Составление описательного рассказа о белом медведе с опорой на схему и предметную картинку (технологическая карта открытого занятия)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Возрастная группа: разновозрастная группа для детей с ТНР. Цель занятия: развивать связную речь детей через обучение составлять рассказ-описание по предложенному плану .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_zhiv_hs.docx | 28.03 КБ |
umka.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО участника: Постникова Валентина Юрьевна
№ участника: учитель-логопед
Образовательные области: речевое развитие, коммуникация
Тема занятия: Составление описательного рассказа о белом медведе с опорой на схему и предметную картинку.
Возрастная группа: разновозрастная группа для детей с ТНР
Цель занятия: развивать связную речь детей через обучение составлять рассказ-описание по предложенному плану .
Задачи занятия:
- Коррекционно-образовательные:
- Расширять и закреплять представления детей о холодном климате Земли в определенной природной зоне.
- Формировать умение правильно называть животных холодных природных зон (Арктики и Антарктиды), их повадки, образ жизни, детенышей.
- Совершенствовать грамматический строй речи через подбор признаков к предмету, образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже, образование притяжательных прилагательных.
- Совершенствовать речь как средство общения. Уточнять и активизировать словарный запас по теме. Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
- Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.
- Автоматизация шипящих звуков во фразовой речи.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность через нахождение тени животного.
- Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, творческое воображение, работать над темпом и ритмом речи.
- Развивать речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и память, словесно-логическое мышление.
- Развивать построение высказывания, умение более точно характеризовать предмет, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к животным.
- Воспитывать доброжелательность, умение играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей.
- Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения между детьми.
Планируемый результат занятия: дети пользуются речью как средством общения; умеют связно высказываться о животных, обитающих в холодных зонах Земли.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, рисунков, фотографий, предметных и сюжетных картин с изображением холодных зон Земли; Познавательные беседы о животных холодных природных зон (Арктики, Антарктиды, тундры); чтение литературных произведений (стихотворений, коротких рассказов) о животных Севера и беседа по их содержанию. Рассматривание холодных природных зон на глобусе, определение, где находится Южный и Северный полюс. Разучивание стихотворения «Наш мишутка» (динамическая пауза); просмотр мультфильмов «Умка ищет друга», «Приключения пингвиненка Лоло»
Материалы и оборудование: презентация, простые карандаши, д/д игра «Чья тень» по количеству детей, мяч, схема Ткаченко. Т. А для описания диких животных, картины с изображением бурой и белой медведицы
Этапы деятельности, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 мин. | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатийное принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Приветствие гостей проговаривание стихотворения «С добрым утром!» | Приветствие проговаривание стихотворения | Игровой момент | Психологическая готовность |
Организационный момент, 1 -2 мин. | Организация направленного внимания | Создание проблемной ситуации просмотр отрывка из м/ф «Умка ищет друга» −Кого искал Умка в мультфильме? −Где он живет? | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения | Беседа Игровые упражнения | Формальная готовность к предстоящей деятельности |
Мотивационно-ориентировочный этап, 1 – 2 мин. Актуализация, 3 мин | Создание проблемной ситуации, требующей разрешения Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах Актуализация имеющихся знаний | А вы знаете, ребята, с Умкой приключилась беда! Он потерял свою маму. отправимся на Северный полюс и поможем Умке найти маму. Станем ему настоящими друзьями! Кто же обитает на Северном полюсе? Знакомит детей с обобщающим понятием, направляя деятельность воспитанников наводящими и проблемными вопросами | Дети отвечают, что хотят помочь медвежонку. (на слайде появляются предметные картинки с изображением обитателей Севера); участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы | 1-ый слайд: Умка Беседа 2-ой слайд: появляются картинки животных холодных стран | Внутренняя мотивация к деятельности Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Поисковый этап, 10 мин. | Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже). Развитие у детей зрительного внимания, наблюдательности, зрительного внимания и