Перспективный план по формированию предпосылок грамотности в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа)
В плане представлен материал как с детьми , так и родителями на целый учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_gramote_podgotovitelnaya_gruppa_kuznetsova_n.s.docx | 54.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по формированию предпосылок грамотности в подготовительной группе
Воспитатель: Кузнецова Наталья Сергеевна, Котова Юлия Александровна
Задачи:
- Дать представления о предложении (без грамматического определения).
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
- Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Маша, малина, береза) на части.
- Учить составлять слова из слогов (устно).
- Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Месяц | Деятельность с воспитанниками с применением современных образовательных технологий | ||||||
Совместная и самостоятельная деятельность с применением современных образовательных технологий | |||||||
Информационно-коммуникационные технологии (компьютерные игры, игры-презентации, и т.п.) | Проектный метод | ТРИЗ-технология | Кейс-технологии (наглядное моделирование, и.т.п.) | Досуговая деятельность | Игровые технологии (LEGO-технология, и т.п.) | ||
Сентябрь | |||||||
Гласные звуки | Интерактивные игры «Маркировка» «Звуковой домик» Презентация «Изучаем гласные звуки» Цель: умение отгадывать слова с гласными буквами, тренировать детей в выборе слов с заданным звуком. | «Изучаем гласные буквы» Цель: знакомство детей с графической моделью гласных букв, умение находить их в словах, придумывать слова с заданной буквой. | Игра «Теремок» Цель: умение отгадывать слова на определенный звук, тренировать в выборе слов с заданным звуком. Игры «Узнай меня», «На что похожа»-закрепляем графический образ гласных букв. | Игра «Звуковой компьютер» Цель: знакомство с графическим способом предоставления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования. | Дидактические игры: « Цепочка слов»-упражнять в определении первого и последнего звука «Кто в домике живет»-подбор слов с определенным звуком «Самый внимательный»-различать гласные и согласные звуки Игры со счетными палочками, с кубиками на тему «Буквы» | «Построй букву» из Лего-конструктора Цель: для закрепления и автоматизации соответствующего гласного звука. Конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (у-гудит паровоз, ы-рычит медведь и т.д.) | |
Октябрь | |||||||
Согласные звуки | Интерактивные игры «Звуковая карусель», «Воздушные шары» Просмотр мультфильмов тетушки Совы «Согласные буквы» Цель: закрепляем в речи согласные звуки, знакомство с их характеристикой, умение находить в словах согласные звуки. | «Хитрые половинки» Цель: автоматизация звукопроизношения и работа над фонематическим слухом, чтение двусложных слов, повторение слов на «трудные «звуки. | Игра «Теремок» (вариант2) Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове, тренировать в определении места звука в слове. Игры «Узнай меня», «На что похожа»-закрепляем графический образ согласных букв. | Кейс-пособие «Светофор», «Гусеница» Цель: умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине и концу. | Дидактические игры: «Кто быстрее соберет вещи» -дифференциация согласных звуков(р-л, с-ш) «Рыбалка», «собери букет»-упражнять в различении заданного звука в словах. Настольные игры «Лото», мозаика, пазлы «Собери букву». Рассматривание иллюстраций к сказкам Игра «Составь рассказ» | Игра «Твердый-мягкий» (конструирование синего и зеленого роботов.) Цель: дифференциация согласных звуков по твердости –мягкости. | |
Ноябрь | |||||||
Гласные и согласные звуки | Интерактивные игры «Цепочка слов», «Чудо гусеница» Презентация –игра «Найди верную букву» Цель: закреплять в речи выученные звуки, придумывать слова на определенную букву. | «Играем- звуки закрепляем» Цель: совершенствовать умение детей в нахождении места звука в словах, деление слов на слоги. | Игры «Я беру тебя с собой», «Витрина» Цель: умение задавать вопросы по теме(сколько слогов, на какой звук начинается загаданное слово) | Пособия «Кораблики», «Букет», «Строитель» (с использованием наглядного моделирования) Цель: умение определять количества слогов в слове. | Дидактические игры: «От бочки до точки»- закреплять знания о согласных звуках. «Садоводы–любители» -упражнять детей в делении слов на слоги. «Кто больше назовет слов» Самостоятельное моделирование букв, слов из природного материала. | Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики (лопатка, чашечка, грибок и т.д.) | |
Декабрь | |||||||
Понятие «Слово» | Интерактивный тренажер «Вылечи словечко вместе с Машей» Цель: закрепление навыков чтения слов из двух слогов, дифференциация пар звонких и глухих звуков: Б-П, Г-К, Ж-Ш, З-С и сонорных звуков Р-Л. Просмотр мультфильмов из серии «Учим буквы с тетушкой Совой» | «Игры со словом» Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того , что такое «слово», «предложение», как они строятся , из каких частей состоят. | Мозговой штурм Игры: «Замена буквы», «Любопытный», «Шифровальщики», «Цепочка слов» Цель: развитие логического мышления, учить выделять последовательность звуков в простых словах. | Разучивание коротких стихотворений, чистоговорок , используя наглядные модели (са-са-са-бежит хитрая лиса…) | Дидактические игры: «Наоборот» - закреплять знания детей о звуковом анализе слова. «Животные заблудились» -упражнять в определении количества слогов в словах. Работа в прописях, раскраски на тему «Найди спрятанные буквы» | Моделирование из Лего звуков, слогов, и схемы слов . Цель: формирование у детей звукового анализа и синтеза. | |
