Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по направлению "Ознакомление с художественной литературой" на тему: "Поэты и писатели о весне"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой сценарий образовательной деятельности с детьми старшей группы детского сада в образовательной области "Коммуникация". Эта методическая разработка включает в себя прекрасную подборку литературных произведений и произведений изобразительного искусства, словесных, творческих, других дидактических игр, направленных на высвобождение речевого ресурса ребёнка, развитие его творческого воображения, языкового чутья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_poety_i_pisateli_o_vesne.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет

по направлению «Ознакомление с художественной литературой»

Тема: «Поэты и писатели о весне»

Программные задачи:

  1. Продолжать знакомить дошкольников с произведениями русских поэтов и писателей.
  2. Развивать творческое воображение, поэтический слух, умение чувствовать, понимать образы лирических произведений (замечать художественный приём олицетворения – наделения окружающего мира человеческими свойствами).
  3. Совершенствовать навыки литературного анализа, сопоставления двух и более художественных произведений.
  4. Тренировать умение правильно строить распространённые предложения, использовать в них вводные слова, характеризующие отношение говорящего к сказанному.
  5. Закреплять навыки образования форм Тв.п. и В.п. существительных.
  6. Формировать умение выразительного чтения наизусть.
  7. Воспитывать трепетное отношение к красоте русской природы, любовь к родному языку и поэтическому слову.

Форма проведения: традиционная

Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ;

Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Технология развития связной речи дошкольников.

Методы и приёмы:  

  • создание проблемной ситуации;
  • чтение, анализ художественных произведений;
  • вопросы воспитателя;
  • сопоставление образного ряда произведений;
  • коллективное составление рассказа мифологического плана;
  • заучивание стихотворения;
  • словесные дидактические игры.

Особенности ООД:

  • наличие проблемной ситуации;
  • интегрированность (прослеживание взаимосвязи между различными видами искусств: музыкой, живописью, поэзией);
  • реализация принципа личностной ориентации;
  • достаточно высокий процент заданий, направленных на развитие творческого воображения;
  • разнообразие форм работы;
  • обращение к мифологии.

Виды деятельности:

Восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкальная.

Материал: 

1.    «Волшебное» колечко; 

2.   Тексты стихотворений: С. Есенин «Черёмуха»; А. Инчин «Блестящие, звенящие, хрустят, как леденцы…»; Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»; С. Маршак «Весенняя песенка»; И.С. Никитин «Весна»; А.Н. Плещеев «Весна»; П.С. Соловьёва «Подснежник»; И. Токмакова «Весна»; Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенняя гроза»;

3.    Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце»;

4.   Репродукции картин известных художников с изображениями весенних    пейзажей.

5.    Запись пьесы П.И. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, раскатов грома и т.д.

Сценарий

Воспитатель находит необычное колечко.

Воспит.: Дети, как вы думаете, кому оно принадлежит?

Предположения дошкольников

(Какой-то девочке, воспитателю, чьей-то маме и т.д.)

Пока хозяин странным образом появившегося в группе предмета не найден, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Колечко» (проводится один раз). Водящий выбирается по считалочке, в роли которой выступает стихотворение  С. Маршака:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний,

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру.

Воспит.: Ребята, а вы знаете, как появилось это стихотворение?

Предположения дошкольников

Воспит.:  Из одного очень красивого русского мифа. Рассказывают, будто в некоторые времена ясный месяц Апрель подарил своей любимой колечко и сказал: «Как захочется тебе меня увидеть, кинь колечко на землю и скажи волшебные слова: «Ты катись, катись, колечко…». Я тут же явлюсь к тебе. А вместе со мной – весна!»

Дети (при необходимости, после подсказки воспитателя) догадываются, что найденное ими колечко – то самое, о котором рассказывает миф.

Воспит.: Возможно. Но, что же тогда означает его появление?

☺: Наступает весна.

Воспит.: Какие приметы говорят нам об этом?

Ответы детей

Воспит.:  Послушайте, как пишет о начале весны знамениты русский поэт            Ф.И. Тютчев:

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Воспит.: ‒  Понравилось вам это стихотворение?

‒ Зима и Весна в нём как будто живые. Что пишет о них автор? (Зима «злится, гонит, суетится, ворчит»; Весна «в окно стучится, хохочет, шумит, румяней стала».) 

‒  На каких сказочных героев похожа Зима, а каких напоминает вам красавица Весна? (Дети вспоминают не только образы из стихотворения («ведьма злая», «прекрасное дитя»), но и сходные по характеру образы знакомых им сказок.)

‒  Почему же злится Зима? (Не хочет уходить.) 

‒  А в настоящей природе мы можем увидеть, как борются эти два времени года? (Да. В начале весны тёплые дни часто сменяются опять холодными, веет вьюга, идёт снег. Но проходит некоторое время, и весна вновь вступает в свои права.)  И вот уже…

В саду, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Воспит.:  Стихотворение «Подснежник», которое я вам только что прочла, написала русская поэтесса П.С. Соловьёва. С кем (или с чем) она сравнивает героя своего произведения? Почему вы так решили?  (У него «глазок голубой», он «зелёную выставил ножку», «тихо спросил».) 

