Консультация "Инновационные формы организации детской деятельности по ознакомлению с литературными произведениями".
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Ожогина Алевтина Ивановна

Консультация для педагогов в рамках семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_detyam_chudo.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Как организовать детям чудо, или инновационные формы организации детской деятельности по ознакомлению с литературными произведениями.

Подготовила: Ожогина А.И.

п. Красногорский  2017 г.

   Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову. Для работы по развитию речи  используются разнообразные методы и приемы.

   Самый распространенный метод - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод—рассказывание, т.е. более свободная передача текста (допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.). Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной группе). На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы.

   Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Выразительное чтение помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей. Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных   упражнений.

Выразительное чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).

Приёмы

  Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное непосредственное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.

    Назначение многих методических приемов – облегчить детям процесс слушания и понимания, помочь запомнить произведение, глубже пережить его.

  • Выразительное чтение
  • Повторность чтения (вызвало интерес у детей, яркие отрывки из большого произведения)
  • Выборочное чтение (прием лучшего усвоения текста: отрывков, песенок, концовок)
  • Показ игрушки, другого наглядного  материала
  • Словесные приемы (напоминание сходного случая из жизни, вспоминание произведений, близких по содержанию и т.д.) Детям надо дать дослушать все произведение….
  • Вопросы
  • Объяснение непонятных слов (не прерывая чтение)
  • Использование эпитетов
  • Рассматривание иллюстраций
  • Сравнение иллюстраций
  • Ввод новых слов (страница, обложка, автор, название, иллюстрация, строчка)
  • Беседа по произведению
  • Закрепление правила обращения с книгой
  • Дидактические игры
  • Пазлы
  • Рисование по мотивам произведений

Формы работы

  • Работа в книжном уголке: организация, оформление, дополнения  книжного уголка; тематическая смена материала; подбор по жанрам.
  • Внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок, произведений (мл, ср. гр.)
  • Слушание записей музыкально-литературных инсценировок
  • Использование художественного слова во время наблюдений на прогулках
  • «Театральная мастерская» (изготовление персонажей, декораций)
  • Литературные викторины, праздники, КВН
  • Посещение театров
  • Творческие вечера «У бабушки-загадушки», «Сказка в гости к нам пришла» и т. д.
  • Тематические занятия, вечера («А.С.Пушкин – сказочник», «Осень в творчестве поэтов», «Воспоминания о лете» и т.д.)
  • Настольно-печатные игры «Узнай сказку по картинке», «Из  какой сказки отрывок», «Волшебные кубики»
  • Постановки спектаклей
  • Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
  • Сказочный сундучок (внесение элементов костюмов, декораций, атрибутов)
  • Уроки доброты
  • Интегрированные занятия
  • Ситуативный разговор о….
  • Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
  • Создание "Книжкиной больницы" в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
  • Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.
  • Неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки и т.д.)
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в ДОУ создаётся специальный календарь "Книжкины именины". В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.
  • Еще одной формой приобщения детей к книгам является посещение занятий в городской детской библиотеке.
  • Использование проектного метода
  • Макеты по любимым сказкам.
  • Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.
  • Сюжетные игры: «Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора
  • Конкурсы, праздники, утренники, развлечения.
  • Метод «Сказка + слово».

Детям называют 5 слов — названий героев, предметов определенной сказки. Дошкольники узнают ее и кратко рассказывают содержание вместе с воспитателем. Затем педагог называет шестое слово (предмет или героя), не имеющее отношения к сказке, и предлагает сочинить историю (новую сказку), придумывая ему соответствующее назначение, характеристики, которые можно совершать при помощи данного предмета, характер и возможные действия героя.

На первых этапах детям потребуется наглядность: комплект сюжетных картинок (иллюстраций), на которых изображен главный герой в какой-либо ситуации, и вырезанные фигурки разных литературных и мультяшных героев. Задача детей — выбрать подходящего героя и придумать историю или ее фрагмент. Сначала можно ограничиться диалогами героев, которые рассказывают о себе и своих приключениях, затем главный герой «просит оказать ему помощь», а в заключение герои пускаются в новое путешествие, не похожее на уже знакомое.

  • Метод «Салат из сказок».

Дж. Родари предлагал вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету. Эти герои могут быть названы взрослым или выбраны ребенком в ходе переворачивания карточек с изображениями героев из сказок и прозаических текстов.

  • Инсценирование произведения или его части в лицах (взрослый – автор, дети – герои).
  • Игра «Меняем сюжет». Например: сказка «Снегурочка». Предлагается изменить в сказке любую деталь. Представьте, что сказка будет называться «Деревяночка». Будет ли героиня бояться солнца? А чего она будет бояться больше всего?  Начинается пересказ новой сказки.
  • Рисование мультика. Например: нарисуй рисунки к рассказу «Четыре желания». Затем пересказывает.
  • Рассказать по схемам.
  • Картинки с последующим сюжетом.

