Технологическая карта открытого занятия по рассказу Н.Н.Носова "Карасик"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Девятловская Наталья Анатольевна

Технологическая карта для проведения занятия по рассказу Н.Н.Носова "Карасик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_rasskazu_n.nosova_karasik.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО педагога: Девятловская Наталья Анатольевна 

Образовательная область: «Речевое развитие».

Тема занятия: Пересказ рассказа Н.Носова «Карасик» по созданному методическому пособию..

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Цель занятия: изготовление дидактического пособия- мнемодорожки для пересказа рассказа Н.Носова «Карасик».

Задачи занятия:

образовательные: познакомиться с содержанием рассказа через его прослушивание; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения и отвечать на вопросы; составить мнемодорожку из предлагаемых картинок; пересказать рассказ по составленному дидактическому пособию.

воспитательные: формировать умение оценивать поступки героев, высказать свое отношение к ним; стремиться быть честным с другими людьми; соблюдать правила участия в беседе: внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего; воспитывать любовь к домашним питомцам.

развивающие: способствовать развитию связной речи детей; воспроизвести по памяти героев рассказа, последовательность событий; расположить картинки к рассказу в определенном порядке.

Словарная работа: карась, рассказ.

Детская цель: создать методическое пособие и пересказать по нему рассказ.

Планируемые результаты занятия: дети перескажут рассказ Н.Носова «Карасик» по созданному дидактическому пособию.

Подготовительная работа: познакомить с жизнью и творчеством Н.Носова; чтение рассказов Н.Носова «Затейники», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Ступенька» и др.; внесение в книжный уголок группы книг с рассказами Н.Носова.

Материалы и оборудование: аудиоколонка, аудиозапись рассказа Н.Носова «Карасик», ноутбук, видеозапись «Морские рыбки», аквариум,  портрет Н.Носова, книги с рассказами Н.Носова, картинка с изображением карася; иллюстрации к произведениям Н.Носова; картинки для мнемодорожки; лист бумаги формата Ф4; клей.

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

(7 мин)

Создание у детей положительного эмоционального настроя и направленного внимания на предстоящую деятельность. Мотивация деятельности. Выбор эффективного способа концентрации внимания.              

1.Рассказ воспитателя:

-Сегодня на  нашем занятии мы продолжим знакомство с творчеством Н.Носова- детского писателя, который написал более 40 рассказов для детей, является автором книг о приключениях Незнайки.

2. Ситуативный разговор:

-Но что же такое  рассказ? В чем его особенности? Чем же он отличается от сказки? (выслушивает  ответы детей, подводит итог разговора).

-Итак, рассказ- это небольшое по объему литературное авторское произведение, с реальными героями и событиями.

3. Ситуативный разговор:

-В чем же отличие рассказов Н.Носова от рассказов других писателей?  Какие эмоции они вызывают у читателя? (выслушивает ответы детей, подводит итог разговора).

-Итак, все рассказы Н.Носова: интересные, смешные, веселые и познавательные.

Словесный: рассказ, беседа, ответы на вопросы.

Демонстрация наглядных пособий: портрет писателя.

Слушают, отвечают на вопросы.

Дети проявят интерес и готовность продолжить знакомство с творчеством писателя.

Дети повторят и закрепят знания о жанре рассказа.

Дети выявят основные особенности рассказов Н.Носова

4. Проводит Д/и.

- Давайте поиграем с вами в игру «Назови рассказ Н.Носова».

1 этап:

-Я показываю вам иллюстрацию, ваша задача назвать рассказ.

Воспитатель использует иллюстрации к рассказам «Заплатка», «Телефон», «Огурцы», «Мишкина каша», «Прятки».

2 этап:

-Я зачитываю вам отрывок из рассказа, а вы называете этот  рассказ. Послушайте внимательно.

Воспитатель зачитывает отрывки:

1. "Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.- Ай! Ой! – закричали ребята». «Живая шляпа».

 2. « Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!»

«Затейники».

 3. «Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

 «Фантазеры» .

Словесный: ответы.

Игровой: отгадывание названия произведения,

соревновательная ситуация.

Демонстрация наглядных пособий: иллюстраций к рассказу.

Отгадывают название произведений.

Дети проявят интерес к игре по произведениям Н.Носова.

2.

