Консультация "Знакомство дошкольников с художественной литературой"
консультация по художественной литературе

Сухинина Светлана Викторовна

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературное языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему не подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

  1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
  2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке.
  3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Основные методы ознакомления с художественной литературой

Основными методами являются следующие:

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все

оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя.

Это относительно свободная передача текста- возможна перестановка слов, их

замена, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения

внимания детей.

3.Инсценирование.

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с

художественным произведением.

4.Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра

и возраста слушателя.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его

построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и

возраста детей.

В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель -

обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во

второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и

литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В

третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления

эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации

детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к

восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о

его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети

подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью

загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр

(рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное

восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания

которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки

персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время

чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –

комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время

знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по

копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении

слова и др.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный

контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время

чтения не следует дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного,

необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе?

Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские

переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор,

затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление

от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть:

«Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!», или: «Каков Жихарка!

Маленький да удаленький!» В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от

возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать

целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить

слушать и слышать (правильно воспринимать речь).Картинка - иллюстрация,

помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый

текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем

рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом,

а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут

только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом,

потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует.

Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный

интерес, любопытство детей к данной книге.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

используются разные приемы формирования полноценного восприятия

произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном,

повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Воспитание дошкольника средствами художественной литературы

Со­прикасаясь с литературой, ре­бенок духовно растет и разви­вается....

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...