памяти. Развитие связной речи через составление описательного рассказа о животном Севера. | Подводит детей к разрешению проблемной ситуации Организует игру с мячом «Кого много на Северном полюсе?» Формирует у воспитанников навыки образования существительныхмножественного числа в родительном падеже Проводит игру «Чья тень?» Кто из этих животных мама Умки? Почему вы так решили? Кто она? Составим о ней рассказ по схеме: В начале рассказа говорим: Кто это? В середине рассказа говорим: какая она по размеру и цвету. В конце рассказа называем, какие части есть у медведицы. Что еще можно рассказать о медведице? | Дети встают в круг Договаривают предложение логопеда: На Северном полюсе много медведей, оленей, песцов… Поймав мяч, дети договаривают предложение Дети садятся за столы и проводят дорожки от тени к картинке, определяя животное по тени Высказывания детей. Участвуют в диалоге; Дети составляют описательный рассказ, сидя за столом. Зрительная опора на схему и предметную картинку | Наблюдение. Договаривание предложений по образцу Дидактическая игра с мячом «Кого много на Северном полюсе?». 3-ий слайд: Упражнение «Чья тень?» Объяснение 4-ый слайд: Появляется схема рассказа наблюдение, беседа, диалог Наглядный показ образца рассказа Бумажная схема Ткаченко, Предметная картинка белого медведя | Сформирован навык образования существительных множественного числа в родительном падеже Дети умеют работать в парах, проводят взаимопроверку выполненных заданий У детей сформировано умение отражать в речи пространственное расположение предметов. У детей сформировано умение связно рассказывать о животном |
Динамическая пауза, 1 – 3 мин. | Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями, творческого воображения, работа над темпом и ритмом речи | Проводит подвижную игру «Наш мишутка» Наш мишутка потянулся. Раз – нагнулся, Два−нагнулся. Лапы в стороны развел. Видно рыбку не поймал! Чтобы рыбку нам поймать− Надо в океан нырять: Нырнули! Поплыли! Поймали! Вот и рыбка в лапках: Ам, Ам, Ам! | Дети выполняют движения и проговаривают слова Потянуться на цыпочках Наклоны два раза Руки в стороны Имитация: плавания и ловли рыбы зубами, поедание рыбки | Игровой момент, фантазирование | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка |
Практический этап, 5 – 10 мин. | Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам. | Проводит игру «Белая и бурая медведицы» Побуждает детей к самостоятельному составлению предложений. Бурая медведица с медвежатами живет в нашем лесу, а белая... . У бурой медведицы шерсть коричневая, а у белой ... . Бурая медведица ест малину, мед, рыбу, а белая ... . | Дети участвуют в диалоге, составляют предложения в соответствии с правилами. Взаимодействуют со сверстниками | Наблюдение. Беседа подгрупповая работа | Дети умеют составлять предложения с противопоставлением |
Рефлексивно-оценочный этап, 3 мин. | Развитие словесно-логического мышления | Побуждает детей к называнию сопоставлению изображения предмета с его названием Проводит игру «Четвертый лишний» -А кто остался? И где же мама Умки? | Дети стоят полукругом у магнитной доски и определяют из ряда представленных предметов лишний, дают обоснование своим ответам | 5-ый слайд: картинки животных Дидактическая игра Проблемная ситуация Подгрупповая работа | Дети умеют работать по правилу и образцу: определяют лишний предмет в ряду картинок; умеют объяснять, почему он лишний. |
Заключительный этап, 3 мин | Подведение итогов занятия, обобщение полученного опыта. Формирование навыков самооценки | Медаль «Настоящий друг» Подведение итогов занятия, обсуждение особенностей выполняемой работы. | Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы | 6-ый слайд: мама с Умкой Спасибо, ребята! Беседа-обсуждение, сюрпризный момент | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Умение пользоваться речью как средством общения. Сформированность элементарных навыков самооценивания |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо, ребята!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему
Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему...
Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"...
Занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по теме "Одежда" с опорой на схему.
Цели:Коррекционно – оброзовательная:1) обучать детей составлению описательного рассказакоррекционно-развивающие:1) рассмотреть и активизировать словарь детей по теме "Одежда"2) упражняться в употребле...
Конспект открытого занятия по развитию речи: "Составление описательного рассказа о насекомых, используя при этом план-схему".
Составление описательного рассказа о насекомых....
Конспект ООД «Речевое развитие» по теме: «Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Представле на публичный отчет детского сада 15 ноября 2016г....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу
Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...