Мы уже познакомились с двумя стихотворениями о весне. И я бы даже сказала, о её начале, то есть, о марте. А какие ещё весенние месяцы вы знаете?

Дети: Апрель, май.

Воспит.: Правильно.

Словесная игра «Доскажи словечко»

Воспит.: Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель.

Воспит.: Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети: Май.

Воспит.:  Вот видите, как здорово, оказывается, знать весенние приметы. Мы даже можем поиграть с вами в нашу любимую игру.

Игра «Когда это бывает?»

(На материале стихотворений известных русских поэтов; с использованием записи пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, жужжания пчёл, раскатов грома и т.д.)

Весенняя песенка

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

С. Маршак

Блестящие, звенящие,

Хрустят, как леденцы.

Под крышами висящие

Сосульки – сорванцы.

Блестящие, звенящие,

Как солнышка лучи.

… Отсюда начинаются

Весенние ручьи.

А. Инчин

Весна

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

Черёмуха

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…

С.Есенин

Весна

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

И.С. Никитин

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой…

А.Н. Плещеев

Люблю грозу в начале… (мая),

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

Ф.И. Тютчев

Медведь проснулся

Без печали, без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит – каплет…

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода!

Заспешил медведь наружу:

Заливает – не до сна!

Вылез он и видит: лужи,

Тает снег…

Пришла весна.

Г. Ладонщиков

Воспит.:  Понравилось вам это стихотворение о медведе? Хотите рассказать его после сна Наталье Николаевне (второму воспитателю), а вечером – родителям? Тогда нам придётся его заучить.

Заучивание стихотворения

Воспитатель предлагает тем, кто хоть немного запомнил слова, негромко повторять их вместе с ней. Стихотворение читается ещё 3-4 раза со сменой приёма чтения:

 ‒   хором, вторя воспитателю;

       ‒   первое четверостишие рассказывают девочки, второе ‒ мальчики, а        третье – все вместе.

 ‒   хором, вместе с воспитателем;

 ‒   втроём, по одному четверостишию каждый.

Воспит.: Похожую историю, ребята, подсмотрел однажды в лесу автор многих произведений для детей Н. Сладков и написал об увиденном замечательную сказку.

Медведь и солнце

Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.

 ‒ Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

 ‒ Не я, Медведушко, виновата,. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

 ‒ Ах, так это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

 ‒ Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так    прижгло – растаешь тут!

 ‒ Ах, так это Солнце мне штаны промочило! – рявкнул             Медведь. – Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать.

Сопоставительный анализ двух близких по сюжету произведений

Воспит.: ‒ Что общего у этих двух историй? Чем они отличаются? (Одна написана прозой, другая – стихами; в одной несколько героев и есть диалоги, в другой – герой один и только авторская речь.)

‒  Как вы считаете, похожи между собой эти медведи? Почему, да? (Почему, нет?)

Задание на развитие творческого воображения «Миф о Весне»

Воспит.:  −  Ребята, сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце» заканчивается   словами: «Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать». А откуда приходит к нам красавица Весна?

 ‒   Где она живёт? Что делает в зимние холода?

 ‒   Кого мы считаем её гонцами и посланниками?

 ‒  Как Весна узнаёт, что пришло её время? (Один из вариантов: в тереме Весны есть волшебные часы, на циферблате которых вместо цифр – названия месяцев. Как только стрелка доходит до месяца Март, Весна начинает собираться в дорогу.)

 ‒ Кем приходятся Весне тёплое Лето, мудрая Осень, снежная, морозная, седая Зима? (К примеру, матушкой, бабушкой, злой тёткой соответственно.)

 ‒  Кто её отец?

 ‒  Есть ли у Весны братья и сёстры?

Подведение итога

Воспит.:  Народная примета, дети, гласит: увидел грача – весну встречай. Кто-нибудь из вас уже видел на дороге этого посланника Весны? Я тоже не видела. А, может, мы просто плохо смотрели? Давайте попробуем его поискать  и сделаем это прямо сейчас, на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе на основе интеграции образовательных областей «Приглашение на праздник Весны»

Цель: закреплять у воспитанников представления о весне, весенних изменениях в природе через интеграцию образовательных областей.Задачи: Обучающие:продолжать расширять представления о весне, весенних и...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки»(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность - аппликация Тема: «Бусы для мамы»

Образовательные области:       Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникатив­ное развитие, речевое развитие, физическое развити...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному и художественно-эстетическому развитию.

Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки. Расширять знания детей об исконно-русском промысле - дымковской игрушке.Воспитывать интерес к народной игрушке, к русскому народном...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел: «Изобразительная деятельность» Тема: «Мое родное село Усть-Кокса»

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Раздел: «Изобразительная деятельность»Тема: «Мое родное с...