Методическая разработка: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок»
методическая разработка (средняя группа)

Фатеева Наталья Михайловна

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Театральный сундучок» Направленность – художественная, Возраст  –  4-5 лет, Срок реализации – 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doop_teatralnyy_sunduchok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрация Бакчарского района

МБДОУ «Центр развития – развития ребенка – детский сад с.Бакчара»

Принято

Педагогическим советом ДОУ

Протокол от 31.80.2022 №1

Утверждаю:

Заведующий

Н.А.Лаврикова

Приказ от 31.08 2022 № 66

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Театральный сундучок»

Направленность – художественная

Возраст  –  4-5 лет

Срок реализации – 1 год

Разработчик(и):

музыкальный руководитель,

Фатеева Наталья Михайловна,

 первая  квалификационная категория

с.Бакчар- 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка                                                

1.Целевой раздел программы .....................................................................................3

Цель программы.........................................................................................................4                

Задачи программы.......................................................................................................4

2.Содержательный раздел программы.........................................................................8                

Учебно - тематический план..........................................................................................7        

3.Организационный раздел:

Материально техническое оборудование.....................................................................6

Литература ......................................................................................................................9                        

Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Театральный сундучок » (далее Программа)  реализуется  в соответствии с  художественной направленностью.

Пояснительная записка

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но, в то же время, они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, увлекаясь телефонами и планшетами, их интересы ограничены, а игры из телефонов их не всегда развивают. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, пение, фантазию, подражание, импровизацию со своими сверстниками.

Актуальность.

Театрализация – искусство, объединяющее слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Сказки, инсценировки и тематические эпизоды учат дружить, развивают у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказки предостерегают об опасности — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; учат слушаться родителей, старших.  В сказках и постановках высмеиваются такие черты характера, как страх и трусость, вознаграждается трудолюбие, мудрость восхваляется, забота о близком  поощряется.

Жанр сказок, постановок и инсценировок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказках и постановках в главных и второстепенных ролях ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сказочные роли несут ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

 Театрализованная деятельность помогает ребенку разобраться что такое хорошо, а что такое плохо, пропустить эмоциональность через свою душу. Театрализация воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Через постановки рассказов, инсценировок, сказок, или тематических эпизодов открываются большие возможности для многостороннего развития способностей ребенка
и это развивает:

- сферу чувств;
- способность поставить себя на место другого, возможность радоваться и тревожиться вместе с ним;  
- интерес  к творчеству;
- чувство коллективизма, воспитывает чувство прекрасного;
- создает условия для активизации театрализованной деятельности;
- формирует эстетические и познавательные способности, как неотъемлемую характеристику их мировосприятия и поведения.

Новизна и актуальность программы:

Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Театрализация с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через репетиции и постановки, и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей  дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Особенности программы

Каждый ребенок одарен природной способностью творить  и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы. Содержание программы «Театральный сундучок» взаимосвязано с программой  Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».  Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, игре на нескольких музыкальных инструментах, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру творчества. Использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности каждого! Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.

Основной целью программы является:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;

Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Развивающие:

Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Развитие умения пользоваться разнообразными жестами;
Развить умение играть на нескольких музыкальных инструментах;
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

Развитие правильной артикуляции,  умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость;

Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ и выступления на праздниках, утренниках,  развлечениях и родительских собраниях.
Снятие зажатости и скованности;
Развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми;

Воспитательные:

Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.                                                                                                                                                Программа построена с учетом следующих принципов:
1.Принцип систематичности   и    последовательности;

2.Принцип подражания через личное участие педагога.

Адресат Программы:

В реализации программы  участвуют дети 4-5 лет.

Объем и срок реализации:

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.). В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия. Максимальный объем образовательной нагрузки: 25 мин. Общее количество занятий в год – 36. Срок реализации программы -1 год.

Итогом деятельности кружка является:

-участие в постановке спектаклей;

-сказки – драматизации, или эпизоды,  постановка сценок к праздникам.

Формы обучения:

игра;

импровизация;

инсценировки и драматизация;

объяснение;

разучивание произведений;

обсуждение;

наблюдения;

словесные, настольные и подвижные игры;

пантомимические этюды и упражнения.

Форма отчетности:

Спектакли для детей раннего возраста;
Показ эпизодов на утренниках;
Выступление на родительских собраниях.
Мониторинг.

Нормативно – правовое обеспечение: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральный сундучок»  разработана на основе  следующих нормативно – правовых  документов:

1.Федеральный закон РФ 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

3.Приказ Минпросвещения  РФ от 09.11.2018 года №196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам).

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».

5.Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

6.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09 – 3242 «О направлении рекомендаций» (вместе  с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»).

Методическое обеспечение: Содержание программы «Театральный сундучок» взаимосвязано с программой  Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».

1. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»

2. Калинина Г.В. «Давайте устроим театр!»

3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».

4. Интернет – ресурсы.

5. Авторские  идеи.

Материально – техническое обеспечение

Оборудование:

Ноутбук, колонки.

