Почему сосна и ель вечно зеленые
занимательные факты по художественной литературе
Предварительный просмотр:
Почему сосна и ель вечно зеленые
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то один из годов очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в теплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Все живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придется погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая свое раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-береза. Птичка к ней с просьбой:
– Береза-березонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
– Веток у меня много, листьев еще больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила береза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
– Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые теплые ветки до весны прожить.
– Вот еще придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного желудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая свое раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
– Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних теплых дней, – просит и ветлу бедная птаха.
– Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу, – гордо ответила ветла.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто ее, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зеленая ель.
– Ай-яй, бедняга, куда же ты идешь? – спросила она птаху.
– Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
– Как же не знаешь? – удивилась ель.
– Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
– А что же ты со своими подругами не улетела?
– Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
– Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель. – Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая теплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
– У меня ветки не такие густые, не такие теплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, – сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла ее от холодного ветра.
Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
– Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.
Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он все же спросить у Мороза:
– Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Моров, сказал:
– С берез, с ветел – со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелеными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелеными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Сценарий драматизации чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечнозеленые»
Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые»...

Сценарий драматизации чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечнозеленые»
Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые»...

Конспект двигательной деятельности (физкультура) с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие по чувашской народной легенде «Почему сосна и ель вечно зеленые»
Развитие физических качеств средствами чувашских подвижных игр....

Презентация занятия "Почему кедр называют сибирской сосной?"
Презентация занятия "Почему кедр называют сибирской сосной?"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Почему сосна хвоинки не сбросила"
подготовительная группа...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Познакомить детей с чувашской народной сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о народном устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить ос...