Основной этап

2.1

Этап знакомства с рассказом (12 мин)

1. Рассказ воспитателя:

-Обратите внимание на нашу выставку книг Н.Носова. Здесь собраны все те рассказы, с которыми вы уже знакомы, и те с которыми нам с вами еще предстоит познакомиться. И один из таких рассказов называется «Карасик».

2. Проводит  словарную работу с демонстрацией изображения карася:

-Кто такой карась? Что вы знаете об этой рыбе?

Слушает ответы детей, дополняет ответы рассказом:

-Карась- это пресноводная рыба, существует  два вида карасей — серебристый и золотистый. Его длина от 10 до 50см.

- Чем отличается карась от карасика? Слушает ответы детей. Зачитывает стихотворение:

Я карасик пресноводный

 Из семейства карповых

В речке я родился, вдруг,

 И попал в аквариум.

-Какая же история приключилась с нашим карасиком, об этом вы узнаете, прослушав рассказ.

Словесный: рассказ, объяснение, ответы на вопросы.

Демонстрация наглядных пособий: книг с рассказами, картинки с изображением  карася.

Рассматривают обложки книг, слушают рассказ воспитателя.

Сравнивают два слова карась- карасик.

Дети проявят интерес и готовность к знакомству с рассказом Н.Носова «Карасик».

2. Включает аудиозапись рассказа.

Словесный: чтение.

Слушают рассказ.

Дети познакомятся с содержанием рассказа.

3. Проводит динамическую паузу «Морские рыбки», включает видиозапись.

Наглядный: показ

Практический: выполнение упражнений.

Выполняют динамические упражнения по показу.

Дети снимут мышечную усталость.

2.2.

Этап подготовки к пересказу (5мин).

Закрепление содержания рассказа в процессе выполнения дидактического пособия «Мнемодорожки» по рассказу Н.Носова «Карасик».

1. Проводит беседу по созданию дидактического пособия:

-В следующем году детям группы «Морские звездочки» предстоит познакомиться с этим рассказом и пересказать его. Давайте поможем им и создадим план- дорожку из картинок для пересказа этого рассказа. Для этого берем основу с пронумерованными квадратами. Двигаемся от 1 квадрата к 6 квадрату, располагаем картинки согласно событиям рассказа- что было в начале, что в середине, что в конце. Внимательно рассмотрите все имеющиеся у вас на столах картинки, с обратной стороны промазываем их клеем и наклеиваем на основу.

Словесный: пояснение.

Практический: прием моделирование

Принимают участие в создании пособия. Работу выполняют в парах.

Дети сделают дидактическое пособие.

2.3.

Этап пересказа рассказа.

(5 мин)

1. Проводит опрос по созданному пособию:

-А кто сможет пересказать рассказ по созданному плану? Слушает пересказы детей.

Словесный: рассказы детей.

Пересказывают рассказ по созданным мнемодорожкам.

Закрепят содержания рассказа в процессе пересказа по мнемодорожке.

3.

Заключительный этап (1 мин)

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта.

Установка на последующую деятельность.

1. Проводит ситуативный разговор:

-Вам понравился рассказ «Карасик»?

-Помог ли вам созданный план при пересказе рассказа?

2. Дает установку на последующую деятельность: в следующий раз познакомиться с другим произведением писателя:

- В дальнейшем мы продолжим знакомство с творчеством Н.Носова и его рассказами.  

Словесный: вопросы, рассказывание

Отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к содержанию деятельности.

Дети выскажут свое отношение к содержанию деятельности, установят практическую значимость полученных знаний и опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого занятия

Технологическая карта открытого занятия с мультимедийным материалом...

Технологическая карта открытого занятия по кружку «Волшебная флейта»

Один из отрывков занятий блокфлейтой с детьми старшей и подготовительной  групп, которые занимаются  в кружке "Волшебная флейта"...

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода"

Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода" для второй младшей группы...

Технологическая карта открытого занятия по экологии "Волшебница вода" (очистка воды разными фильтрами).

Экспериментирование. Знакомство детей с разными способами очистки воды....

Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».

         Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...

Технологическая карта. Тема занятия: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два козлика».

Тема занятия: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два козлика»....

Технологическая карта открытого занятия по теме "Посуда. Составление описательного рассказа"

Технологическая карта по открытому занятию по теме : "Посуда. Составление описательного рассказа"...