Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по направлению "Ознакомление с художественной литературой" на тему: "Поэты и писатели о весне"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Материал представляет собой сценарий образовательной деятельности с детьми старшей группы детского сада в образовательной области "Коммуникация". Эта методическая разработка включает в себя прекрасную подборку литературных произведений и произведений изобразительного искусства, словесных, творческих, других дидактических игр, направленных на высвобождение речевого ресурса ребёнка, развитие его творческого воображения, языкового чутья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_poety_i_pisateli_o_vesne.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет
по направлению «Ознакомление с художественной литературой»
Тема: «Поэты и писатели о весне»
Программные задачи:
- Продолжать знакомить дошкольников с произведениями русских поэтов и писателей.
- Развивать творческое воображение, поэтический слух, умение чувствовать, понимать образы лирических произведений (замечать художественный приём олицетворения – наделения окружающего мира человеческими свойствами).
- Совершенствовать навыки литературного анализа, сопоставления двух и более художественных произведений.
- Тренировать умение правильно строить распространённые предложения, использовать в них вводные слова, характеризующие отношение говорящего к сказанному.
- Закреплять навыки образования форм Тв.п. и В.п. существительных.
- Формировать умение выразительного чтения наизусть.
- Воспитывать трепетное отношение к красоте русской природы, любовь к родному языку и поэтическому слову.
Форма проведения: традиционная
Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ;
Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Технология развития связной речи дошкольников.
Методы и приёмы:
- создание проблемной ситуации;
- чтение, анализ художественных произведений;
- вопросы воспитателя;
- сопоставление образного ряда произведений;
- коллективное составление рассказа мифологического плана;
- заучивание стихотворения;
- словесные дидактические игры.
Особенности ООД:
- наличие проблемной ситуации;
- интегрированность (прослеживание взаимосвязи между различными видами искусств: музыкой, живописью, поэзией);
- реализация принципа личностной ориентации;
- достаточно высокий процент заданий, направленных на развитие творческого воображения;
- разнообразие форм работы;
- обращение к мифологии.
Виды деятельности:
Восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкальная.
Материал:
1. «Волшебное» колечко;
2. Тексты стихотворений: С. Есенин «Черёмуха»; А. Инчин «Блестящие, звенящие, хрустят, как леденцы…»; Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»; С. Маршак «Весенняя песенка»; И.С. Никитин «Весна»; А.Н. Плещеев «Весна»; П.С. Соловьёва «Подснежник»; И. Токмакова «Весна»; Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенняя гроза»;
3. Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце»;
4. Репродукции картин известных художников с изображениями весенних пейзажей.
5. Запись пьесы П.И. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, раскатов грома и т.д.
Сценарий
Воспитатель находит необычное колечко.
Воспит.: Дети, как вы думаете, кому оно принадлежит?
Предположения дошкольников
(Какой-то девочке, воспитателю, чьей-то маме и т.д.)
Пока хозяин странным образом появившегося в группе предмета не найден, воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Колечко» (проводится один раз). Водящий выбирается по считалочке, в роли которой выступает стихотворение С. Маршака:
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний,
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру.
Воспит.: Ребята, а вы знаете, как появилось это стихотворение?
Предположения дошкольников
Воспит.: Из одного очень красивого русского мифа. Рассказывают, будто в некоторые времена ясный месяц Апрель подарил своей любимой колечко и сказал: «Как захочется тебе меня увидеть, кинь колечко на землю и скажи волшебные слова: «Ты катись, катись, колечко…». Я тут же явлюсь к тебе. А вместе со мной – весна!»
Дети (при необходимости, после подсказки воспитателя) догадываются, что найденное ими колечко – то самое, о котором рассказывает миф.
Воспит.: Возможно. Но, что же тогда означает его появление?
☺: Наступает весна.
Воспит.: Какие приметы говорят нам об этом?
Ответы детей
Воспит.: Послушайте, как пишет о начале весны знамениты русский поэт Ф.И. Тютчев:
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Воспит.: ‒ Понравилось вам это стихотворение?
‒ Зима и Весна в нём как будто живые. Что пишет о них автор? (Зима «злится, гонит, суетится, ворчит»; Весна «в окно стучится, хохочет, шумит, румяней стала».)
‒ На каких сказочных героев похожа Зима, а каких напоминает вам красавица Весна? (Дети вспоминают не только образы из стихотворения («ведьма злая», «прекрасное дитя»), но и сходные по характеру образы знакомых им сказок.)
‒ Почему же злится Зима? (Не хочет уходить.)
‒ А в настоящей природе мы можем увидеть, как борются эти два времени года? (Да. В начале весны тёплые дни часто сменяются опять холодными, веет вьюга, идёт снег. Но проходит некоторое время, и весна вновь вступает в свои права.) И вот уже…
В саду, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
Воспит.: Стихотворение «Подснежник», которое я вам только что прочла, написала русская поэтесса П.С. Соловьёва. С кем (или с чем) она сравнивает героя своего произведения? Почему вы так решили? (У него «глазок голубой», он «зелёную выставил ножку», «тихо спросил».)
