Составление описательного рассказа о белом медведе с опорой на схему и предметную картинку (технологическая карта открытого занятия)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Постникова Валентина Юрьевна

Возрастная группа: разновозрастная  группа для детей с ТНР. Цель занятия: развивать связную речь  детей через обучение  составлять рассказ-описание по предложенному плану .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zhiv_hs.docx28.03 КБ
Файл umka.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника: Постникова Валентина Юрьевна

№ участника: учитель-логопед

Образовательные области: речевое развитие, коммуникация

Тема занятия: Составление описательного рассказа о белом медведе с опорой на схему и предметную картинку.

Возрастная группа: разновозрастная  группа для детей с ТНР

Цель занятия: развивать связную речь  детей через обучение  составлять рассказ-описание по предложенному плану .

Задачи занятия:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Расширять и закреплять представления детей о холодном климате Земли в определенной природной зоне.
  •  Формировать умение правильно называть животных холодных природных зон (Арктики и Антарктиды), их повадки, образ жизни, детенышей.
  • Совершенствовать грамматический строй речи через подбор признаков к предмету, образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже, образование притяжательных прилагательных.
  • Совершенствовать речь как средство общения. Уточнять и активизировать словарный запас по теме. Побуждать детей интересоваться смыслом слов.
  • Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.
  • Автоматизация шипящих звуков во фразовой речи.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность через нахождение тени животного.
  • Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, творческое воображение, работать над темпом и ритмом речи.
  • Развивать речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и память, словесно-логическое мышление.
  • Развивать построение высказывания, умение более точно характеризовать предмет, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать у детей любовь к животным.
  • Воспитывать доброжелательность, умение играть в различные дидактические игры, согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей.
  • Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения между детьми.

Планируемый результат занятия: дети пользуются речью как средством общения;  умеют связно высказываться о животных, обитающих в холодных зонах Земли.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, рисунков, фотографий, предметных и сюжетных  картин с изображением холодных зон Земли; Познавательные беседы о животных холодных природных зон (Арктики, Антарктиды, тундры); чтение литературных произведений (стихотворений, коротких рассказов) о животных Севера и беседа по их содержанию. Рассматривание холодных природных зон на глобусе, определение, где находится Южный и Северный полюс. Разучивание стихотворения «Наш мишутка» (динамическая пауза); просмотр мультфильмов «Умка ищет друга», «Приключения пингвиненка Лоло»

Материалы и оборудование: презентация, простые карандаши, д/д игра «Чья тень» по количеству детей, мяч, схема Ткаченко. Т. А для описания диких животных, картины с изображением бурой и белой медведицы

Этапы деятельности, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой, 1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатийное принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Приветствие гостей

проговаривание стихотворения «С добрым утром!»

Приветствие

проговаривание стихотворения

Игровой момент

Психологическая готовность

Организационный момент, 1 -2 мин.

Организация направленного внимания

Создание проблемной ситуации

просмотр отрывка из м/ф «Умка ищет друга»

−Кого искал Умка в мультфильме?

−Где он живет?

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения

Беседа

Игровые упражнения

Формальная готовность к предстоящей деятельности

Мотивационно-ориентировочный этап,

 1 – 2 мин.

Актуализация, 3 мин

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения

Формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах

Актуализация имеющихся знаний

А вы знаете, ребята,  с Умкой приключилась беда!

Он потерял свою маму.

отправимся на Северный полюс и поможем Умке найти маму. Станем ему настоящими друзьями!

Кто же обитает на Северном полюсе?

Знакомит детей с обобщающим понятием, направляя деятельность воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Дети отвечают, что хотят помочь медвежонку.

(на слайде появляются предметные картинки с изображением обитателей Севера); участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы

1-ый слайд: Умка

Беседа

2-ой слайд: появляются картинки животных холодных стран

Внутренняя мотивация к деятельности

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Поисковый этап, 10 мин.

Совершенствование  грамматического строя речи (образование существительных в форме множественного числа в родительном падеже).

Развитие у детей зрительного внимания, наблюдательности, зрительного внимания и памяти.

Развитие связной речи через составление описательного рассказа о животном Севера.

Подводит детей к разрешению проблемной ситуации

Организует игру с мячом «Кого много на Северном полюсе?»