- перепутать картинки – иллюстрации (что не правильно, ставят в нужной последовательности и пересказывают).

- поставить одну картинку, найти, что было до и после.

  • Придумывание названия произведению.
  • Придумывание другого конца произведению (особенно с плохим концом: «Айога», «Лиса и журавль», «Кукушка»).
  • Письмо герою.
  • Рассказывание по цепочке.
  • Придумывание загадки о герое.
  • Рисование иллюстраций к придуманным сказкам.
  • Игра «Заколдованные дети».  Мимикой изображают по тексту.
  • Игра: «Четвёртый лишний». Необходимо по набору картинок (слов), определить из какого они произведения, и какая из них лишняя.
  • Игра «Чей предмет?» или «Волшебные предметы и их хозяева». Определить, какому персонажу принадлежит предмет.
  • Игра «Чьи это слова?» Взрослый зачитывает слова героев. Детям необходимо отгадать, кто так говорил
  • Игра «Бюро Находок». Определите, из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (ведущий показывает вещи).

  Шляпа – “Живая шляпа”.

  Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”

  Лопата, песок – “На горке”

  Репка – «Про репку»

  • Игра «Расшифруйте имена сказочных героев». Вставить в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

  • «Шуточная реклама».

Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения 

(При ответах указывается название и авторство произведений)

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. ( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого. (р.н.с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

( А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё! ( К.Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.  (Ш.Перро «Красная Шапочка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.( К.Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. ( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (р.н.с. «Лисичка - сестричка и серый волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга) .Игры (ОО «ЧХЛ», стр. 112-113)

Оформление книжного уголка  Центр «Здравствуй, книжка»

Младшая группа

  • Стеллаж для книг
  • Стол, стулья, диван, ширма
  • Ширма для настольного театра
  • Коврограф
  • Книги по программе
  • Любимые детские книги
  • Книжки-малышки
  • Книжки-игрушки
  • Разные виды театров

Средняя группа

  • Стеллаж или открытая витрина для книг
  • Стол, стулья, диван
  • Книги по программе
  • Любимые детские книги
  • Сменяемые детские журналы
  • Детские энциклопедии
  • Книжки-малышки с фольклорными произведениями
  • Книжки-раскраски по темам
  • Книжки - самоделки
  • Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений

Старшая группа

  • Стеллаж или открытая витрина для книг
  • Стол, стулья, диван
  • Книги по программе
  • Любимые детские книги
  • Сменяемые детские журналы
  • Детские энциклопедии, справочники, словари, словарики
  • Книги по интересам о достижениях в различных областях
  • Книги с фольклорными произведениями
  • Книжки-малышки с фольклорными произведениями
  • Книжки-раскраски по темам
  • Книжки - самоделки
  • Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений
  • Диапроектор, экран

Подготовительная группа

  • Стеллаж или открытая витрина для книг
  • Стол, стулья, диван
  • Книги по программе
  • Любимые детские книги
  • Сменяемые детские журналы
  • Детские энциклопедии, справочники, словари, словарики
  • Книги по интересам о достижениях в различных областях
  • Книги с фольклорными произведениями
  • Книжки-малышки с фольклорными произведениями
  • Книжки-раскраски по темам
  • Книжки - самоделки
  • Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений
  • Диапроектор, экран
  • Репродукции, иллюстративный материал, альбомы «Знакомим с натюрмортом, с пейзажем» и т.д.
  • Картотеки загадок, скороговорок, пословиц, поговорок

Подведение итога.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАНИЮ РОДНОГО ГОРОДА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТОВ СВОЕЙ СТРАНЫ.

Формирование начальных знаний о родном городе   - одна из основных задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения се...

презентация "Экскурсия как форма организации детской деятельности в ДОУ"

Материал по организации и проведению экскурсии...

Инновационные формы организации детской деятельности.

В любом дошкольном учреждении есть основная образовательная деятельность, которая реализуется в течениивсего пребывания ребенка в детском саду....

Формы организации детской деятельности

  В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь...

Формы организации детской деятельности

Дидактическая игра и чтение с обсуждением...

Опыт работы «Формы организации детской деятельности в процессе конструктивно-модельной деятельности»

Конструктивно – модельная деятельность – что же это такое? Это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствую...

Организация деятельности по ознакомлению с литературным произведением «Дети в роще» по системе «Пирамида Блума» для детей подготовительной группы

С детьми 6-7 лет можно организовать деятельность по ознакомлению с разными видами литературных произведений, по эффективной и интересной детям, системе «Пирамида Блума», при которой можно занять всю д...