Технологическая карта открытого занятия по рассказу Н.Н.Носова "Карасик"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Технологическая карта для проведения занятия по рассказу Н.Н.Носова "Карасик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_rasskazu_n.nosova_karasik.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО педагога: Девятловская Наталья Анатольевна
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тема занятия: Пересказ рассказа Н.Носова «Карасик» по созданному методическому пособию..
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Цель занятия: изготовление дидактического пособия- мнемодорожки для пересказа рассказа Н.Носова «Карасик».
Задачи занятия:
образовательные: познакомиться с содержанием рассказа через его прослушивание; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения и отвечать на вопросы; составить мнемодорожку из предлагаемых картинок; пересказать рассказ по составленному дидактическому пособию.
воспитательные: формировать умение оценивать поступки героев, высказать свое отношение к ним; стремиться быть честным с другими людьми; соблюдать правила участия в беседе: внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего; воспитывать любовь к домашним питомцам.
развивающие: способствовать развитию связной речи детей; воспроизвести по памяти героев рассказа, последовательность событий; расположить картинки к рассказу в определенном порядке.
Словарная работа: карась, рассказ.
Детская цель: создать методическое пособие и пересказать по нему рассказ.
Планируемые результаты занятия: дети перескажут рассказ Н.Носова «Карасик» по созданному дидактическому пособию.
Подготовительная работа: познакомить с жизнью и творчеством Н.Носова; чтение рассказов Н.Носова «Затейники», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Ступенька» и др.; внесение в книжный уголок группы книг с рассказами Н.Носова.
Материалы и оборудование: аудиоколонка, аудиозапись рассказа Н.Носова «Карасик», ноутбук, видеозапись «Морские рыбки», аквариум, портрет Н.Носова, книги с рассказами Н.Носова, картинка с изображением карася; иллюстрации к произведениям Н.Носова; картинки для мнемодорожки; лист бумаги формата Ф4; клей.
№ | Этапы, продолжи-тельность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
1. | Организационно-мотивационный этап (7 мин) | Создание у детей положительного эмоционального настроя и направленного внимания на предстоящую деятельность. Мотивация деятельности. Выбор эффективного способа концентрации внимания. | 1.Рассказ воспитателя: -Сегодня на нашем занятии мы продолжим знакомство с творчеством Н.Носова- детского писателя, который написал более 40 рассказов для детей, является автором книг о приключениях Незнайки. 2. Ситуативный разговор: -Но что же такое рассказ? В чем его особенности? Чем же он отличается от сказки? (выслушивает ответы детей, подводит итог разговора). -Итак, рассказ- это небольшое по объему литературное авторское произведение, с реальными героями и событиями. 3. Ситуативный разговор: -В чем же отличие рассказов Н.Носова от рассказов других писателей? Какие эмоции они вызывают у читателя? (выслушивает ответы детей, подводит итог разговора). -Итак, все рассказы Н.Носова: интересные, смешные, веселые и познавательные. | Словесный: рассказ, беседа, ответы на вопросы. Демонстрация наглядных пособий: портрет писателя. | Слушают, отвечают на вопросы. | Дети проявят интерес и готовность продолжить знакомство с творчеством писателя. Дети повторят и закрепят знания о жанре рассказа. Дети выявят основные особенности рассказов Н.Носова | |
4. Проводит Д/и. - Давайте поиграем с вами в игру «Назови рассказ Н.Носова». 1 этап: -Я показываю вам иллюстрацию, ваша задача назвать рассказ. Воспитатель использует иллюстрации к рассказам «Заплатка», «Телефон», «Огурцы», «Мишкина каша», «Прятки». 2 этап: -Я зачитываю вам отрывок из рассказа, а вы называете этот рассказ. Послушайте внимательно. Воспитатель зачитывает отрывки: 1. "Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.- Ай! Ой! – закричали ребята». «Живая шляпа». 2. « Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке. Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!» «Затейники». 3. «Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. «Фантазеры» . | Словесный: ответы. Игровой: отгадывание названия произведения, соревновательная ситуация. Демонстрация наглядных пособий: иллюстраций к рассказу. | Отгадывают название произведений. | Дети проявят интерес к игре по произведениям Н.Носова. | ||||
2. | Основной этап | ||||||