Формирует у воспитанников навыки образования существительныхмножественного числа в родительном падеже

Проводит игру «Чья тень?»

Кто из этих животных мама Умки? Почему вы так решили? Кто она?

Составим о ней рассказ по схеме:

В начале рассказа говорим: Кто это?

В середине рассказа говорим: какая она по размеру и цвету.

В конце рассказа называем, какие части есть у медведицы.

Что еще можно рассказать о медведице?

Дети встают в круг

Договаривают предложение логопеда: На Северном полюсе много медведей, оленей, песцов…

Поймав мяч, дети договаривают предложение

Дети садятся за столы и проводят дорожки от тени к картинке, определяя животное по тени

Высказывания детей. Участвуют в диалоге;

Дети составляют описательный рассказ, сидя за столом. Зрительная опора на схему и предметную картинку

Наблюдение. Договаривание предложений по образцу

Дидактическая игра с мячом «Кого много на Северном полюсе?».

3-ий слайд: Упражнение «Чья тень?»

Объяснение

4-ый слайд:

Появляется схема рассказа

наблюдение, беседа,

диалог

Наглядный показ образца рассказа

Бумажная схема Ткаченко,

Предметная картинка белого медведя

Сформирован навык образования существительных множественного числа в родительном падеже

Дети умеют работать в парах, проводят взаимопроверку выполненных заданий

У детей сформировано умение отражать в речи пространственное расположение предметов.

У детей сформировано умение связно рассказывать о животном

Динамическая пауза,

1 – 3 мин.

Развитие тонкой моторики, координации речи с движениями, творческого воображения, работа над темпом и ритмом речи

Проводит подвижную игру

«Наш мишутка»

Наш мишутка потянулся.

Раз – нагнулся,

Два−нагнулся.

Лапы в стороны развел.

Видно рыбку не поймал!

Чтобы рыбку нам поймать−

Надо в океан  нырять:

Нырнули! Поплыли! Поймали!

Вот и рыбка в лапках: Ам, Ам, Ам!

Дети выполняют движения и проговаривают слова

Потянуться на цыпочках

Наклоны два раза

Руки в стороны

Имитация: плавания и ловли рыбы зубами,

поедание рыбки

Игровой момент, фантазирование

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Практический этап,

5 – 10 мин.

Совершенствование навыка составления предложений с противопоставлением по опорным картинкам.

Проводит  игру

«Белая и бурая медведицы»

Побуждает детей к самостоятельному составлению предложений.

Бурая медведица с медвежатами живет в нашем лесу, а белая... .

У бурой медведицы шерсть коричневая, а у белой ... .

Бурая медведица ест малину, мед, рыбу, а белая ... .

Дети участвуют в диалоге, составляют предложения

в соответствии с правилами.

Взаимодействуют со сверстниками

Наблюдение. Беседа

подгрупповая работа

Дети умеют составлять предложения с противопоставлением

Рефлексивно-оценочный этап, 3 мин.

Развитие словесно-логического мышления

Побуждает детей к называнию сопоставлению изображения предмета с его названием

Проводит игру «Четвертый лишний»

-А кто остался?

И где же мама Умки?

Дети стоят полукругом у магнитной доски и определяют из ряда представленных предметов лишний, дают обоснование своим ответам

5-ый слайд: картинки животных

Дидактическая игра

Проблемная ситуация

Подгрупповая работа

Дети умеют работать по правилу и образцу: определяют лишний предмет в ряду картинок; умеют объяснять,  почему он лишний.

Заключительный этап,

 3 мин

Подведение итогов занятия, обобщение полученного опыта. Формирование навыков самооценки

Медаль «Настоящий друг»

Подведение итогов занятия, обсуждение особенностей выполняемой работы.

Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы

6-ый слайд: мама с Умкой

Спасибо, ребята!

Беседа-обсуждение, сюрпризный момент

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Умение пользоваться речью как средством общения.

Сформированность элементарных навыков самооценивания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Спасибо, ребята!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Занятие по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема: "Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"...

Занятие по развитию речи. Составление описательного рассказа по теме "Одежда" с опорой на схему.

Цели:Коррекционно – оброзовательная:1) обучать детей составлению описательного рассказакоррекционно-развивающие:1) рассмотреть и активизировать словарь детей по теме "Одежда"2) упражняться в употребле...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...