Тема: Борис Заходер «Мохнатая азбука».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Вяликова Наталья Григорьевна

Цель: Создание условий для ознакомления  детей  с биографией  автора  и его произведением « Мохнатая азбука» .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mohnataya_azbuka_-_kopiya.docx208.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 43«Теремок»

п. Красногорняцкий  Ростовской области

Тема: Борис Заходер

«Мохнатая азбука».

C:\Users\User\Desktop\2020-2021 учгод\календарь\a68b6c0ff1b2b63a720a4c17628f9519.jpg

                                                                             Подготовила и провела:

                                                                 Воспитатель:

                                                                               Вяликова Н.Г.

                                                                      Музыкальный работник:

                                                                               Незнамова А.Н.

п. Красногорняцкий

2020 г. 

Цель: Создание условий для ознакомления  детей  с биографией  автора  и его произведением « Мохнатая азбука» .

Задачи:
  
Обучающие задачи:
 

  • углубить знания детей о творчестве Б. Заходера;
  • учить внимательно и заинтересованно слушать;
  • формировать умение интонационно - выразительно читать наизусть стихотворение, замечать шутливый тон стихотворения.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать интерес к художественной литературе в целом и творчеству Б. Заходера в частности;
  • развивать выразительность речи, чувство ритма,  речевое дыхание;
  • развивать самоконтроль и самооценку.

Воспитывающие задачи: 

  • воспитывать у детей уважительное отношение к собеседникам: не перебивать друг друга, внимательно слушать.


Предварительная работа: беседы с детьми, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, заучивание стихотворений наизусть.

Методы и приёмы: 
игровой, наглядный, вопросы к детям, использование художественной литературы.

Материалы и оборудование:

  • Портрет писателя.
  • Выставка книг Б. Заходера, принесенных детьми и воспитателями.
  • Мультимедиа-проектор, интерактивная доска,  ноутбук, флешка, картинки с изображением  животных, набор букв.

                                                         
I. Вводная часть – 3 мин.
а) игра приветствие;
б) вступительное слово, загадка.

II. Основная часть – 20 мин.
а) краткая биография о писателе;
б) рассказывание стихов наизусть (10 детей);
в)  физическая минутка;
г) беседа о «Мохнатой Азбуке»;
д) игра «Ровным кругом»



III. Заключительная часть – 2 мин.
а) обобщение воспитателя;
б) мнение детей;

ООД:
Дети заходят в зал под песню «Разноцветная игра»  и становятся в круг.

Игра приветствие:

           Участники встают в круг и берутся за руки.

Воспитатель тихим голосом говорит:

«Мы — одно большое доброе животное.

Давайте послушаем, как оно дышит!»

Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.

«А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад.

«Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое

доброе сердце.

Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

(Запись стучания сердца)

Психогимнастика.

Руки к солнцу подняли

Лучик в руки взяли

К сердцу прижали

Людям отдали

И потянулись

И улыбнулись.

  

Муз. работник: - Ребята, все вместе споем   распевочку: «Здравствуйте»

Молодцы, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель:

Один мудрец давал совет:

Почаще смейся и мечтай,

Стихи веселые читай

И проживешь тогда сто лет.

- Ребята, а вы любите слушать веселые детские стихотворения?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Сегодня мы продолжаем  знакомиться с творчеством  замечательного русского поэта и переводчика Бориса Владимировича Заходера.

(Презентация о творчестве Б.Заходера.)

Борис Владимирович Заходер.
(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)
В детстве самым главным увлечением Заходера были животные. 
Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.
Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.
По сценариям или по мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”, Серая Звездочка” сняты мультипликационные фильмы.
Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.
За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.
Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки ( звучит песня Винни-Пуха) Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.

Воспитатель:   -  Ребята, а что вы узнали о творчестве Б. Заходера?

Дети:     Борис Владимирович написал много стихов, сказок для детей: «Муха – чистюха», «Мы – друзья», « Сказка про всех на свете», «Мохнатая азбука».

– Вы тоже прочитали не одно стихотворение Б. Заходера, выучили наизусть и сегодня продекламируете стихотворения своим товарищам.

– Сейчас наши ребятки расскажут нам стихи:
                             «Кискино горе» (Кира)
                Плачет киска в коридоре,
                У неё большое горе:
                Злые люди, бедной киске
                Не дают украсть сосиски!

                             «Мой лев» (Егор Ф.)
                  Подарил мне папа льва!
                 Ох, и струсил я сперва!
                 Я два дня его боялся,
                 А на третий – он сломался!

                                
«Ёжик» (Маша А.)
                 - Что ж ты, ёж, такой колючий?
                - Это я на всякий случай:
               Знаешь, кто мои соседи?
               Лисы, волки и медведи!

Воспитатель: - Стихи и сказки Б.Заходера - веселые, умные, наполнены светом, радостью, добротой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на выставку книг. Здесь не только книги, написанные Заходером, но и те, которые он перевёл.

Воспитатель: 

 Сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране.

- А вот как она называется, вы скажете сами, отгадав загадку:

Буквы значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все…      (Азбука.)

 – Да, это алфавит или азбука – удивительная страна, в которой живут буквы.

Воспитатель:- Знаете ли вы буквы? 

Дети: - Да.

Воспитатель: -Что можно сделать с буквами? 

Дети: Увидеть, прочитать и написать.

Воспитатель: -Верно.

Вот они все перед вами – маленькие черные значки. В  азбуке 32  буквы  располагаются   в строгом  порядке:  от  А  до  Я.

