Литературный час «Чум Едэйко»
план-конспект занятия по художественной литературе
«Настоящий человек живёт от земли, неба и воды», – гласит известная ненецкая мудрость. Именно таким был Леонид Васильевич Лапцуй. Он пел, вдохновлялся и прославлял природу и людей родного Ямала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_chas.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный час «Чум Едэйко»
(по творчеству Л.В. Лапцуя)
СЛАЙД 1 (заставка) | |
Педагог | Нгани Торово! Здравствуйте, ребята. Сегодня я расскажу вам о творчестве одного известного ненецкого писателя. |
СЛАЙД 2 (тундра, озеро, чум) | |
Педагог | Много лет назад в чуме родился мальчик. Дали ему ненецкое имя Вэсако, что по-русски значит «мудрый, как старик». Мать с отцом очень любили своего сыночка, учили его любить природу. Рос он в тундре. Научился любить всё, что его окружало. |
СЛАЙД 3 (интернат, книги) | |
Педагог | Но пришла пора, ехать в посёлок, в школу. В интернате мальчику дали русское имя Леонид. Когда он вырос, стал писать стихи, рассказы. Много книг у него получилось. Его звали Леонид Васильевич Лапцуй. |
СЛАЙД 4 (портрет) | |
СЛАЙД 5 (жизнь в тундре) | |
Педагог | В своих книгах поэт рассказывал о природе севера, о людях Ямала. Писал он и о детях, родившихся в тундровой колыбели и об их жизни в школе-интернате. Одно из таких произведений – поэма «Едэйко». |
СЛАЙД 6 (книга поэта) Демонстрация книги | |
Педагог | Имя «Едэйко» по-русски значит «Новый маленький мужчина». В поэме говорится о маленьком ненецком мальчике, который растёт и живёт в чуме, в тундре. |
СЛАЙД 7 (кисы, малица, нарточка и др.) | |
Педагог | Мама поёт ему колыбельные песенки, шьёт красивую малицу, кисы, плетёт из ниток красивые пояс и тесёмки для кисов. Отец сделал из дерева ножны к поясу и маленькую, но настоящую нарточку. |
СЛАЙД 8 (с отцом в тундре) | |
Педагог | Когда Едэйко подрос, отец стал брать его с собой на охоту. Он учил его ставить капканы, ездить на оленьих упряжках, выполнять мужскую работу, не теряться в трудных ситуациях. |
Физкультминутка «Изобрази зверей»
| |
«Перетягивание палки» | |
СЛАЙД 9 (стойбище) | |
Педагог | - Ребята, что вы видите на этой картине? (стойбище – т.е. несколько чумов) - А что такое чум? (дом ненцев) - Как вы думаете, почему оленеводы живут в чуме, а не в обычном доме, таком, как у нас? - Долго на одном месте оленеводы не живут. В поисках корма для оленей оленеводы кочуют, а чум можно легко и быстро разобрать и перевезти на другое место. В тундре чум обычно ставят женщины. |
Выставить демонстрационный чум, нарту | |
Педагог | Итак, чум у нас есть! Кого же не хватает?! Дети, смотрите, кто пришёл к нам в гости. Да это же Едейко, его отец и мама! |
Выставить фигурки героев. Демонстрация люльки. | |
Педагог | А вот, ребята, люлька, которая подвешивается на верёвках к шестам чума. Это качели. Когда был Едэйко маленьким, качнёт его мама раз-другой, он и засыпает. А если Едэйко заплачет, то мама покормит его и споёт ему песню. |
СЛАЙД 10 (заставка) | |
Педагог | - Ребята, а сейчас, я предлагаю вам раскрасить сюжетные картинки из жизни ненцев в тундре. |
Звучат песни «Колыбельная», «Суляко», «Сенгокоця», «Мерця» «Мы дети Арктики» (на выбор) Раскрашивание сюжетных картинок Демонстрация книги | |
Педагог | - Как называется эта книга? («Едэйко») - Кто написал эту книгу? (ненецкий писатель Леонид Васильевич Лапцуй) - О ком говорится в этой книге? (о маленьком мальчике, который живёт в чуме, в тундре. Разговаривает только на ненецком языке, потому что он ещё не учился в школе и ни разу не приезжал в посёлок.) |
Педагог | До свидания, ребята! Лакамбой! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"
Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...
"В гостях у Едэйко и Саване"
Педагогическая цель: формирование и развитие умений и навыков владения ненецким языком в устной форме.Образовательные задачи: закреплять у детей представление о членах семьи, о национальных игрушках, ...
"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».
работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...
Конспект по ФЭМП старшая группа "Едэйко в стране математики"
Конспект занятия по ФЭМП "Едэйко в стране математики"....
Занятие по математике во второй младшей группе Тема: Стоит в поле теремок Воспитатель: МАДОУ «Едэйко» Смурыгина Е.И., ЯНАО г. Лабытнанги
Цель: упражнять детей в счёте до 3; продолжать формировать умение соотносить количество предметов с числом; закрепить знание геометрических фигур, а также основные цвета; закрепить понятия «длин...
ФЭМП в младшей группе «В гости к трем медведям» Воспитатель: МАДОУ «Едэйко» Смурыгина Е.И., ЯНАО г. Лабытнанги
Программное содержание:Образовательные задачи:• продолжать обучать называть числительные по порядку, указывая на предметы.• обучать сравнивать знакомые предметы по величине (большая, средняя...