Методическая разработка: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок»
методическая разработка (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральный сундучок» Направленность – художественная, Возраст – 4-5 лет, Срок реализации – 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_teatralnyy_sunduchok.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрация Бакчарского района
МБДОУ «Центр развития – развития ребенка – детский сад с.Бакчара»
Принято Педагогическим советом ДОУ Протокол от 31.80.2022 №1 | Утверждаю: Заведующий Н.А.Лаврикова Приказ от 31.08 2022 № 66 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральный сундучок»
Направленность – художественная
Возраст – 4-5 лет
Срок реализации – 1 год
Разработчик(и):
музыкальный руководитель,
Фатеева Наталья Михайловна,
первая квалификационная категория
с.Бакчар- 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
1.Целевой раздел программы .....................................................................................3
Цель программы.........................................................................................................4
Задачи программы.......................................................................................................4
2.Содержательный раздел программы.........................................................................8
Учебно - тематический план..........................................................................................7
3.Организационный раздел:
Материально техническое оборудование.....................................................................6
Литература ......................................................................................................................9
Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок » (далее Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью.
Пояснительная записка
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но, в то же время, они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, увлекаясь телефонами и планшетами, их интересы ограничены, а игры из телефонов их не всегда развивают. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, пение, фантазию, подражание, импровизацию со своими сверстниками.
Актуальность.
Театрализация – искусство, объединяющее слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Сказки, инсценировки и тематические эпизоды учат дружить, развивают у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказки предостерегают об опасности — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших. В сказках и постановках высмеиваются такие черты характера, как страх и трусость, вознаграждается трудолюбие, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется.
Жанр сказок, постановок и инсценировок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказках и постановках в главных и второстепенных ролях ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сказочные роли несут ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Театрализованная деятельность помогает ребенку разобраться что такое хорошо, а что такое плохо, пропустить эмоциональность через свою душу. Театрализация воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Через постановки рассказов, инсценировок, сказок, или тематических эпизодов открываются большие возможности для многостороннего развития способностей ребенка
и это развивает:
- сферу чувств;
- способность поставить себя на место другого, возможность радоваться и тревожиться вместе с ним;
- интерес к творчеству;
- чувство коллективизма, воспитывает чувство прекрасного;
- создает условия для активизации театрализованной деятельности;
- формирует эстетические и познавательные способности, как неотъемлемую характеристику их мировосприятия и поведения.
Новизна и актуальность программы:
Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Театрализация с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через репетиции и постановки, и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Особенности программы
Каждый ребенок одарен природной способностью творить и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы. Содержание программы «Театральный сундучок» взаимосвязано с программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети». Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, игре на нескольких музыкальных инструментах, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру творчества. Использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности каждого! Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.
Основной целью программы является:
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи программы:
Обучающие:
Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;
Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Развивающие:
Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развитие умения пользоваться разнообразными жестами;
Развить умение играть на нескольких музыкальных инструментах;
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
Развитие правильной артикуляции, умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость;
Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ и выступления на праздниках, утренниках, развлечениях и родительских собраниях.
Снятие зажатости и скованности;
Развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми;
Воспитательные:
Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы. Программа построена с учетом следующих принципов:
1.Принцип систематичности и последовательности;
2.Принцип подражания через личное участие педагога.
Адресат Программы:
В реализации программы участвуют дети 4-5 лет.
Объем и срок реализации:
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.). В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия. Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин. Общее количество занятий в год – 36. Срок реализации программы -1 год.
Итогом деятельности кружка является:
-участие в постановке спектаклей;
-сказки – драматизации, или эпизоды, постановка сценок к праздникам.
Формы обучения:
игра;
импровизация;
инсценировки и драматизация;
объяснение;
разучивание произведений;
обсуждение;
наблюдения;
словесные, настольные и подвижные игры;
пантомимические этюды и упражнения.
Форма отчетности:
Спектакли для детей раннего возраста;
Показ эпизодов на утренниках;
Выступление на родительских собраниях.
Мониторинг.
Нормативно – правовое обеспечение: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок» разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
1.Федеральный закон РФ 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3.Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года №196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
5.Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
6.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).
Методическое обеспечение: Содержание программы «Театральный сундучок» взаимосвязано с программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».
1. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»
2. Калинина Г.В. «Давайте устроим театр!»
3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».
4. Интернет – ресурсы.
5. Авторские идеи.
