"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.
методическая разработка (младшая группа)

Фадина Татьяна Николаевна

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_fadinoy_2018-2019.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

ЛЕНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

Работа по самообразованию

«Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Фадина Т.Н.

Начало изучения темы: сентябрь 2018 г.

                                Окончание изучения темы: апрель 2019 г.

д. Дрожжино, 2019 г.

Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного

возраста (3-4 года)

        В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый, но быть им не может. Именно поэтому характерной чертой кризиса 3-х лет является отделение себя от взрослого. Ведущей потребностью ребенка 3-4 лет является потребность в общении, уважении, признании, самостоятельности. Самостоятельность у младшего дошкольника формируется в совместной деятельности со взрослым и непосредственно в личном опыте.

        Дети 3-4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

        У ребенка есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

        У ребенка накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, о себе самом, явлениях окружающей действительности. В 3 года ребенок знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный), способен выбрать основные формы предметов по образцу (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова: больше, меньше; и из двух предметов он успешно выбирает больший или меньший. В этом возрасте дети практически осваивают пространство помещения в детском саду, двора, и т. п. На основе опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи - ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

        К концу второго года жизни ребенка, речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Дошкольник обращается к окружающим его близким по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

         Представления ребенка этого возраста о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой – его непосредственным опытом. Ребенок знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, и др.). Он имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, велосипед, автобус); о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения); свойствах воды (теплая, холодная), снега (белый, холодный, а лед скользкий, твердый); песка (из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь).

        В 3-4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текст.

        Внимание детей младшего дошкольного возраста непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок может сосредоточиться на период 10—15 минут.

        Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Малыши сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких усилий.

        Ребенок 3-4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводят к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

        В этом возрасте речь детей включается практически во все аспекты их жизнедеятельности - быстро развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания контактов внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. К концу третьего года дети начинают пользоваться монологической речью.

Список использованной литературы

1. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009. –304 с.

2. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. –342 с.

3. Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений. СПб.: Питер, 2004. –560 с.

4. Детская практическая психология / Под. ред. Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. –295 с.

5. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. –276 с.

6. Психолого-педагогическая характеристика детей младшей группы. [Электронный ресурс]. URL: http://gbdou4.peter.gov.spb.ru/site/doc3/statja_psikhologo-pedagogicheskaja_kharakteristika.pdf (дата обращения 11.02.2019).

7. Возрастные особенности детей. [Электронный ресурс]. URL: https://gart20.npi-tu.ru/assets/files/roditelyam/dou-20-vozrastnye-osobennosti-detej-ot-2-do-7-let.pdf (дата обращения 18.02.2019).

8. Развитие ребенка на разных возрастных этапах.Портал Яндекс дзен. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/59f276e65816694f429c8d1a/razvitie-rechi-rebenka-na-raznyh-vozrastnyh-etapah-5a0346d1e86a9e9a04a56f92 (дата обращения 22.02.2019).

Общие сведения по теме самообразования

Актуальность.        Значение связной речи в жизни человека трудно переоценить. Она вляет на развитие мышления, обеспечивает социальные связи (общение), обеспечивает эстетическое воспитание. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании правильной речи детей.

        Задача педагога в ДОУ заключается в том, чтобы в доступных для детей видах деятельности активно развивать речевые навыки, обогащать речь.

        В младшем дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, основная ее особенность определена названием: это игра обучающая. Данные игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Педагог одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся.

        Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у малышей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

        Дидактические игры по развитию речи, как форма обучения детей, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Они развивают речь: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

        Таким образом, систематическое проводение с детьми дидактических игр, способствует развитию связности речи (ее диалогической и монологической составляющих).

        Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата.         Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать, классифицировать предметы. Существует ряд классификаций дидактических игр:

1. Игры с использованием предметов, игрушек и картинок (игры типа «Угадай, что изменилось»). Подобные игры проводят во всех возрастных группах, но, в зависимости от возраста детей, ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять знание предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т. д.

2. Игры — типа «Чудесный мешочек». Используются во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают из мешочка предмет и называю его. В средней - дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.

