Программа "Театральный сундучок"
рабочая программа (старшая группа)

Григорьева Татьяна Викторовна

Аннотация

к образовательной услуге

 «Театральный сундучок»

 

Краткая характеристика Программы: В рабочей программе образовательной услуги «Театральный сундучок» (программа дополнительной образовательной услуги по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста) систематизированы методы и средства театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

 

Составители программы: Т.В. Григорьева, музыкальный руководитель, первая квалификационная категория

Целевая группа: Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Срок освоения программы: 1 год

Периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 30 минут, 30 занятий в год

Режим занятий: среда ,15.20-15.50

Направленность: Художественно-эстетическая

Основание для разработки программы:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- СанПиН – 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013  № 26

- Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. №65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- программа «От рождения до школы»

(под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, 2016 г.;

- М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.,2009.

-  Устав МКДОУ Ачитский детский сад «Улыбка»  

Цель программы: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

 

  Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок

сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В

процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение,

фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для

хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя

забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.

  Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в

содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного

учреждения. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Цель программы: Развитие способностей детей средствами театрального

искусства.

Формы работы: Театрализованные игры, занятия в театральном кружке, рассказы воспитателя о театре, организация спектаклей, беседы-диалоги, изготовление атрибутов к спектаклям, чтение литературы, показ представлений.

  Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 – 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.

  Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Содержание программы включает такие разделы как:

- театральная азбука,

- основы кукловождения,

- основы кукольного театра,

- основы актерского мастерства

В ходе реализации Программы дети

овладеют элементарными навыками театральной культуры;

научатся понимать эмоциональное состояние персонажа  и выражать его через пластические движения, жесты и мимику;

овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._teatr.docx54.57 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie._teatr.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

I. Целевой раздел        2

1.1. Пояснительная записка        2

1.2. Цель и задачи реализации Программы        5

1.3. Методические принципы формирования Программы        5

1.4. Нормативно-правовая база        6

1.5. Характеристика возрастных особенностей адресата программы        7

1.6. Способы и направления поддержки детской инициативы………………9

1.7. Формы организации театрализованной деятельности        10

II. Содержательный раздел        13

2.1. Технологии        13

2.2. Характеристика образовательной деятельности по развитию детей в театрализованной деятельности        16

2.3. Методы развития в театрализованной деятельности        17

II. Организационный раздел…………………………………………………….18

     3.1. Содержание образовательной деятельности        18

3.2. Объём образовательной нагрузки и материально-технические средства        18

3.3. Взаимодействие с семьями воспитанников        19

3.4. Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ        21

3.5. Организация культурно-досуговой деятельности        21

3.6. Ожидаемые результаты        22

3.7. Система оценки результатов освоения Программы        23

3.8. Информационный источники        24

Список литературы        25

Приложение №1………………………………………………………………….27

Приложение №2 …………………………………………………………………29


I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

Содержание данной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество ДОУ с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Основная общеобразовательная – образовательная программа дошкольного образования «Ачитский детский сад «Улыбка»
  • Устав «Ачитский детский сад «Улыбка»
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

1.2.  Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра.

Задачи реализации Программы

1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

1.3. Методические принципы формирования Программы

Реализуемая Программа строится на следующих принципах:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

1.4. Нормативно-правовая база

  1. Основная общеобразовательная – образовательная программа дошкольного образования «Ачитский детский сад «Улыбка»
  2. Устав «Ачитский детский сад «Улыбка»
  3. Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. Санитарно-эпидемическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28«Об утверждении САНПИН» 2.4.3648-20)
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  6. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155.
  7. Примерная инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

1.5. Характеристика возрастных особенностей адресата программы

Срок реализации программы: 2 года.

Данная программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет, имеющий тяжелые нарушения речи.

старшая разновозрастная группа с 5 до 7 лет.

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в  произведении искусства  действия,  поступки,  события,  соотносит  увиденное со  своими  представлениями  о  красивом,  радостном,  печальном,  злом  и  т.д.  У ребенка появляется желание делиться  своими  впечатлениями  от  встреч  с  искусством,  с  взрослыми  и  сверстниками.  Продолжает  развиваться  воображение.  Формируются  такие  его особенности,  как  оригинальность  и  произвольность.  Дети  могут  самостоятельно  придумать  небольшую  сказку  на  заданную  тему.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. 

В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.

В целом ребёнок 6-7 лет осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.  Театрализованная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

1.6. Способы и направления поддержки детской инициативы

Для поддержки детской инициативы в младшей разновозрастной группе необходимо:

Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к попыткам внимательно, с уважением.

Обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в музыкальном зале набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку.

При необходимости осуждать негативный поступок, действие ребенка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой.

Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

Старшая разновозрастная группа.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

Создавать положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.

Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).

При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры. Обсуждать выбор спектакля для постановки.

1.7. Формы организации театрализованной деятельности

Разнообразные форм театрализованной деятельности позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, коммуникации, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Дети очень любят играть в театрализованные игры, которые наиболее близки к искусству, их часто ещё называют творческими. В этих играх уделяется большое внимание действию, предмету, костюму или кукле, потому что они имеют большое значение и облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Очень часто в своей работе я использую драматизации или театральные постановки. Это самый частый и распространённый вид нашего с детьми творчества. В этих играх драма, основанная на действии, которое совершает сам ребёнок, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

В играх-драматизациях детям-артистам предоставляю возможность самостоятельно создать образ с помощью интонации, мимики, пантомимы. Предложенный мною сюжет не является для детей жёстким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если мы разыгрываем их в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, то их называем театрализациями.

Играя в режиссёрские игры, дети сами выступают в роли сценариста и режиссёра, управляют игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет они используют разные средства вербальной выразительности.

Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Как подготовку к постановке спектаклей, выступлению на сцене я использую специальные этюды и упражнения.

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Наиболее любимый детьми вид деятельности - ритмопластика. Она включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

Особое внимание уделяется речевым играм и упражнениям, с помощью которых мы развиваем речевое дыхание, свободу речевого аппарата, умении владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Так же сюда включаются игры со словом, которые развивают связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делю на три вида:

-дыхательные и артикуляционные;

-дикционные и интонационные;

-творческие (со словом).

Разнообразие форм работы дают возможность использовать их в целях всестороннего развития и воспитания личности ребёнка.

Такие формы работы по театрализованной деятельности помогают формированию следующих умений и навыков детей:

-Дети научились владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

- Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

-Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

-Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

- Взаимодействуют коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщаться к вечному и прекрасному. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших детей во время спектакля, представления, убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность.

II. Содержательный раздел

2.1. Технологии

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности, и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования, обучающихся к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
  • цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
  • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Здоровьесберегающая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования
  • обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
  • учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
  • создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию.
  • использование гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для глаз, динамическая).

2.2. Характеристика образовательной деятельности по развитию детей в театрализованной деятельности

Старшая разновозрастная группа

Основные направления развития театрализованной игры у детей 5-7 лет состоят в постепенном переходе:

• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей 5-7 летнего возраста становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

2.3. Методы развития в театрализованной деятельности

Наглядный

Словесный: беседы о различных видах театра, чтение произведений.

Словесно-слуховой: пение, ритмодекламация.

Слуховой: слушание художественных произведений, музыки.

Игровой: музыкально-театральные игры.

Практический: разучивание текста, песен, танцев, воспроизведение мелодий.

III. Организационный раздел

3.1. Содержание образовательной деятельности

Содержание образовательной деятельности представлено в виде перспективно-тематического плана работы с детьми (на учебный год).

3.2. Объём образовательной нагрузки и материально-технические средства

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 25 мин - старшая разновозрастная группа. Общее количество учебных занятий в год - 36.

Количество учебных недель в году – 36.

Количество учебных занятий – 36.

При организации театральной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября, и с 25 по 30 мая.

Индивидуальный план работы составляется педагогом на основе анализа карты ребёнка в сентябре и корректируется после промежуточного обследования в январе. В индивидуальном плане отражены направления работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе мониторинга пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.

Материально-техническое оснащение:

  • Компьютер.
  • Экран.
  • Проектор.
  • Колонки.
  • Диски с программным материалом.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Игрушки животных, куклы для проведения занятий и организации сюрпризных моментов.
  • Различные виды театров.
  • Фортепиано.
  • Музыкально-театрализованные игры.
  • Маски для игр и инсценировок.
  • Костюмы.
  • Атрибуты для разучивания программного материала и развития танцевального творчества: ленты, платочки, шарфики, листочки, снежки, искусственные цветы и пр.

3.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

Основные цели и задачи

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Успех воспитания, осуществляемого в детском саду, во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления приобретенного в детском саду. Это значит, что за формирование художественного вкуса, театральных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность воспитатель, музыкальный руководитель и родители.

Направления и формы работы с родителями

Разнообразные формы работы позволяют значительно повысить активность родителей и их компетентность в вопросах музыкального воспитания.

Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования развития детей в театрализованной деятельности.

Формы работы с родителями:

  • Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
  • Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли
  • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
  • Дни открытых дверей
  • Совместные литературные вечера.

План взаимодействия с родителями (законными представителями)

Месяц

Форма работы

Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель -

Май

Выставка совместного творчества родителей и детей

Консультация

Беседа

Консультация

Информационный лист – ширма - передвижка

Создание большого «сказочного» панно в игровой зоне группы.