- Ребята,  мы с вами в течение всего занятия будем выполнять задания  отгадывать буквы, а в конце соберем слово из них.


Воспитатель:-  Дети, а вы хотите узнать кто вместе с нами будет путешествовать?

Дети: Да!

Воспитатель: - Вам нужно будет отгадать загадку. 


             

   Мишка решил стать похожим на тучку:
                 С шариком мишки, ну, очень летучи.
                 Мёда отведать толстяк захотел,
                 Только он пчёл обмануть не сумел.
                 Как его звали? Считаю до двух…
                 Это весёлый медведь. (Винни-Пух)

( На презентации появляется Винни-Пух)

II. Воспитатель:- Молодцы, правильно отгадали. И Винни-Пух захотел с нами отправиться в путешествие и узнать много интересного.

-А вот куда мы отправимся , вы сейчас узнаете , отгадав загадку:

В азбуке этой  увидите сами!
                             Буквы живые: с хвостами, с усами

Бегать умеют они и летать

Ползать и плавать

Кусать и хватать.
                             Буквы – мохнатые.
                             Буквы – пернатые,
                             Стройные буквы
                             И даже горбатые.

Добрые, злые, наземные, водные

Кто же они? Догадались?


Дети:  -Животные.

Воспитатель: - Это азбука Бориса Заходера называется «Мохнатая Азбука», в ней все буквы расположены в алфавитном порядке. У каждой буквы есть своё животное.
- Как называется азбука Б. 
Заходера?

Дети:   «Мохнатая азбука»

Физическая минутка.

 (Движения по тексту)

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу,

Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

Воспитатель: Мы с вами провели физминутку. Как называлась птица?

Дети: - Аист.

Воспитатель: - На какую букву начиается слово?

Дети: «А»

Воспитатель: - Правильно, берите букву « А» и выставляйте на доску.

Воспитатель:  -Путешествуем дальше. Ваши товарищи выучили наизусть стихи из « Мохнатой азбуки»  об удивительных животных, которых нужно беречь, чтобы они не вымерли. Послушайте, как их описал автор.

ЗЕБУ

Не знает ни снега,        
Ни вьюги,
Он и родился и вырос
На юге.
К пальмам
И к южному небу
Привык
Зебу,
Хотя он всего только бык.

***

Никакого
Нет резона
У себя
Держать
БИЗОНА,
Так как это жвачное
Грубое и мрачное!

***
Всех всегда она смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому

Кто всегда в своем дому 
(Черепаха)

Воспитатель: - Кто познакомил нас с этими животными?

Дети: - Борис Заходер.

Воспитатель: - На какие буквы начинались животные ?

Дети: - З, Б, Ч.

Воспитатель:- Правильно, ребята.

- Костя, возьми на столе букву «Зэ» и повесь ее рядом с буквой «А» на доску.

- Маша, а ты возьми ту букву, с  которой начиналось название животного в стихотворении Егора.

Воспитатель: - Повесь ее рядом с буквами на доске. Умница!

Воспитатель: - Продолжаем наше путешествие и поиграем в игру              

«Музыкальная буква» ( Ровным кругом)

Дети двигаются  под музыку по кругу, произнося слова:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так

как перестанет звучать музыка, дети останавливаются, берут картинку с изображением животного, называют  и показывают животного на эту букву.

( Но на полу лежат еще три буквы «У», «К», «А» воспитатель по ходу игры выбирает ребенка, остановившегося возле буквы, просит изобразить животного на эту букву и повесить ее на доску) .

Воспитатель: - Молодцы, вы так хорошо изображали животных!


III. Воспитатель:  – Наше путешествие подошло к концу, понравилось ли оно вам?

Дети: Да!

Воспитатель:  - Кто с нами путешествовал?

Дети: - Винни-Пух.

Воспитатель:  - И он хочет узнать: какое же получилось слово?
Дети: - АЗБУКА.

Воспитатель:- Правильно.

- О  каком писателе мы сегодня говорили?

( На презентации включается слайд с изображение книг писателя и его портретом)

Дети: - Б.В.Заходер.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали и в награду вам Винни- Пух дарит вкусные конфетки.

(Дети уходят из зала под музыку «Разноцветная иг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стихотворение посвящение детскому писателю и поэту Борису Заходеру.

используется как итоговая часть к занятию по ознакомлению с творчеством писателя Бориса Заходера....

КОНКУРС ЧТЕЦОВ ПО СТИХАМ БОРИСА ЗАХОДЕРА "МОЯ ВООБРАЗИЛИЯ"

КОНКУРС ПРОВОДИТСЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (МЛАДШАЯ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА). ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА ПОЛУЧИЛА ОДОБРИТЕЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ КОЛЛЕГ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме "Песенки Винни-Пуха" в рамках реализации проекта "Неделя книг Бориса Заходера"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме «Песенки Винни - Пуха» в рамках реализации проекта «Неделя книг Бор...

Конспект занятия на тему: "Там, где царствует фантазия. Б.В.Заходер. Мохнатая азбука"

С конспекте подробно описано проведение занятия. Грамотно подобран лексический материал. Соблюдены все моменты образовательной деятельности....

Б. Заходер. «Мохнатая азбука»

Путешествие по азбуке всегда интересно, а если это мохнатая азбука, то ещё интересней. Борис Заходер даёт нам такую возможность. Скажем: "Счастливого путешествия!" и в путь....