Мы уже познакомились с двумя стихотворениями о весне. И я бы даже сказала, о её начале, то есть, о марте. А какие ещё весенние месяцы вы знаете?
Дети: Апрель, май.
Воспит.: Правильно.
Словесная игра «Доскажи словечко»
Воспит.: Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель.
Воспит.: Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май.
Воспит.: Вот видите, как здорово, оказывается, знать весенние приметы. Мы даже можем поиграть с вами в нашу любимую игру.
Игра «Когда это бывает?»
(На материале стихотворений известных русских поэтов; с использованием записи пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, жужжания пчёл, раскатов грома и т.д.)
Весенняя песенка
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
С. Маршак
Блестящие, звенящие,
Хрустят, как леденцы.
Под крышами висящие
Сосульки – сорванцы.
Блестящие, звенящие,
Как солнышка лучи.
… Отсюда начинаются
Весенние ручьи.
А. Инчин
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
Черёмуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…
С.Есенин
Весна
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
И.С. Никитин
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
А.Н. Плещеев
Люблю грозу в начале… (мая),
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
Ф.И. Тютчев
Медведь проснулся
Без печали, без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит – каплет…
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег…
Пришла весна.
Г. Ладонщиков
Воспит.: Понравилось вам это стихотворение о медведе? Хотите рассказать его после сна Наталье Николаевне (второму воспитателю), а вечером – родителям? Тогда нам придётся его заучить.
Заучивание стихотворения
Воспитатель предлагает тем, кто хоть немного запомнил слова, негромко повторять их вместе с ней. Стихотворение читается ещё 3-4 раза со сменой приёма чтения:
‒ хором, вторя воспитателю;
‒ первое четверостишие рассказывают девочки, второе ‒ мальчики, а третье – все вместе.
‒ хором, вместе с воспитателем;
‒ втроём, по одному четверостишию каждый.
Воспит.: Похожую историю, ребята, подсмотрел однажды в лесу автор многих произведений для детей Н. Сладков и написал об увиденном замечательную сказку.
Медведь и солнце
Просочилась в берлогу Вода – Медведю штаны промочила.
‒ Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался Медведь. – Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
‒ Не я, Медведушко, виновата,. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.
‒ Ах, так это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
‒ Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!
‒ Ах, так это Солнце мне штаны промочило! – рявкнул Медведь. – Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать.
Сопоставительный анализ двух близких по сюжету произведений
Воспит.: ‒ Что общего у этих двух историй? Чем они отличаются? (Одна написана прозой, другая – стихами; в одной несколько героев и есть диалоги, в другой – герой один и только авторская речь.)
‒ Как вы считаете, похожи между собой эти медведи? Почему, да? (Почему, нет?)
Задание на развитие творческого воображения «Миф о Весне»
Воспит.: − Ребята, сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце» заканчивается словами: «Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать». А откуда приходит к нам красавица Весна?
‒ Где она живёт? Что делает в зимние холода?
‒ Кого мы считаем её гонцами и посланниками?
‒ Как Весна узнаёт, что пришло её время? (Один из вариантов: в тереме Весны есть волшебные часы, на циферблате которых вместо цифр – названия месяцев. Как только стрелка доходит до месяца Март, Весна начинает собираться в дорогу.)
‒ Кем приходятся Весне тёплое Лето, мудрая Осень, снежная, морозная, седая Зима? (К примеру, матушкой, бабушкой, злой тёткой соответственно.)
‒ Кто её отец?
‒ Есть ли у Весны братья и сёстры?
Подведение итога
Воспит.: Народная примета, дети, гласит: увидел грача – весну встречай. Кто-нибудь из вас уже видел на дороге этого посланника Весны? Я тоже не видела. А, может, мы просто плохо смотрели? Давайте попробуем его поискать и сделаем это прямо сейчас, на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе на основе интеграции образовательных областей «Приглашение на праздник Весны»
Цель: закреплять у воспитанников представления о весне, весенних изменениях в природе через интеграцию образовательных областей.Задачи: Обучающие:продолжать расширять представления о весне, весенних и...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет "Домики для гномиков" Художественно-эстетическое развитие.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Бублики и баранки»(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность - аппликация Тема: «Бусы для мамы»
Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развити...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Подснежник»
Нетрадиционная техника рисования манной крупой....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному и художественно-эстетическому развитию.
Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки. Расширять знания детей об исконно-русском промысле - дымковской игрушке.Воспитывать интерес к народной игрушке, к русскому народном...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел: «Изобразительная деятельность» Тема: «Мое родное село Усть-Кокса»
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Раздел: «Изобразительная деятельность»Тема: «Мое родное с...