        3. Игры с куклой. Основная цель этих игр - закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.) и воспитание культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет.

        4. Дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого такой предмет». Цель таких игр - научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её, активизируется игровыми действиями, чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

        

        Тема самообразования: «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель самообразования: Формирование правильной связной речи (диалогической и монологической) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи самообразования:

- изучить литературу и оценить эффективность использования дидактических игр в процессах формирования связной речи детей младшего дошкольного возраста;

- подобрать дидактические игры для детей данной возрастной группы, направленные на развитие связной речи;

- развивать связную речь в соответствии с психологическими особенностями детей младшего дошкольного возраста, средствами дидактической игры;

- провести просветительскую работу с родителями (темами выбрать задачи самообразования).

        Методы и формы работы:

- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов и др.);

- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных материалов для осуществления дидактических игр);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).

        Предполагаемые итоги реализации:

1. Развитие правильной диалогической и формирование монологической речи детей младшего дошкольного возраста.

2. Обогащение словарного запаса.

3. Картотека дидактических игр по речевому развитию детей 3-4 лет.

4. Обобщение и распространение опыта (для родителей и педагогов).

        Творческое сотрудничество по теме самообразования:

Коллеги МАДОУ «Детский сад № 22 «Город детства»

Список литературы по теме самообразования

1. Смирнова Л.Н, Овчинников С.Н. Развитие речи у детей 3—4 лет: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. -72 с.

2. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб.: Питер, 2009. –304 с.

3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / СПб.: Питер, 2009. –276 с.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя д/с. - М.: Просвещение,1991.

5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 2006. - №6.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.
8. Ильин Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений. – СПб.: Питер, 2004. –560 с.

9. Развитие общения со сверстниками. / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. –211 с.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 1998. –304 с.

11. Детская практическая психология. / Под. ред. Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. –295 с.

Этапы реализации работы по теме самообразования на 2018/2019 уч. г.

Этапы самообразования

Содержание работы

Сроки исполнения

Подготовительный (сбор информации по теме)

Анализ психолого-педагогической литературы по теме самообразования

09.2018-10.2018

Основной

Изучить литературу и оценить эффективность использования дидактических игр в процессах формирования связной речи детей младшего дошкольного возраста; подобрать дидактические игры для детей данной возрастной группы, направленные на развитие связной речи; развивать связную речь в соответствии с психологическими особенностями детей младшего дошкольного возраста, средствами дидактической игры; провести просветительскую работу с родителями (темами выбрать задачи самообразования).

11.2018-02.2019

Результативный

- развитие правильной диалогической и формирование монологической речи детей 3-4 лет;

- обогащение словарного запаса;

- картотека дидактических игр по речевому развитию детей 3-4 лет;

- обобщение и распространение опыта (для родителей и педагогов).

03.2019-04.2019

Личный перспективный план по теме самообразования на 2018/2019 уч. г.

Период

Направления работы

Способы достижения, результаты

Сентябрь

1. Планирование работы с детьми на новый учебный год.

2. Пополнение речевого центра литературой и др. материалами, в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями детей.

1. Создание плана работы.

2. Подбор художественной литератуы, настольно-печатных дидактических игр и др.

Октябрь

1. Изучить литературу и оценить эффективность использования дидактических игр в процессах формирования связной речи (пополнение словаря) детей младшего дошкольного возраста.

2. Ознакомиться с опытом работы педагогов в сети Internet.

1. Анализ литературы показал, что для повышения уровня связной речи (и пополнения активного словаря) необходимо совмещать Д/игры по речевому развитию с чтением художественной литературы, разучиванием стихов, проведением бесед, с включением в работу продуктивной и других видов деятельности (игровая, драматизации и др.).

2. Обсуждение, обмен опытом по теме.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

1. Подобрать дидактические игры для занятий с детьми, направленные на развитие связной речи (пополнение словаря).

2. Развивать связную речь (в соответствии с психологическими особенностями детей раннего дошкольного возраста) средствамими художественной литературы, познавательными беседами, наблюдениями, посредствам продуктивной и игровой деятельностей (игры драматизации и др.).

3. Провести просветительскую работу с родителями (темами выбрать задачи самообразования).

