение, позу, интонационно-образную речь) | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях, может их продемонстрировать по напоминанию педагога. | Различает эмоциональное состояние и их характеристики, но затрудняются их продемонстрировать |
4 Навыки кукловождения
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. | Владеет элементвми навыков кукловождения. |
5. Музыкальное развитие
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы. | Передает в свободных плпстических движениях характер музыки. | Затрудняеется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки. |
2 | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета. | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом. | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику персонажу из предложенных педагогом. |
3 | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободное пение, танец в спектакле. | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты подбирает музыкальное сопровождение, свободное пение, танец. | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструмантах и подобие знакомых несен к спектаклю. |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей. | Создает эскизы персонажей и декараций и основных действий спектакля. | Создает рисунки на основе действия спектакля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"
Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....
Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»
Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1. Закрепить умения различать ...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....
"Поиск волшебного сундучка"
Сценарий празднования дня рождения в детском саду....
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. тема "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"...
Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»
В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...