Экскурсия для взрослых в мини-музей "Н.А.Римский-Корсаков и русская народная сказка "Снегурочка""
презентация на тему

Трофина Татьяна Владимировна

Презентация экспозиции мини-музея МБДОУ коллегам РМО музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_ekskursii_dlya_vzroslyh.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

         Сегодня  я представляю вашему вниманию   экспозицию « Н. А. Римский Корсаков и русская народная сказка Снегурочка» в мини – музее   детского сада № 52,  коллективную  работу педагогов и детей  старшей и подготовительной групп.

 1870 год – время всеобщего увлечения стариной  в среде русской интеллигенции. Учёный А.Н.Афанасьев  опубликовал в те годы свои знаменитые «Поэтические воззрения славян на природу»  и  «Народные русские сказки». Писатель В.И.Даль выпустил сборник «Пословицы  русского с народа» и многотомный  «Толковый  словарь  живого  великого  русского  языка».( Демонстрация словаря В. Даля)  Среди  архитекторов  началось увлечение  постройкой  зданий  в  стиле боярских  теремов,  например  здание  Третьяковской  галереи.(Демонстрация  фотографий зданий в  неорусском  стиле).

       В квартирах  появилась  мебель  с  узорами  в  духе  русской  старины. Художник В. М. Васнецов  создал свои знаменитые  картины  «Богатыри»,  «Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке». (Демонстрация  репродукций  картин).

Даже великий  русский  драматург  Александр Николаевич  Островский автор «Грозы» и «Бесприданницы»  (показать фотографию А.Н. Островского) не устоял перед охватившей  страну  модой:  создал  необычную  для  своего  творчества  пьесу – поэтическую  сказку   «Снегурочка» (1873), после того как прочитал  одноимённую  русскую народную сказку.  В нашем музее вы видите 3 книги с иллюстрациями разных художников   (указать на книги),  сравнивать которые рекомендует нам  новая программа  «От рождения до школы».  

     На картине этой репродукции с картины «Снегурочка» (показ репродукции) Виктор Васнецов запечатлел  когда-то  увиденную на сцене героиню произведения Островского. Растерянная девушка дочка Весны - Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей.

             Когда Римский – Корсаков  прочитал  эту  сказочную пьесу   Островского, то  пришёл  в  восторг. Ему  захотелось  переложить  на  музыку  события, происходящие  в  царстве  берендеев,  где  все  живут  счастливо, где  правит  справедливый  и  мудрый  царь, где  люди  не  знают  зависти  и  других  пороков, где  поклоняются  богу  Яриле – солнцу  и  соблюдают  добрые  старинные  обряды.(Показать фото из спектакля).  

Весной 1880 года  Николай  Андреевич  приехал  в  Москву и  побывал в гостях  у  Островского. Драматург  радушно  его  принял  и  дал  согласие  на  использование  своей  сказки  в  качестве  либретто. Композитор  принялся  за  сочинение  оперы «Снегурочка» к  концу  лета  опера  была  в  основном  закончена.

              «Снегурочка» стала  одним  из  самых  вдохновенных  и  поэтических  сочинений  композитора. В её  оркестровке  он  достиг  настоящего  искусства.

        Первая постановка оперы «Снегурочка   состоялась  в  Большом театре в 1893 году (показ фотографии).  А здесь вы видите первых исполнителей  главных героев оперы актрис Цветковой и Петровой.  Декорации по эскизам  Виктора Васнецова выполнил художник  Константин Коровин, увлекавшийся до этого импрессионическим  искусством как Моне, Матисс, Дега.  Фольклорные песни, образы и темы очень вдохновили молодого Коровина на создание «Северной идиллии», весьма нетипичной для  творчества живописца( показ репродукции).

       В нашем театре оперы и балета ( показ фотографии)  опера «Снегурочка» идёт уже несколько  лет с большим успехом ( показ фотографий). Вот  программка этого спектакля, где указаны фамилии всех артистов участвующих в нём, танцы к которому ( показывает диск) поставила  Кайдани  Марианна  Борисовна (показ фото) наш хореограф, проработавшая  с нашими детьми  12лет, прививавшая им любовь к классической  музыке на занятиях по хореографии, и поставившая на музыку оперы «Снегурочка» не один  танец  для  показа на утренниках. (Показать фото).  