1. Д/игры, рекомендованные ФГОС и разработанные коллегами (из сети Интернет).

2. Проведение следующих видов деятельности для развития речи (в соотв-ии с возрастными потребностями, по плану педагогов):

- чтение худ. произведений: сказки, рассказы, стихи, потешки и др.; разучивание стихов;

- беседы по темам: ЗОЖ, познание и др.;

- наблюдения;

- рисование/аппликация/лепка;

- С/Р игры, игры-драматизации и др.

3. Индивидуальные беседы с родителями о важности Д/игр в развитии детей 3-4 лет; о влиянии Д/игры на важнейшие психические функции детей; о влиянии Д/игры на речевое развитие ребенка; о связной речи (что это такое, почему и как нужно развивать) и др.; побуждать родителей к игровой деятельности (и другим деятельностям, способствующим пополнению активного словаря, формированию связной речи) с детьми дома.

Март

Апрель

1 Развитие правильной диалогической и формирование монологической речи детей 3-4 лет.

2. Обогащение словарного запаса.

3. Сбор в картотеку наиболее эффективных (понравившихся детям) Д/игр по речевому развитию.

4. Обобщение и распространение опыта (для родителей и педагогов).

1.1.1. У детей развита диалоговая форма связной речи (сформированы умения речевого этикета); умения диалога (задают, отвечают на вопросы взрослого; обмениваются репликами, соблюдая интонацию диалога); умеют общаться в коллективе (слушать и слышать друг друга не перебивая; доброжелательно обращаться друг к другу).

1.1.2. Отмечены особенности монологической формы связной речи (умеют пересказывать хорошо знакомую сказку совместно со взрослым; умеют составлять элементарное повествовательное высказывание из прошлого опыта с помощью взрослого).

2. В словарной работе главное внимание уделялось накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активному применению различных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий). Дети различают предметы по существенным признакам, правильно называют их, видят особенности предметов, выделяют характерные признаки и качества, а также действия, производимые этим предметом и с этим предметом. Называют видимые и яркие признаки (цвет, форма, величина), перечисляют свойства и внутренние качества предмета, сравнивают его с другими предметами.

3. Картотека Д/игр по развитию речи мл. дошкольников.

4. Публикация отчета в сети Интернет; индивидуальные беседы (консультации) в течение года; различные виды деятельности для повышения уровня связной речи (в домашних условиях с родителями).

Май

Отчет по теме самообр-ия; разработка плана самообразования на новый 2019/2020 уч. г.

Отчет; план работы

Заключение

        На подготовительном этапе работы было выявлено, что для повышения уровня связной речи (и пополнения активного словаря) необходимо совмещать Д/игры по речевому развитию с другими видами деятельности: чтением художественной литературы, разучиванием стихов, проведением бесед, с продуктивной и др. Включение этих факторов в содержание данного проекта позволит организовать условия, при которых работа по речевому развитию младших дошкольников будет проходить успешнее.

        Данный фактор потребовал внесения в задачи самообразования определенных корректив - параллельно с игровой деятельностью (с использованием Д/игр речевой направленности), в течение полугода проводилась необходимая речевая работа (в соотвествии с ФГОС, учитывая индивидуальные личностные способности детей).

        Полученные в конце учебного года результаты речевой работы, позволяют отметить высокий уровень речи младших дошкольников. У детей развита диалоговая форма связной речи, сформированы умения речевого этикета (здороваются, прощаются, благодарят и др.); умения диалога (задают, отвечают на вопросы взрослого; обмениваются репликами, соблюдая интонацию диалога); умеют общаться в коллективе (слушать и слышать друг друга не перебивая; доброжелательно обращаться друг к другу).

        Отмечены следующие особенности монологической формы связной речи: дети умеют пересказывать хорошо знакомую сказку совместно со взрослым; составляют элементарное повествовательное высказывание из прошлого опыта с помощью взрослого.

        Пополнился активный словарь детей. Они используют все части речи, различают предметы по существенным признакам, правильно называют их, видят особенности предметов, выделяют характерные признаки и качества, а также действия, производимые этим предметом и с этим предметом. Называют видимые и яркие признаки (цвет, форма, величина), перечисляют свойства и внутренние качества предмета, сравнивают его с другими предметами.

