Использование «Сторисек» как метода формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению.
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_storisek.docx | 793.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№11»
Город Коркино
Использование «Сторисек»
как метода формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению.
Подготовила воспитатель подготовительной группы
Груздева Татьяна Николаевна
2021 год
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В.А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Привить детям любовь к книге и чтению обязательно нужно! Для этого в своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы. Например:
Организация книжных уголков
«книжных больниц»
Создание книжного уголка «Моя любимая книга»
Обыгрывание любимых сказок
Проведение конкурсов чтецов и т. д.
Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку».
Что же такое «сторисек»?
«Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй». Сторисек, разработанный еще в 1994 году англичанином Нейлом Гриффитсом, всесторонне развивает детское чтение и приносит огромное удовольствие и наслаждение чтением. Его идея заключается в продвижении детского чтения и обеспечения всем необходимым для получения удовольствия от совместного громкого чтения.
Что же это за «мешок историй», что в мешке? Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится: хорошая художественная иллюстрированная детская книга; игрушки (мягкие, от «киндерсюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения; реквизиты; научно-популярная книга по теме; аудиокассета или компакт-диск; языковая игра; шпаргалки для родителей.
Игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения. Она соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие. Шпаргалки для родителей, которые также есть в мешке, дают советы родителям. Сторисек помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей.
Работа по внедрению сторисека проводится в несколько этапов.
1 Подготовительный этап
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «сторисек».
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта: игрушки, научно-популярная книга на тему, аудиокнига по выбранному произведению, DVD-диск с мультфильмом.
4. Разрабатываются литературные игры: «Режиссерская версия», «Допиши рассказ», «Крокодил», «Найди пословицу». В итоге в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов): списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Основной этап Работа с художественным произведением:
1. Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
2. Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги.
3. При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
4. Иногда просите детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения (для этой работы раздайте детям одинаковые экземпляры книги).
5. Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
6. Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Завершающий этап
1. Передайте «сторисек» в семью на несколько дней.
Я хочу представить работу по созданию сторисек по сказке Сутеева «Мешок яблок» в подготовительной группе.
Сначала мы с детьми подготовили мешок для комплекта материалов.
Изготовили «Волшебный мешок» совместно с воспитанниками: украсили аппликацией из яблок. Совместное творчество повышает у детей интерес к мероприятиям, связанным с продуктом их деятельности.
Подобрали научно-популярные книги «Большой атлас животных», «Энциклопедия животных», где изложены интересные факты из жизни лесных жителей. Например, оказывается медведи очень умные и любознательные животные. Многие охотники говорят, что медведи специально путают их следы, чтобы им было сложно выбраться из леса. Мы привыкли считать мишек косолапыми и неуклюжими, но это не так. Они быстро бегают, прыгают, хорошо плавают, умеют лазить по деревьям.
Подобрали маски, игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк).
Подобрали загадки о животных и овощах.
Подготовили интересные факты из жизни писателя.
Пополнили мешок муляжами яблок, грибов, капусты, морковки, раскрасками по сказке и карандашами.
Разработала игры «Доскажи словечко», «Найди пословицу», «Весёлые скороговорки». Разработала кроссворды по сказке «Мешок яблок»
Подобрали иллюстраций к сказке.
Разработала «Шпаргалки для родителей» : списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге.
Например,− понравилось ли вам произведение? − что вам понравилось? − о ком сказка? кто главный герой? − зачем Заяц отправился в лес? (искал грибы-ягоды для зайчат), − что нашѐл Заяц в лесу? (яблоню), − сколько яблок он набрал? (полный мешок), − какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку? (радость, грусть, переживание), − в какой момент вы переживали? ⎫ Беседа по содержанию сказки: − назовите героев сказки, − с кем же первым встретился наш герой? (с Вороной). − кто встретился потом? (Медведь) − кто еще встретился Зайцу по дороге домой? (бельчата, Еж, Коза, Крот), − чем он их оделил? (яблоками), − расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери, что вы можете сказать о них? (они отзывчивые, благодарные, добрые), − а кто ничего не принес? (Ворона), − какой вы представляете Ворону?
После того как подобрали все компоненты для сторисека по сказке В. Сутеева «Мешок яблок», красочно оформили опись готового «сторисека».
А дальше началась непосредственная работа с мешком историй.
Сначала конечно прочитали произведение. Организовывали диалог до, во время и после прочтения книги.
Когда дети открывают мешок, им предлагаются на выбор разные предметы. Дети сами определяют последовательность игр-заданий.
Посмотрели мультфильм по книге.
Решали кроссворды по сказке, играли в игры.
Проводили игры с элементами театрализации, где героями были игрушки или сами дети. Дети с интересом проигрывали сюжеты книги.
Читали книгу по ролям. Небольшими отрывками, обращая внимание на интонации, тембр голоса.
Создали коллаж по сказке
Результатом этой работы стала театральная постановка сказки, которую показали малышам.
Совместно с родителями воспитанники оформили свои книжки - малышки, принесли их в детский сад и с удовольствием знакомили друзей с любимыми героями.
Многие ребята захотели взять домой мешок историй и познакомить с его содержанием своих родных.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование данного метода действительно даёт возможность детям «потрогать сказку». Это вызывает у детей интерес к книге, к чтению. Они сами предлагают создавать новые истории по другим произведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Статья "Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг"...
Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
мастер-класс «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...
Мастер-класс«Сторисек- метод формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению»
На мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его р...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «Использование «Сторисек» как метода формирования у детей дошкольного возрасте интереса к чтению».
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы явл...
Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста интереса к чтению"
В консультации прописаны рекомендации по формированию читательской компентности детей дошкольного возраста, и особенности формирования интереса к чтению в каждой возрастной группе начиная с 2-х лет....
Использование инновационной технологии «Сторисек» для формирования у детей раннего возраста интереса к чтению.
Существует много различных методов и приемов овладения навыками чтения, но нам педагогам дошкольного образования, наверно, более интересны методы, приемы и технологии вызывающие именно интерес к чтени...