Использование инновационной технологии «Сторисек» для формирования у детей раннего возраста интереса к чтению.
методическая разработка (младшая группа)

Ильина Ирина Владимировна

Существует много различных методов и приемов овладения навыками чтения, но нам педагогам дошкольного образования, наверно, более интересны методы, приемы и технологии вызывающие именно интерес к чтению. Одной из таких технологий является  «Сторисек». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационной технологии «Сторисек» для формирования у детей раннего возраста интереса к чтению.

Потребность в книге закладывается на всю жизнь в первые годы жизни ребенка. Самая первая встреча ребенка с книгой происходит в семье. Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо как можно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, у него формируется яркая образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общению с книгой.

Существует много различных методов и приемов овладения навыками чтения, но нам педагогам дошкольного образования, наверно, более интересны методы, приемы и технологии вызывающие именно интерес к чтению. Одной из таких технологий является  «Сторисек».

Технология «Сторисек»( в переводе с английского «Мешок историй») была разработана в Великобритании в 1994 году Нейлом Гриффитсом, доктором филологии, автором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считает, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?». Мы на собственном опыте, как педагоги и как родители, знаем, что научить читать проще, чем научить хотеть и любить читать.

Что же это за «Мешок историй», что в мешке? 

Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами.

«Мешочек историй» помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей. Основная цель данной технологии – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения. Задачи: чтение хороших книг, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, способствование появлению эмоционального отклика на содержание литературного произведения и возрождение семейного чтения. Данная технология также качественно влияет на развитие творческого потенциала детей.

Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап

1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек». Критерии отбора книги: серьезное художественное произведение, качественные иллюстрации, произведение удобное для громкого чтения, доступный и интересный уровень книги для детского восприятия, любимая книга детей, книга, рекомендуемая родителями (педагогами, книжными магазинами).

2. Подготавливается мешок для комплекта материалов.

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:

  •  игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
  • научно-популярная книга на тему, близкую к художественному произведению ;
  •  аудиокнига по выбранному произведению;
  •  мультфильм по произведению (при наличии).

При желании также подбираются другие игровые компоненты: игровые маты, природные материалы и пр. При выборе и изготовлении игрушек, соблюдайте меры предосторожности: не пришивайте на мягкие игрушки пластиковые глаза; не включайте в сторисек слишком маленькие детали, которые можно быстро проглотить; используйте безопасные наполнители для игрушек.

4. Разрабатываются дидактические игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие речи, навыков осмысленного чтения, социальных навыков, уверенности. Главное условие-все игры необходимо соотнести с книгой.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения.

 6. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».

Основной этап

 Работа с художественным произведением

  •  Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
  •  Организуется диалог до, во время и после прочтения книги.
  •  При помощи игрушек разыгрывается содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
  •  Проводится игра с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, важно стимулировать детей к проигрыванию сюжетов книги.
  •  Дети активные участники, они могут подавать нужные реквизиты во время чтения.

Работа с аудиокнигой

Организуется коллективное прослушивание аудиокниги.

Завершающий этап

Семейное чтение книги с использованием инновационной технологии «Сторисек» дома.

Сбор отзывов о новой форме работы, уточнение читательского запроса для организации последующих сторисеков.

Пользуясь технологией «Сторисек», нами был подготовлен «Мешочек историй» с  замечательной сказкой Эрика Карла «Очень голодная гусеница».

У Эрика Карла, знаменитого американского детского художника и писателя, много прекрасных книг, но самая известная из всех - " Очень голодная гусеница", ставшая детским бестселлером. Книжечка про гусеничку обожают дети с месяцев восьми и до двух-трех лет, окуная их в волшебный мир, созданный Эриком Карлом. "Очень голодная гусеница" это занимательная история маленькой гусенички перед чудесным превращением в прекрасную бабочку. "Очень голодная гусеница" на всех языках издаётся на картонных листах, а яркой особенностью книги является наличие дырочек в картоне (с аппетитом «проеденных» гусеничкой). Малышу непременно понравится помогать "кушать" гусеничке, оставляя за собой дырочки на страничках.

Компоненты для «Сторисека» по кнеге Э.Карла «Очень голодная гусеница»

  1. Красочно оформленная опись готового «Сторисек»
  2. Мешок
  3. Сказка Э.Карла «Очень голодная гусеница»
  4. Биография автора (интересные факты)
  5. Аудиосказка
  6. Мультфильм
  7. Игрушка -гусеница
  8. Книжка-раскладушка «Жизненный цикл бабочки»
  9. Тесто для лепки, основа для готовой работы «зеленый листочек»
  10. Д/и «Гусеница»
  11. Д/и «Накорми голодную гусеницу»
  12. Шнуровка «Кокон для гусеницы»
  13. Д/и «Кто как передвигается» (кубик с изображениями различных животных)
  14. Листы бумаги, пальчиковые краски
  15. Раскраски с изображениями гусеницы и бабочки

К сожалению, не все родители находят чтение с детьми интересным и легким занятием. Поэтому в «мешочек историй» вложена шпаргалка для родителей, которая придаст им уверенность, даст совет. Шпаргалка содержит разнообразные идеи и задания.

«Шпаргалка для взрослых» по книге Э.Карла «Очень голодная гусеница»

  1. Читаем книгу и рассматриваем картинки.
  2. Вспоминаем как гусеница превратилась в бабочку (книжка-раскладушка) .
  3. Повторяем сюжет книги в творчестве:

Сначала было яйцо — лепим из пластилина шарик, прикрепляем к зеленому листику.

  1. Из яйца появилась гусеница - соединяем фетровые кружочки при помощи пуговиц, чтобы получилась гусеница. Проговариваем цвета, части тела (зеленое тело, красная голова).
  2. Гусеница была очень голодная - кормим гусеницу. Повторяем названия фруктов.
  3. Гусеница плетет кокон: вокруг гусеницы закручиваем кокон с помощью шнура.
  4. Подвижная игра “Кто как передвигается?”. Взрослый называет животное и показывает, как оно передвигается, предлагая детям повторить (птичка, рыбка, гусеница, лягушка, медведь, лошадка и т.д.).
  5. Рождение бабочки: рисование ладошками. Наносим краску на ладошки и делаем отпечатки на альбомном листе, чтобы получились крылышки. Бабочка готова.

 Идей для занятий по книге “Очень голодная гусеница” множество. Во время творчества, когда ребенок занимается интересным ему делом, задействуя мелкую моторику рук, можно обсуждать самые разные темы: счет, цвета, дни недели, плоды, правильное и неправильное питание, жизненный цикл бабочки. Можно рисовать, клеить, лепить, показывать и смотреть спектакли. 

Убедившись в положительных результатах, мы обязательно продолжим использовать инновационную технологию «Сторисек» в дальнейшем для повышения интереса детей к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей раннего возраста интереса к профессиям железнодорожного транспорта"

Из опыта работы. С чего начинать знакомство с железнодорожным транспортом в группе раннего возраста....

Мастер-класс«Сторисек- метод формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению»

На мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его р...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «Использование «Сторисек» как метода формирования у детей дошкольного возрасте интереса к чтению».

      Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы явл...

Использование «Сторисек» как метода формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению.

Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того что ребен...

Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста интереса к чтению"

В консультации прописаны рекомендации по формированию читательской компентности детей дошкольного возраста, и особенности формирования интереса к чтению в каждой возрастной группе начиная с 2-х лет....