Мир аллегории сказок или, как выбирать и изучать сказки для различных воспитательных задач
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)
Аллегория помогает неосязаемые, абстрактные понятия сделать ощутимыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_allegorii_skazok.pptx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Примеры аллегорий: Страх – заяц Мудрость – змея Верность – собака Зоркость – орёл Мир – голубь Аллегория — это выражение абстрактного объекта, понятия, или суждения посредством конкретного образа.
Басни Сказки Образы в стихах Фантастика Аллегория в литературе
Аллегория помогает неосязаемые, абстрактные понятия сделать ощутимыми. Аллегория помогает не делать замечания напрямую, раня и обижая личность ребёнка, а дать понимание иносказательно.
Поведение в социуме (вежливость, уважение) Поведение с ровесниками (умение договариваться) Правила и порядок Познание эмоций Приобретение различных психологических качеств (храбрость, пунктуальность, аккуратность…) Исцеление страхов, агрессии Диагностика психоэмоционального состояния ребёнка и их причины С можно сделать помощью сказок?
Вхождение в сказку (ритуал) Читая сказки останавливайте и давайте пояснения, если появляются непонятные слова и выражения. Можно использовать куклы, плюшевые игрушки, которые рассказывают или задают вопросы. Как рассказывать сказки
Схожесть героя (-ев) с детьми, которым рассказываете сказку: Возраст Жизненная ситуация Интересы Отсутствие психотравмирующих моментов для данного возраста Как выбирать сказки
Практика сказкотерапии
Рассказываем сказку и следим за реакцией. Наблюдаем и отмечаем какие поступки героев вызывают определённые реакции: смену позы, выражение лица, вопросы, смех, тревогу… Просим рассказать самому любимую сказку или рассказ. Просим придумать рассказ, сказку. Сказка как инструмент диагностики
Принцип Основной акцент Комментарий Осознанность Осознание причинно- следствтенных связей в развитии сюжета: понимание роли каждого персонажа в разворачивающихся событиях Задача: показать, что одно событие вытекает из другого. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа. Множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. .Задача: показать одну и ту же ситуацию сказки с нескольких сторон Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпелива прорабатывать сказочные ситуации спозиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях Сказка как инструмент психокоррекции
Анализ сказки Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам. Формула для составления вопросов следующая: О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д. Что было бы, если…? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал друго йпуть ? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? Что в этой сказке похоже на нашу жизнь? Методы работы со сказкой
Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление с разных сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке Царевна- Несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ, как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а специалисту позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы. Сказочные задачи
Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом вы можете наблюдать, что происходит в процессе консультирования с ребёнком. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказки
Рассказчик - педагог от 3 лица - группе детей Рассказчик - педагог - одному ребенку Рассказывание известной сказки группой детей по кругу Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения Рассказчик - педагог от первого лица - группе детей Рассказывание сказки от 1 лица детьми Рассказывание сказки от имени различных персонажей Виды рассказывания сказок
Специалист и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Сочинение сказки
Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме Расставание с родительским домом Выбор пути, проверка на доброе сердце Борьба и победа Возвращение домой, трудности обратного пути Прибытие домой Свадьба, коронование 7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета)
Желательно после «проработки» сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки после проработки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять карандаши, акварель или гуашь, что позволит видеть многообразие цветов и оттенков. Метод «Рисование сказки»
Мелкий песок расслабляет Фигурки можно двигать, переставлять, они более осязаемы и образны Включается пространство – поле Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов и специалистов по социальной работе. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп. Метод «Песочная терапия»
Почему надо рассказывать? Как надо рассказывать? Какая польза от этого? Все знают, что детям НАДО читать сказки, но…
Помогает строить отношения с ребёнком Появляется доверие Развивается словарный запас Развивается эмоциональный интеллект Проявляется терпимость Улучшается эмоциональный фон, спадает агрессия, нивелируются эмоциональные качели Дополнительная польза от сказок
Если у ребёнка плохое поведение, то тому есть причина. Задача помочь ребёнку решить внутренний конфликт, что приведёт к конструктивному поведению. Найти, что беспокоит ребёнка (диагностика) Что может помочь в решении этой проблемы Придумать сказку Практика
Диагностика. Что беспокоит ребёнка? Придумать сказку, где герой справляется с ситуацией. Возвращение домой с новыми качествами. Празднование победы, коронование героя. Анализ персонажей и ситуаций (что помогло, что мешало). Проговаривание, прорисовывание нового победного образа. Через несколько дней закрепляем повторением. Шаги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов "Планирование воспитательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром дошкольников с нарушением интеллекта"
Рекомендации педагогам (воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды) к планированию воспитательно-образовательной работы....
«Оказание психологической помощи в процессе реализации воспитательных задач в работе с детьми дошкольного возраста». Методическое пособие
В пособии представлены формы работы по психолого-педагогическому сопровождению, профилактической и коррекционно-развивающей работы. Предложенный практический материал может оказаться полезным пр...
Развитие воспитательных задач для детей младшей группы.
Эта статья о том, какие воспитательные задачи развивают у детей раннего возраста в младшей группе....
«Особенности формирования музыкального репертуара с учетом воспитательных задач и возрастных особенностей дошкольника (рекомендации при подборе музыкального репертуара)»
Произведения для слушания, пения, движения под музыку отбираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно-педагогическим ...
Коллективная творческая работа как средство решения воспитательных задач
Совместная деятельность это всегда актуализация коммуникативных навыков. Но только ли? Как ее организовать, что бы извлечь максимум пользы, при этом не утомить детей и спровоцировать конфликт?...
Конструирование, как развитие разнообразных образовательных и воспитательных задач у детей младшего дошкольного возраста
Опыт из моей работы по конструированию с детьми второй младшей группы...
Игры Воскобовича, как средство воспитательных задач в образовательном процессе ДОУ
Выступление на 12 международной научно-практической конференции в Нижнем Новгороде 14-16 июня 2023 года...