Материально – техническое обеспечение
Оборудование:
Ноутбук, колонки.
Детские костюмы (При необходимости для спектаклей).
Атрибуты для занятий и для спектаклей.
Экран и проектор
Декорации к спектаклям.
Музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, трещотки пластинчатые, трещотки круговые, набор треугольников, колокольчики , дудки, ложки деревянные, барабаны, Набор колокольчиков и др.
Книги и иллюстрации к сказкам.
Методическая литература.
Авторские эпизоды, инсценировки к сценариям.
Информационное обеспечение:
Аудио подборки и видео, фото, интернет источники.
Кадровое обеспечение: музыкальный руководитель Фатеева Наталья Михайловна, первая квалификационная категория.
Планируемые результаты:
Ожидаемый результат:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Формы подведения итогов:
-Театрализованные представления;
-Досуги;
-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
по итогам работы кружка ребенок будет уметь:
Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
Разыгрывать простые постановки по известным ему литературным произведениям и придуманные авторские сюжеты с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
Выступать перед детьми и родителями на праздниках и утренниках с инсценировками и эпизодами.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма | Форма аттестации | ||||
Всего 36 | Теория 4 | Практика 32 | ||||||
1. | Осень (Сентябрь | 12 | 1 | 11 | Репетиции Участие в утреннике | Праздник осени Мониторинг | ||
2. | Зима (Декабрь | 8 | 1 | 7 | Репетиции Участие в утреннике | Новогодний праздник | ||
3. | Весна (Февраль | 12 | 1 | 11 | Репетиции Участие в утреннике | Весенний | ||
4. | Лето (Май) | 4 | 1 | 3 | Репетиции Участие в утреннике | Летнее развлечение |
Содержание программы:
Месяц | День недели | Название инсценировки, | Время в режиме дня, количество часов |
Сентябрь | Пятница | «Репка» Теория: Практика: Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль в соответствии с текстом. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера героев. А также играть все действия героев на музыкальных инструментах. | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Октябрь | Пятница | «Репка» Теория: Практика: в соответствии с Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль и в игру на музыкальных инструментах текстом. | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Ноябрь | Пятница | «Петушок идет на елку» Теория: Практика: Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль и в игру на музыкальных инструментах. Следить за последовательностью текста. | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Декабрь | Пятница | «Петушок идет на елку» Теория: Практика: | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Январь | Пятница | «Как Колобок попал в театр» Теория: Практика: Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль и в игру на музыкальных инструментах. Следить за последовательностью текста. | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Февраль | Пятница | «Как Колобок попал в театр» Теория: Практика: | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Март | Пятница | «Как Колобок попал в театр» Теория: Практика: | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Апрель | Пятница | «Птички встречают весну» Теория: Практика: Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль и в игру на музыкальных инструментах. Следить за последовательностью текста. | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Май | Пятница | «Птички встречают весну» Теория: Практика: Диагностика. | 15.30- 15.55 (4 занятия) |
Литература:
1. . Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
2. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.
Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», 2017, - 75 с.
3. Калинина Г.В. «Давайте устроим театр!», М-20017, -126 с.
4. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2007.
5. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», П.: 2017, -34 с..
6. Интернет – ресурсы
7. Авторские идеи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Введение в программу театрального кружка "Театр и дети"
Методическая разработка "Введение в программу театрального кружка "Театр и дети", участник районного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Авторская методическая разработка НОД открытого занятия "Волшебный сундучок".
Цель: расширить и углубить представление детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года - образе Деда Мороза и Санта Клауса....
Методическая разработка в младшей группе «Волшебный сундучок»
Цель: Формирование пройденных математических представлений.Задачи:Закреплять знание о цвете и форме геометрических фигур (красный, желтый, синий), (круг, треугольник, квадрат).Развивать наблюдат...
Методическая разработка Игровое наглядно-дидактическое пособие «Сундучок тётушки Совуньи» с использованием развивающих игр регионального компонента.
Изучение методических материалов к программе «Первые шаги», составленные с учётом специфики регионального компонента я успешно прошла и мне в голову пришла идея, создать дидактическое посо...
Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"
Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...
Методическая разработка Открытого музыкального занятия "Волшебный сундучок" для музыкальных руководителей ЗАО г. Москвы
На занятии в игровой форме дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, узнают их происхождение, звучание. Слушая фонограммы, определяют названия инструментов, играют в дидактическую ...