Консультация для педагогов «Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по художественной литературе

Морозова Лариса Владимировна

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым Республиканский специализированный Дом ребёнка для детей с поражением ЦНС с нарушением психики "Ёлочка"

Консультация

«Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

        Подготовила

        воспитатель 11-12 группы

        Морозова Лариса Владимировна

        

г. Симферополь 2018г.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для  того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». 
   
Д. Родари.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Лев Семенович Выгодский (советский психолог) писал: «Есть все фактические, теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы детей, подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки - ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.           

 Русская народная сказка- это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора.  В ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а так же присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость,  приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. 

            Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять», «рассказывать». Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем русских сказок был Александр Николаевич Афанасьев. С 1857-1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. В словаре В.И.Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: «Либо дело делать, либо сказки сказывать», «Сказка складка, а песня быль». Уже из этих пословиц ясно: сказка - вымысел, произведение народной фантазии - «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

                          Существует несколько классификаций сказок:

1. Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна (психолог, директор института сказкотерапии) предложила типологию сказок, которая включила в себя:

-художественные (народные и авторские) сказки;

-психотерапевтические сказки (обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Эти сказки должны оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму);

-дидактические (цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения);

-медитативные (самые сложные, т.к. требуют создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей, ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать слушатели, глубокое погружение слушающего в сказочный процесс).

2. В фольклористике принята классификация сказок Владимира Яковлевича Проппа (русский филолог-фольклорист), в которой выделяются:

-сказки о животных;

-сказки о людях (волшебные, новеллистические, анекдоты);

-кумулятивные (многократное повторение одних и тех же действий или элементов).

3. В педагогике на сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

-сказки о животных (человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая, отсюда очеловечивание животных и птиц…)

-волшебные сказки (сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические сюжеты, в их основе лежит чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир).

-бытовые сказки (характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы).

Строение сказки одинаково во всех типах:

  1. Зачин 

Эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями, зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку. Она обычно ритмична и рифмована.

Цель её - привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь.

  1. Основное повествование 

Развитие сюжета, события и приключения.

  1. Концовка 

Любая сказка имеет счастливый конец, кроме концовки может быть конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!» 

         Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, решаются воспитательно - образовательные задачи:

  •  Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок;
  •  Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному природой;
  •  Развитие активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства;
  •  Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой;
  •  Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
  •  Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
  •  Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

        Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.  Читать малышам сказки младшего возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Главная задача в этот период – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Необходимо жестикулировать, гримасничать и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями – это побуждает ребенка повторять за вами, тем самым развивать и активизировать свой речевой аппарат и решает одну из самых важных задач – научится правильно и красиво говорить.

 Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение»,- Жан Пиаже ( швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития).

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому неслучайно, сегодня сказки используются  воспитателями, логопедами, психологами обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Используются разные методы и приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

  • словесный -слушаем,рассказываем,
  • наглядный - проживаем
  • практический - сочиняем сказку.

Применяются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

 беседы после ознакомления с произведением помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

 знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр мультфильмов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);

свое отношение к сказкам, дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования, аппликации, игры-драматизации.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: 

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой- организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Каждая организованная образовательная деятельность, в том числе работа со сказкой, сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, сказочных историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

 Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели, как:

лексико-образная функция, т.е. способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной активностью. Внешне лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичностью событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями;

коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает».

Привлекая сказку для работы по развитию речи, используются картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.

Яркие и интересные прозвища персонажей сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка и т.д.), поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким-либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение, нравственный урок.

Традиционное общение со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.

В работе по ознакомлению с художественной литературой можно использовать разные виды игр:  игры – драматизации, дидактические игры, подвижные игры, театральные игры.  

    Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приемы с использованием сказок:

  1. Определение лишнего слова.

Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное. Например: из ряда слов лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет лишнее слово- избушка.

  1. Составление словаря по сказке.

Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.

В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.

  1. Поможем герою.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?

  1. Шагаем в сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

  1. Помоги герою найти свою сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

  1. Действия героя.

Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

  1. Отправим письмо или смс-сообщение.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Воспитатель предлагает детям «написать» в письме или смс-сообщении пожелание герою сказки.

  1. Диалог со сказочным героем.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. - Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

  1. Мимы.

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.

Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

  1. Сказочные слова.

Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

  1. Шкатулка.

Цель. Развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.

  1. Что было бы, если бы…

Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?

  1. Верно - неверно.

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут… Позвала внучка мышку… Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое...

  1. Хорошо-плохо.

Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

  1. Реклама.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.

Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.

  1. Ложная альтернатива.

Цель. Развитие внимания, связной речи.

Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов "или-или", но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо - утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок - заяц или волк? Кто помог вытянуть репку - дедка или бабка?

  1. Собери цепочку.

Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.

Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.

  1. Что сначала, что потом.

Цель. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.

Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.

2. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.

3. Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013.

4. Народное искусство в воспитании дошкольников / под. ред. Т. С. Комаровой автор коллек. Т. С. Комарова,Т. А. Ратанова, Г. П. Новикова, Г. В. Быхлцвец, О. А. Соломенникова и др.) . М. : Педагогическое общество России, 2005.

 5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию свзязной речи монография. - Москва : Изд-во: «Сфера», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи....

Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Изучение связной речи у детей среднего дошкольного возраста.Изучение словарного состава речи.Виды предложений используемые при рассказывании...

Русская народная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

  Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования связности и образности речи.    ...

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

Статья "Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В настоящее время мы переходим к новой системе дошкольногообразования, в основу которой положен федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» и Федеральный государственный образ...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...