Детские костюмы (При необходимости для спектаклей).

Атрибуты для занятий и для спектаклей.

Экран и проектор
Декорации к спектаклям.
Музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, трещотки пластинчатые, трещотки круговые, набор треугольников, колокольчики , дудки, ложки деревянные, барабаны, Набор колокольчиков и др.

Книги и иллюстрации к сказкам.

Методическая литература.
Авторские эпизоды, инсценировки к сценариям.

Информационное обеспечение:

Аудио подборки и видео, фото, интернет источники.

Кадровое обеспечение:  музыкальный руководитель Фатеева Наталья Михайловна, первая квалификационная категория.

Планируемые результаты:  

Ожидаемый результат:

• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).

• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Формы подведения итогов:

-Театрализованные представления;

-Досуги;

-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:

- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.

по итогам работы кружка ребенок будет уметь:

Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.

Разыгрывать простые постановки по известным ему литературным произведениям и придуманные  авторские сюжеты с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).

Выступать перед детьми и родителями на праздниках и утренниках с инсценировками и эпизодами.

Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма
организации

Форма

аттестации

Всего

   36

Теория

    4

Практика

  32

1.

Осень

(Сентябрь
Октябрь
Ноябрь)

12

1

11

Репетиции

Участие в утреннике

Праздник осени

Мониторинг

2.

Зима

(Декабрь
Январь)

8

1

7

Репетиции

Участие в утреннике

Новогодний праздник
Мониторинг

3.

Весна

(Февраль
Март
Апрель)

12

1

11

Репетиции

Участие в утреннике

Весенний
праздник для мам
Мониторинг

4.

Лето

(Май)

4

1

3

Репетиции

Участие в утреннике

Летнее развлечение
Драматизация для родителей,
мониторинг

Содержание программы:

Месяц

День недели

Название инсценировки,
сказки, эпизода.

Время в режиме дня, количество часов

Сентябрь

Пятница

«Репка»

Теория:

Практика:

Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль в соответствии с текстом. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера героев. А также играть все действия героев на музыкальных инструментах.
Соблюдать последовательность сказки.

15.30- 15.55

(4 занятия)

Октябрь

Пятница

«Репка»

Теория:

Практика:

в соответствии с Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль и в игру на музыкальных инструментах текстом.

15.30- 15.55

(4 занятия)

Ноябрь

Пятница

«Петушок идет на елку»
репетиция

Теория:

Практика:

Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль и в игру на музыкальных инструментах. Следить за последовательностью текста.

15.30- 15.55

(4 занятия)

Декабрь

Пятница

«Петушок идет на елку»
репетиция

Теория:

Практика:

15.30- 15.55

(4 занятия)

Январь

Пятница

«Как Колобок попал в театр»

Теория:

Практика:

Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль и в игру на музыкальных инструментах. Следить за последовательностью текста.

15.30- 15.55

(4 занятия)

Февраль

Пятница

«Как Колобок попал в театр»

Теория:

Практика:

15.30- 15.55

(4 занятия)

Март

Пятница

«Как Колобок попал в театр»

Теория:

Практика:

15.30- 15.55

(4 занятия)

Апрель

Пятница

«Птички встречают весну»

Теория:

Практика:

Учить детей следить за содержанием сказки и вступать в роль и в игру на музыкальных инструментах. Следить за последовательностью текста.

15.30- 15.55

(4 занятия)

Май

Пятница

«Птички встречают весну»

Теория:

Практика:

Диагностика.

15.30- 15.55

(4 занятия)

Литература:

1. . Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

2. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.

 Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», 2017, - 75 с.

3. Калинина Г.В. «Давайте устроим театр!», М-20017, -126 с.

4. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2007.

5. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», П.: 2017, -34 с..

6. Интернет – ресурсы

7. Авторские  идеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Введение в программу театрального кружка "Театр и дети"

Методическая разработка "Введение в программу театрального кружка "Театр и дети", участник районного этапа Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Авторская методическая разработка НОД открытого занятия "Волшебный сундучок".

Цель: расширить и углубить представление детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года - образе Деда Мороза и Санта Клауса....

Методическая разработка в младшей группе «Волшебный сундучок»

Цель: Формирование пройденных математических представлений.Задачи:Закреплять знание о цвете и форме геометрических фигур  (красный, желтый, синий), (круг, треугольник, квадрат).Развивать наблюдат...

Методическая разработка Игровое наглядно-дидактическое пособие «Сундучок тётушки Совуньи» с использованием развивающих игр регионального компонента.

Изучение методических материалов к программе «Первые шаги», составленные с учётом специфики регионального компонента я успешно прошла и мне в голову пришла идея, создать дидактическое посо...

Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"

Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...

Методическая разработка Открытого музыкального занятия "Волшебный сундучок" для музыкальных руководителей ЗАО г. Москвы

На занятии в игровой форме дети знакомятся с народными  музыкальными инструментами, узнают их происхождение, звучание. Слушая фонограммы, определяют названия инструментов, играют в дидактическую ...