       15 лет в  нашем детском саду мы работаем по программе «Синтез», Киры Владимировны Тарасовой.   Ежегодно весь февраль и часть марта   слушаем в старшей группе 10 фрагментов из оперы «Снегурочка» ( показ кассеты  «Синтез», а с руководителем ИЗО студии Зыковой Мариной Анатольевной дети в своих рисунках отражают свои музыкальные впечатления  (показать на рисунки).  

      В  мини – музее  по правилам музейной  педагогики представлены работы детей выполненные с воспитателями групп  ( показывает  макет «Прощай, Масленица!», венок Снегурочки  и  макет к сцене « Песня и пляска птиц»).

         Есть в нашем мини – музее  и  уголок самостоятельной  детской  деятельности.

Помня о том, что  ведущей деятельностью дошкольников,  является игра  музыкальным руководителем  разработаны  и  изготовлены  игры с героями оперы: «Прищепки» и  

«Наряди Снегурочку» в  которые дети могут поиграть прямо здесь в музее.

Обратите внимание, не смотря на мини размеры нашего музея у нас, как в настоящем музее  есть «Правила поведения» и  специальные  «Знаки для мини – музея».

 Например, этот знак предлагает понюхать веточку пихты, ведь Снегурочка пришла к нам из леса, можно понюхать и птицу счастья – оберег, выполненный из кедровой щепы  мастерами – умельцами по старинке.  

Этот знак предлагает повнимательней  рассмотреть экспонат, а этот просит детей не трогать  макет руками,  чтобы не сломать его.

   Александр  Николаевич Островский  и  Николай Андреевич Римский – Корсаков подарили нам не только оперу Снегурочка» - шедевр русской  классики, но  и любимого сказочного персонажа  Снегурочку,  девочку – красавицу, которая помогает Деду Морозу развлекать в новогодние праздники детей. До 1873 года  «Снегуркой»  в  России  называли  снеговика – снежную бабу. (Показ иллюстрации  к  р.н.с. «Снегурочка»).

И Снегурку и берендеев придумал А. Н. Островский.  До этого  берендейками  называли вырезанные из дерева игрушки в виде человечков и животных.   В  Подмосковье неподалёку от Троицко – Сергеевой лавры, находилось село Берендеево, где Римский – Корсаков «собирал» русские народные песни, а мастера – берендееечники  делали эти игрушки (показывает иллюстрацию).

   В заключении скажу, что на основе материалов этой экспозиции была  проведена непосредственно образовательная деятельность в областях:

 1.«Чтение художественной литературы» с рассматриванием иллюстраций 3 художников      иллюстраторов русской народной сказки «Снегурочка». В старшей группе

2.«Музыка» - «Пришествие в музее» - игра – экскурсия с интеграцией в области «Художественное творчество» и «Чтение художественной  литературы» в старшей группе.

3.«Художественное творчество» - рисование гуашью  на темы «Ария Снегурочки» и «Поющая Весна». В старшей и подготовительной группах.

4.Мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы.  «Художественное творчество»    в  подготовительной группе.

5.Мастер – класс по изготовлению бумажных цветов « Венок  Снегурки» в старшей группе.

В будущем  учебном году планируем провести на базе музея следующие мероприятия:

1.Театрализованная экскурсия – инсценирование  детьми старшей группы

 р.н.с. «Снегурочка» с музыкальным сопровождением  из оперы  Римского - Корсакова.

2. Встреча с балетмейстером, постановщиком танцев оперы «Снегурочка» на сцене Красноярского театра оперы и балета  Кайдани М.Б.(сопровождается показом видео записи танцев).

3. НОД - сказка Показ детьми старшей группы р.н.с. «Снегурочка» в мини – музее,  настольный картонный театр.

4. Мастер – класс, изготовление скоморохов в технике тесто пластика с детьми подготовительной   группы.

5.Показ петрушечного кукольного спектакля в мини – музее р.н.с. «Снегурочка», детьми подготовительной группы.

6. Проведение НОД в старшей группе  на тему «Скоморохи»

7. Мастер – класс работа  по системе М. Монтессори  (пластелином на стекле в фото рамке)  «Встреча Снегурочки с матерью Весной и отцом Дедом Морозом».

8. Вернисаж «Герои оперы Н. Римского – Корсакова “Снегурочка”».

(живопись, скульптура, макеты ).

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ «РУССКОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА»

ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ«РУССКОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА»...

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...