        В течении учебного года с родителями воспитанников проводились индивидуальные беседы (консультации) по теме самообразования, отмечалась необходимость самостоятельно проводить различные виды деятельности для повышения уровня связной речи детей в домашних условиях. Однако, некоторые родители оказались не готовы работать в этом направлении (отказались: заняты, не умеют, не хотят и т. д.).

        В целом, следует отметить, что ожидаемые итоги реализации самообразования были достигнуты (уровень связной речи повышен, активирован словарный запас; собрана картотека Д/игр по речевому развитию).

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей 3-4 лет

        ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК (Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.• • Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек)

        Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.) Теперьзаяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)». Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое,красное. Он круглый, красный. Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки —это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

        РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК• (Учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.• • Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей).

Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

        ТЕРЕМОК• (Ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.• • Деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь).

Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании. - Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог: - Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

        ЧЕГО НЕ СТАЛО?• (Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.• • Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок).

Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе. Комментируем: - Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д. - Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого. На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

        ГДЕ НАШИ РУЧКИ?• (Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных).

Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре: Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.) - Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.) - Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! - Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот нашиножки! Игра повторяется 2-3 раза.

        ЛОТО• (Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах) Картинки с изображением предметов в единственном имножественном числе (матрешка -матрешки, ведро - ведра, колесо - колеса, кольцо - кольца и др.)).

Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры: - Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть. Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему. В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

        ПОРУЧЕНИЯ• (Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.• • Грузовик, мышка, мишка).

Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: - Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.) - Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь? Игра продолжается до тех пор, пока у детей не пройдет к ней интерес.

        МИШКА, ЛЯГ!• (Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.• • Плюшевый медвежонок (озвученная игрушка)).

В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок... ляг на спинку... ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.) По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик». Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.

        ПРЯТКИ• (Правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).• • Грузовик, мишка, мышка).

В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим: - Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался! Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке! Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

        ПОТЕРЯЛИСЬ• (Соотносить название животного с названием детеныша.• • Игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок).

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике. - Давайте посмотрим. Кря-кря-кря -кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку. - А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка. Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослыхи детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка-утенок, курица - цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.

        ЧЕЙ ГОЛОС?• (Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.• • Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок).

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали. -Му-у-у -кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.) Ква-ква-чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

        ДОМИКИ• (Употреблять названия детенышей животных.• • Поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.—по количеству детей, строительный материал).

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)». В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название. На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

        ПОРУЧЕНИЯ• (Называть детенышей животных.• • Игрушки: бельчонок и котенок).

Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите,они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем? После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).

        ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА• (Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.• • Белка и лиса).

Объясним детям содержание игры: - Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна - бельчата, вторая - лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите - резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется. Игра повторяется 3-4 раза.

        БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА. ГУСИ• (Соотносить названия действий с собственными движениями).

Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми рукамиот одного к другому). Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.) Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук. - Где ладошки? Тут? - Тут.- На ладошке пруд? - Пруд. - Палец большой - Это гусь молодой. Указательный - поймал. Средний - гуся ощипал, Этот палец суп варил (сварил). Самый меньший - печь топил (истопил). Полетел гусь в рот, А оттуда в живот… Вот.(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.) На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?» - дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.

        КАЧЕЛИ• (Соотносить слова стихотворения с собственными движениями).

Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями. Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели. (Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.) Настали осенние дни. Качели остались одни. (Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.) Лежат на качелях Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка. (В. Данько. Качели.) (Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.).

        ПОГРЕМУШКИ• (Двигаться по слову взрослого.• • Погремушки на ручке (по 2 на каждого ребенка); коробки (корзины) для складывания погремушек).