2.1 | Этап знакомства с рассказом (12 мин) | 1. Рассказ воспитателя: -Обратите внимание на нашу выставку книг Н.Носова. Здесь собраны все те рассказы, с которыми вы уже знакомы, и те с которыми нам с вами еще предстоит познакомиться. И один из таких рассказов называется «Карасик». 2. Проводит словарную работу с демонстрацией изображения карася: -Кто такой карась? Что вы знаете об этой рыбе? Слушает ответы детей, дополняет ответы рассказом: -Карась- это пресноводная рыба, существует два вида карасей — серебристый и золотистый. Его длина от 10 до 50см. - Чем отличается карась от карасика? Слушает ответы детей. Зачитывает стихотворение: Я карасик пресноводный Из семейства карповых В речке я родился, вдруг, И попал в аквариум. -Какая же история приключилась с нашим карасиком, об этом вы узнаете, прослушав рассказ. | Словесный: рассказ, объяснение, ответы на вопросы. Демонстрация наглядных пособий: книг с рассказами, картинки с изображением карася. | Рассматривают обложки книг, слушают рассказ воспитателя. Сравнивают два слова карась- карасик. | Дети проявят интерес и готовность к знакомству с рассказом Н.Носова «Карасик». | ||
2. Включает аудиозапись рассказа. | Словесный: чтение. | Слушают рассказ. | Дети познакомятся с содержанием рассказа. | ||||
3. Проводит динамическую паузу «Морские рыбки», включает видиозапись. | Наглядный: показ Практический: выполнение упражнений. | Выполняют динамические упражнения по показу. | Дети снимут мышечную усталость. | ||||
2.2. | Этап подготовки к пересказу (5мин). | Закрепление содержания рассказа в процессе выполнения дидактического пособия «Мнемодорожки» по рассказу Н.Носова «Карасик». | 1. Проводит беседу по созданию дидактического пособия: -В следующем году детям группы «Морские звездочки» предстоит познакомиться с этим рассказом и пересказать его. Давайте поможем им и создадим план- дорожку из картинок для пересказа этого рассказа. Для этого берем основу с пронумерованными квадратами. Двигаемся от 1 квадрата к 6 квадрату, располагаем картинки согласно событиям рассказа- что было в начале, что в середине, что в конце. Внимательно рассмотрите все имеющиеся у вас на столах картинки, с обратной стороны промазываем их клеем и наклеиваем на основу. | Словесный: пояснение. Практический: прием моделирование | Принимают участие в создании пособия. Работу выполняют в парах. | Дети сделают дидактическое пособие. | |
2.3. | Этап пересказа рассказа. (5 мин) | 1. Проводит опрос по созданному пособию: -А кто сможет пересказать рассказ по созданному плану? Слушает пересказы детей. | Словесный: рассказы детей. | Пересказывают рассказ по созданным мнемодорожкам. | Закрепят содержания рассказа в процессе пересказа по мнемодорожке. | ||
3. | Заключительный этап (1 мин) | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта. Установка на последующую деятельность. | 1. Проводит ситуативный разговор: -Вам понравился рассказ «Карасик»? -Помог ли вам созданный план при пересказе рассказа? 2. Дает установку на последующую деятельность: в следующий раз познакомиться с другим произведением писателя: - В дальнейшем мы продолжим знакомство с творчеством Н.Носова и его рассказами. | Словесный: вопросы, рассказывание | Отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к содержанию деятельности. | Дети выскажут свое отношение к содержанию деятельности, установят практическую значимость полученных знаний и опыта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого занятия
Технологическая карта открытого занятия с мультимедийным материалом...
Технологическая карта открытого занятия по кружку «Волшебная флейта»
Один из отрывков занятий блокфлейтой с детьми старшей и подготовительной групп, которые занимаются в кружке "Волшебная флейта"...
Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода"
Технологическая карта открытого занятия "Волшебница- вода" для второй младшей группы...
Технологическая карта открытого занятия по экологии "Волшебница вода" (очистка воды разными фильтрами).
Экспериментирование. Знакомство детей с разными способами очистки воды....
Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».
Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...
Технологическая карта. Тема занятия: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два козлика».
Тема занятия: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два козлика»....
Технологическая карта открытого занятия по теме "Посуда. Составление описательного рассказа"
Технологическая карта по открытому занятию по теме : "Посуда. Составление описательного рассказа"...