 Подготовка декораций, костюмов, атрибутов

Оформление наглядного материала

Мини – проект «Создадим сказку руками» - совместное творчество родителей и детей (поделки).

 «Сочиняем сказку. Уроки творчества»

Декорации и костюмы к сказке «Волк и семеро козлят

 «Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка».

«Организация домашнего театра».

Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо) для детей детского сада, родителей

Фотовыставка «Мы – артисты»

Подведение итогов работы за год

3.4. Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ

Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Месяц

Форма работы

Темы

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль -

Май

     

Сообщение или доклад

 Показ кукольного представления  

  Открытое занятие

Выступление на педчасе

 

Выступление на семинаре

Открытый показ

 

 Анализ литературы на тему: «Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей ребенка».

 Показ кукольного представления по сказке.

 Открытое занятие для воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ: «Путешествие по сказкам».

Консультация для педагогов ДОУ: «Режиссёрская игра дошкольника»

 

Презентация для воспитателей «Театральная деятельность в детском саду»  

Организация театрализованного представления для школьников по сказке

3.5. Организация культурно-досуговой деятельности

Культурно-досуговые мероприятия - неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Детский праздник – один из самых эффективных способов педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский - в частности, принято определять как явление эстетикосоциальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в  настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Праздники и культурно-досуговая деятельность рассчитаны на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Нужно учитывать и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социально-педагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся открыто в музыкальном зале или камерно в группах.

3.6. Ожидаемые результаты

Старшая разновозрастная группа:

  • объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
  • называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  •  сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  • выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  • четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
  •  произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
  • показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  • действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  •  двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
  •  создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  •  умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

3.7. Система оценки результатов освоения Программы

Мониторинг развития знаний, умений и навыков в театрализованной деятельности

Фамилия, имя ребёнка        

Этюдный тренаж

Кукольные спектакли

Этюды с куклами

Игры-драматизации

Музыкально-ритмические движения

Итоговая уровневая оценка

3 балла - высокий уровень

2 балла – средний уровень    

1 балл- низкий уровень

3.8. Информационный источники

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
  2. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
  4. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
  5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
  6. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
  7. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  9. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г
  11. Н. Ф. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва, «Вако», 2011.

Список литературы

1.        Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.        Санитарно-эпидемическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28«Об утверждении САНПИН» 2.4.3648-20)

3.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

4.        Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

5.        Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.

6.        Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.

7.        Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.

8.        Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.

9.        Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.

10.        Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002

1.        Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.

11.        Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.

12.        Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

13.        Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г

14.        Н. Ф. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва, «Вако», 2011

Приложение №1

Оценка знаний, умений и навыков детей:

Высокий уровень – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности).

Средний уровень     – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Низкий уровень    – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. 

Этюдный тренаж. (Мастерство актёра):

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Кукольные спектакли:

  1. Желание участвовать в кукольном спектакле.
  2. Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем.
  3. Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы.

Этюды с куклами:

  1. Желание участвовать в игре-спектакле.
  2. Умение работать с партнёром.
  3. Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем).

Игры-драматизации:

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях.
  2. Умение общаться с партнёром.
  3. Способность к импровизации в создании образа.

Музыкально-ритмические движения:

  1. Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.
  2. Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  3. Желание выразительно и ритмично исполнять танцы.



Предварительный просмотр:

Приложение№2

Перспективно-тематический план

Старшая разновозрастная группа

Месяц

Неделя

Тема

Содержание

Формы работ

Сентябрь

1 неделя

«Давайте

знакомиться!»

Знакомство с педагогом и музыкальным залом, в котором будут проходить занятия.            

Беседа, рассматривание,                                                                                                              диалог.            

2 неделя

«Федорино горе»

Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Рассказывание, беседа, игра.

3 неделя

«Так нельзя»

Обогащать словарный запас детей. Импровизация с героями сказки.

Пересказ, подвижная игра.

4 неделя

Инсценировка сказки «Федорино горе»

Способствовать развитию выразительных средств (голоса, движения).

Подвижная игра, разыгрывание.

Октябрь

1 неделя

«Айболит»

Знакомство со сказкой. Способствовать развитию  диалогической речи.

Рассказывание, беседа, подвижная игра.

2 неделя

«Как хочется помочь»

Развивать умение изображать зверей в движениях и голосом.

Рассказывание, обыгрыва-ние, элементы танца.

3 неделя

«Добрый доктор»

Формировать умение подробно рассказывать.

Отгадывание загадок, пересказ.

4 неделя

Инсценировка «Айболит»

Способствовать развитию выразительных средств (голоса, движения).