Дети стоят перед взрослым, который держит коробку с погремушками и говорит: Все скорей ко мне бегите, Погремушки получите! Взрослый быстро раздает детям погремушки. (Можно положить погремушки на стульчики, дети возьмут их сами.) Погремушки дети взяли. С ними быстро зашагали! Взрослый идет впереди детей, помахивая оставшимися погремушками, декламирует: Стали бегать и скакать. Погремушками играть! Дети бегают, звеня погремушками. Взрослый продолжает: Надо в круг теперь всем встать, Погремушки показать! Дети встают в круг. Как только они успокоятся, взрослый присоединяется к ним, затем поднимает погремушки со словами: Погремушки поднимать. А потом их опускать. Поднимать и опускать! Поднимать и опускать! Дети поднимают и опускают погремушки. Затем взрослый приседает и постукивает ручками погремушек об пол со словами: Стали дети приседать, Погремушками стучать. Стук - и прямо! Стук и прямо! Стук, стук, стук! И встали все.Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, повторяют эти движения дважды; на слова «стук, стук, стук» быстро трижды стучат об пол погремушками, затем поднимаются. Взрослый разрывает круг и переходит к бегу: А теперь мы все бежим. Погремушками гремим.. Дети бегут за взрослым, размахивая погремушками. Переходя на спокойную ходьбу, взрослый говорит: Тихо, тихо все пойдем. Погремушки уберем! Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кладут туда свои погремушки. (Коробок может быть несколько, чтобы дети скорее сложили игрушки.) Если игра проводится не первый раз, взрослый может не показывать всех движений: дети будут выполнять их самостоятельно, ориентируясь только на его слова.

        ПЕРЕПРЫГНИ ЧЕРЕЗ РОВ• (Образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок).

Игроки распределяются на две команды, которые выстраиваются одна напротив другой. На площадке перед каждой командой взрослый рисует две параллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой — это ров. На слова: Если хочешь Если хочешь Ловким быть, Быть здоров. Если хочешь Перепрыгни через ров! - Сильным быть. (По Я. Сатуновскому.) Все прыгают. Выигрывает та команда, в которой больше детей сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на линию. Игра продолжается. Проигравшая команда на те же слова делает вторую попытку перепрыгнуть через ров. Можно предложить детям прыгать с закрытыми глазами.

        ПОЕЗД• (Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает).

Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Взрослый-водящий произносит: Чух, чух, пых-чу, Ко-ле-са-ми Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза). Верчу, верчу (произносится 2 раза), Стоять на месте не хочу! Садись скорее, Ко-ле-са-ми Прокачу! Стучу, стучу. Чу! Чу! (Е. Карганова. Поезд.) На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу» - топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу» - делаюткруговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

        ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ• (Активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает).

Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

        КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА• (Упражняться в произнесении звукоподражания).

Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог: - Курочка-рябушечка, Куда идешь? - На речку. - Курочка-рябушечка, Зачем идешь? - За водой. - Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода? - Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — Пи-пи-пи! (Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.

        МОЛЧАНКИ• (Образовывать глаголы приставочным способом).

Перед началом игры дети хором произносят: Первенчики, червенчики. Зазвенели бубенчики. По свежей росе. По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок, Молчок! (Русская народная песенка.) После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Ведущий (взрослый) наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; подбрось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.). В эту игру с интересом играют дети среднего дошкольного возраста. С младшими детьми лучше разыгрывать фант сразу, как только кто-то из играющих рассмеется или заговорит; команды придумывает взрослый.

        ДОБАВЬ СЛОВО• (Находить нужное по смыслу слово (глагол).• • Кукла Гена).

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать. Гена. Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять). Я помогаю вилки ... (раскладывать). Я помогаю крошки ... (сметать). Я помогаю комнату ... (убирать). При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).

        НЕВИДИМКИ• (Образовывать формы глагола второго лица единственного и множественного числа.• • Куклы, шапка-невидимка, ширма, музыкальные инструменты (игрушки), кукольная мебель).

В гости к детям приходит Невидимка. Он говорит, что у него есть шапка-невидимка. Когда ее наденешь, сможешь быть невидимым. Показывает шапку, надевает ее и сразу же прячется за ширму. Затем Невидимка рассказывает и показывает, что он любит и умеет делать (танцевать, петь, читать стихи, бегать, прыгать, играть на музыкальных инструментах, сидеть, стоять, ходить и пр.). Невидимка надевает свою шапку, прячется за ширму и выполняет одно из названных действий. Дети угадывают, что Невидимка делает, задавая ему вопросы: «Ты спишь?», «Ты делаешь зарядку?» и т. п. Выигрывает тот, кто угадает; он же получает право быть Невидимкой. Когда игра станет хорошо знакомой детям, можно будет выбирать двух Невидимок, тогда они будут образовывать форму множественного числа глаголов.