Подвижная игра, драматизация.

Ноябрь

1 неделя

«Мойдодыр»

Развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом.

Отгадывание загадок, имитационные упражне-ния, подвижная игра.

2 неделя

«Играем с водой»

Продолжать развивать умение импровизировать.

Рассказ, беседа, имитации-онные упражнения.

3 неделя

«Будет чисто-чисто»

 Способствовать развитию актерских данных у детей.

Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения.

4 неделя

Инсценировка сказки «Мойдодыр»

Формировать исполнительские умения.

Сюрпризный момент, драматизация.

Декабрь

1 неделя

«Телефон»

Познакомить с новой сказкой.

Чтение сказки, беседа, подвижная игра.

2 неделя

«Говорите громче»

Способствовать развитию мимики и голоса у детей.

Отгадывание  загадок, ми-мические этюды.

3 неделя

«Сломанный телефон»

Способствовать четкому произношению отдельных фраз и звуков.

Сюрпризный момент, драматизация.

4 неделя

Инсценировка сказки «Телефон»

Формировать умение выполнять имитационные движения в соответствии со словами взрослого.

Пересказ, имитационные упражнения.

Январь

1 неделя

«Топтыгин и лиса»

Познакомить с новой сказкой.

Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения.

2 неделя

«Игра с животными»

Формировать умение выполнять имитационные движения в соответствии со словами взрослого.

Игра, рассматривание иллюстраций, беседа.

3 неделя

Инсценировка сказки «Топтыгин и лиса».

Совершенствовать умение двигаться в соответствии со словами текста. Развивать фонематический слух.

Рассказывание, беседа, подвижная игра.

Февраль

1 неделя

«Муха-Цокотоха»

Познакомить детей с новой сказкой.

Рассказывание, пантоми-мические упражнения.

2 неделя

«Как весело»

Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки.

Отгадывание загадок, драматизация.

3 неделя

«Смелость – города берет»

Развивать умение выполнять имитационные движения согласно текста.

Подвижная игра, рассказывание.

4 неделя

«Будем мы играть»

Формировать умение выполнять имитационные движения в соответствии со словами взрослого.

Пересказ, имитационные упражнения.

Март

1 неделя

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

Совершенствовать мимику и жесты.

Сюрпризный момент, рас-сказывание, имитационные упражнения.

2 неделя

«Топтыгин и луна»

Познакомить с новой сказкой.

Подвижная игра, драматизация.

3 неделя

«Полетели на луну»

Закреплять умение выполнять имитационные движения согласно текста. Обогащать словарь детей.

Рассказывание, подвижная игра, рассматривание иллюстраций.

4 неделя

Инсценировка сказки «Топтыгин и луна»

Вызвать желание участвовать в пантомимических упражнениях.

Беседа, имитационные упражнения.

Апрель

1 неделя

«Тараканище»

Совершенствовать мимику и жесты.

Рассматривание, ряжение, имитацион. упражнения.

2 неделя

«Не боимся мы тебя»

Формировать умение и желание работать в коллективе. Совершен-ствовать умение вести диалог.

Отгадывание загадок, имитацион. упражнения.

3 неделя

«Мы - актеры»

Способствовать развитию умения детей делать правильный выбор в своей деятельности.

Отгадывание загадок, драматизация.

4 неделя

Инсценировка сказки «Тараканище»

Вырабатывать интонационную выразительность речи.

Сюрпризный момент, рас-сказывание, имитационные упражнения.

Май

1 неделя

«Краденое солнце»

Познакомить с новой сказкой.

Игра, рассказывание, имитационные упражнения.                                                                                              

2 неделя

«Солнышко, не бойся»

Привлечь детей для участия в игре - имитации, способствовать развитию умения двигаться в такт музыке.

Отгадывание загадок, игра - имитация, танцевальные движения.

3 неделя

«Смелый герой»

Закреплять умение выполнять имитационные упражнения под музыку. Продолжать работу по обогащению словаря воспитанников.

Отгадывание загадок, имитационные упражнения.

4 неделя

Инсценировка сказки «Краденое солнце»

Закреплять четкое произношение в речи дошкольников отдельных фраз.

Сюрпризный момент, рас-сказывание, имитационные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Волшебный сундучок"

Доминантное зантие в подготовительной группе по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах....

Конспект индивидуального занятия с детьми старшего возраста «Волшебный сундучок»

Форма и тип занятия: индивидуальное, изучение нового материала Цель: закрепить умение соотносить предметы по величине.Задачи1.      Закрепить умения различать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

"Поиск волшебного сундучка"

Сценарий празднования дня рождения в детском саду....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. тема "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема: "Сундучок, сундучок приоткрой ка свой бочок"...

Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»

В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...