        ОЛИНЫ ПОМОЩНИКИ• (Образовывать форму множественного числа глаголов.• • Кукла Оля).

Обратимся к детям со следующими словами: «Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие части тела и задаем аналогичные вопросы (руки - берут, кладут, держат, одевают, рисуют, вырезают, наклеивают; зубы - жуют, кусают, грызут; глаза - смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся; уши — слушают). Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказывают нужное слово: Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле ... ножки. Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле ... ручки. Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки, А для этого нужны Нашей Оле ... зубки. Оля смотрит на кота. На картинке - сказки. А для этого нужны Нашей Оле ... глазки. (Е.Карганова Олины помощники.) В заключение можно спросить у ребенка (у детей): кто твои помощники? Что они умеют делать?

        ВСЕ НАОБОРОТ• (С помощью приставок образовывать глаголы с противоположным значением.• • Две обезьянки).

Обратимся к детям с такими словами: - Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Вот послушайте (рассказ сопровождается действиями с игрушками). У мамы-обезьяны были две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Если Послушница соберет игрушки, Упрямица их разбросает. Если сестра закроет дверь, Упрямица ... (интонацией незавершенности стимулируем детей к ответу) откроет. И т. д. Можно прочитать детям стихотворение В. Берестова «Непослушная кукла». Ее просят танцевать, Все играть - она лежать. Она лезет под кровать. Все лежать - она бежать. Что за воспитание! Что за воспитание! Просто наказание! Просто наказание! Далее спросим детей, с кем бы они хотели играть - с Послушницей или Упрямицей, и что делать Упрямице, если они не хотят с ней играть. Скажем, что сейчас они услышат стихотворение, в котором поэт предлагает упрямым детям исправиться. Если вы очень упрямы, Не вам помогают мамы, Делайте наоборот - А вы помогайте! Вот. (Е. Карганова. Делайте наоборот).

        НАЗОВИ, ЧТО СДЕЛАЛ УМЕЙКА• (Составлять (дополнять) предложения с однородными сказуемыми.• • Бумага, ножницы и др. (по усмотрению взрослого)).

В гости к детям приходит Умейка, который все умеет делать (ребенок должен быть подготовлен заранее). Взрослый дает ему задание так, чтобы никто не слышал: «Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску и отдай Сереже». Умейка начинает выполнять задание, а дети в это время внимательно следят за ним. Потом они называют все, что делал Умейка. Выигрывает тот ребенок, который правильно перечислил все действия, выполненные Умейкой. Ребенок-победитель получает право заменить гостя. Задания Умейке могут быть самые разные: беги к двери, попрыгай и побеги обратно; подойди к столу, возьми книгу и отдай ее Вадиму; возьми машину, поставь в гараж; выйди из комнаты и войди обратно; подойди к кубику и перепрыгни через него; возьми мяч и подбрось его вверх; уложи куклу спать.

        КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ• (Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы• • Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег).

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Например:что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...); что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...); что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...); что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...); что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать...); что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...); что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...). Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Животные и птицы» и др.

        КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ• (Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель —строит, учитель — учит и т. д.)).

Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете про-фессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар? - Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др. - А что делает врач? - Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции. -А что делает портной? - Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет. Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий.

        ЧЕЙ ГОЛОС?• (Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.• • Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль).

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют. - Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.) - Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка? - Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка? - Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка? - Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.) - Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.) - Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.) - Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает).

        ЛЕСЕНКА• (Использовать производные глаголы.• • Игрушки: лесенка, петух, кошка, собака, куклы Боря, Таня и Нина).

Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушками. Дети по ходу чтения включаются в него, отвечают на вопросы, содержащиеся в тексте. Стоит на дворе лесенка. На лесенке пять ступенек. Давайте считать, ребята! На верхнюю ступеньку вскочил петух, Крыльями замахал, громко запел. Как он запел, ребята? (Здесь и далее ответы детей.) На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит - язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет? А пес на третью ступеньку прыгнул. Хвостом по ступеньке постукивает. На кошку рычит. Как он рычит, ребята? А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит - вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает? А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята? И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь. Как он стучит, ребята? Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался. Кошка -та ловко: прыг-шмыг В открытое окошко. А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят. Плачут. Как они плачут? Вышла на крыльцо Нина, Ребят с лесенки сняла и повела их. Затопали ножки по крыльцу. Как они затопали, ребята? Ушли дети в дом - осталась лесенка пустая. (Е. Шабад.)

        ОРКЕСТР• (Образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.• • Игрушки: заяц, барабан, балалайка, гармонь, волчок, дудочки, звоночки, бубны, погремушки).

Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою речь действиями с игрушками. Зайку сделали из плюша. У него большие уши И особенный талант – Этот зайка - не зазнайка, Этот зайка — музыкант. - Зайка привез с собой много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем. Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша ... (балалайка). (Тот, кто отгадал первым, получает игрушку. Этот ребенок будет играть у зайки в оркестре.) - Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах: В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.) Очень весело поет, Если дуете в нее. Все на ней играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду.Да-да, да-да. Так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это? (Дудочка.) - Заяц принес музыкальный волчок. (Взрослый показывает волчок, вместе с зайцем подходит с ним к детям и запускает.) Волчок музыкальный Поет и жужжит. Волчок музыкальный По кругу бежит. Он вертится, вертится, Вертится ловко!.И вдруг ни с того Ни с сего — остановка. - Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты хочешь поиграть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, погремушки. - Дети, звоночки что делают? (Звенят.) - Погремушки? (Гремят.) - Барабан? (Барабанит.) - Дудочки? (Дудят.) (Дети, ответившие правильно, получают игрушки.) Оркестр получится большой. Играйте, дети, хорошо. (Э. Мошковская. Какие бывают подарки).

        Кто в домике живет? (Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей).

(Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

        «Позови свою маму» (Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность).

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

        «Я быстрее» (Развивать речь, память, внимание).

Встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

        «Что, где, когда» (Развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов)

Бросая мяч ребенку, задать ребенку вопросы: - Где живут рыбы? (В реке.) - Где растут ветки? (На дереве.) - Где растут деревья? (В лесу.) -Где растут листья? (На ветке).

        «Полезные «прятки» (Развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в).

Предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела – нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А –а, вот он где – под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.

        «Поспешили — насмешили» (Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха).

Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

        «Кто как кричит?» (Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса).

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».) Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».) А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу». Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

        «Кто где живёт?» (Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»).

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? - Белка. Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы. Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса. Кто живёт в логове? - Волк. Кто живёт в берлоге? - Медведь.

Вариант 2. Педагог: -Дети: Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк? - В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

        «Поезд особого назначения» (Развивать фонематический слух).

Сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.

        «Чья картинка» (Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях).

Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок иллюстрированные издания сказки «Три медведя» (среди них обязательно должны быть книги с рисунками Ю. Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно понравился.

Описание: Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть. На столе педагога – предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их. Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4–5 детей картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные колокольчики.) Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и повторяет игру.В конце занятия, исходя из особенностей наглядного материала, воспитатель просит малышей принести картинки, на которых изображено «то, что растет»; нарисованы «животные в меховых шубках», «те, кто с клювом» и т. д.

Источники:

https://ds47-ros.edu.yar.ru/logoped/igri_dlya_razvitiya_rechi_detey_3_4_let.pdf (дата обращения 11.2018); https://pedsovet.su/dou/6403_kartoteka_didakticheskih_igr_vo_vtoroy_mladshey_gruppe (дата обращения 11.2018);

https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9385 (дата обращения 11.2018); и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...

Консультация для педагогов «Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о свя...

Статья "Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В настоящее время мы переходим к новой системе дошкольногообразования, в основу которой положен федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» и Федеральный государственный образ...

Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".

В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр....

ВКР "Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В экспериментальной работе рассмотрен возраст 4-5 лет, проведен эксперимент на средней группе....

Работа по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый, но быть им не может. Именно поэтому характерной чертой кризиса 3-х лет является ...