Январь | |||||||
Звуковой и слоговой анализ слов | Презентация «Путешествие в мир звуков и букв» Цель: закреплять общие представления в звуковой системе языка, развитие словотворчества. | «Игры со словом» (продолжение проекта) Цель: умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов. | Пособия по ТРИЗ «Наш поезд», «Волшебные цветы или Слогоцветик» Цель: подготовка детей к звукобуквенному анализу слов. | Кейс проект «Зачем нам нужны буквы» (с использованием проблемных иллюстраций) Цель: расширение словаря детей, умение высказывать свою точку зрения, развитие логического мышления. | Дидактические игры: «Умный дождик» -формировать навык сознательного плавного чтения, развитие внимания, мышления. «Найди ошибку»- закреплять знания детей о звуковом анализе слова. Настольные игры :лото, мозаика, кубики Никитина «Составь букву» Чтение Букваря Н.С. Жуковой. | «Угадай-ка» -строим из Лего схемы слов. Цель: умение проводить звуковой и слоговой анализ слов. | |
Февраль | |||||||
Понятие «Предложение» | Интерактивная игра «В стране ребусов» Презентация «Веселые игры» Цель: формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. | «Чудо-азбука» Цель: расширять знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках, развивать навыки звукового анализа и синтеза слов, развивать слоговой анализ и синтез. | Пособие «Круги Луллия» Игры «Цветное колесо», «Звуковое колесо» Цель: расширение словаря детей, умение составлять простые предложения. | Игра «Живые слова» Цель: учить детей в составлении предложений по структурированной схеме. | Дидактические игры: «Куда спрятался» -правильно составлять словосочетания. «Исправь ошибку»-правильный подбор предлогов в словосочетаниях. Игры со счетными палочками, природным материалом. Магнитная доска с буквами. Магнитная Азбука Н.С. Жуковой. | Составление из Лего схемы предложений в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками (предлогами). | |
Март | |||||||
Схема предложения | Интерактивная игра «Поле чудес» Цель: продолжать закреплять умение по слогового чтения, развитие фонематического слуха. | «Чудо – азбука» (продолжение проекта) Цель: Развивать фонематические представления, и речевой слух, формировать интерес и потребность в чтении. | Знакомство с акростихами (стихи-загадки, где первые буквы каждой строчки складываются в какое-либо слово) Игры «Телеграмма» «Узнай меня» Цель: развитие словотворчества, умение составлять простые предложения. | Кейс-пособие «Кто какую пользу приносит» Цель: учить составлять простое распространенное предложение, используя схемы. | Дидактические игры: «По волнам звуков и букв»-развитие основ звукового анализа слов . «Телевизор»- расширять словарный запас, составлять предложения. Самостоятельное составление рассказов и предложений по картинам. Сюжетно-ролевые игры «Дочки –матери», «Школа»- развитие диалогической речи, умение общаться в коллективе. Игры с буквами Н.А. Зайцева «Паровоз», «Братики», «Задуманное слово» | Продолжать составлять с помощью конструктора схемы предложений. Игра «Кто больше придумает», «Смоделируй сам» | |
Апрель | |||||||
Работа с предложением | Отгадывание интерактивных кроссвордов «Признаки весны», «Загадки Чиполлино» Цель: формировать интерес и потребность в чтении. | Проект «По дороге к Азбуке» Цель: закреплять знание детей о звуке, букве, слове и предложении, закреплять навыки деления слов на слоги, производить звуковой анализ слова. | Игры «Хорошо - плохо» «Да-нет» «Цепочка слов» Цель: развитие логического мышления, речевого слуха. | Моделирование букв, слов, предложений с помощью монет, бус, пуговиц, пластилина, игры «Геоконт» Цель: закрепляем графический образ букв, формируем навык самостоятельного моделирования. | Дидактические игры: « Какое слово написал художник?»- упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции. «Сестрички»- упражнять детей в назывании слов на заданную букву, самостоятельно составлять рассказ. Работа в тетрадях Е.В. Колесниковой «Я начинаю читать», прописях «От звука к букве» | С помощью Лего конструктора строим сказочных героев, придумываем сюжет сказок. Цель: развитие словотворчества, умение употреблять в речи простые распространенные предложения. | |
Май | |||||||
Чтение по слогам | Просмотр обучающих мультфильмов из серии «Азбука для детей», «Учимся читать по слогам» Интерактивный тест «Проверяем готовность к школе» ( автор Д. Смирнов) | «По дороге к Азбуке» (продолжение проекта) Цель: закреплять умения детей составлять предложения с заданными словами, указывать количество слов в предложении, закреплять навыки чтения предложений из 3-4 слов. | Мозговой штурм Игры «Замена буквы», «Любопытный», «Шифровальщики», «Цепочка слов» Цель: развитие фонематического слуха, закрепляем знания в звуковой системе языка. | «Звуковой компьютер» Цель: использование на практике графического способа предоставления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования. | Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко»- упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить исключать из ряда схожих по определённому признаку предметов лишний; развивать мыслительные операции, память, внимание. Настольные игры: лото, мозаика «Геоконт», кубики Никитина, рисование букв на манки или песке. | Конструирование фигурок разных предметов или живых существ. Игры «Составь предложение», «Сочини рассказ» Цель: обогащение словаря, активизация фразовой речи, развитие вербального творчества. |
Месяц | Современные образовательные технологии в работе с родителями | |||||
Анкетирование, тестирование, опросы | Рекомендации «Чтение на дом» | Конкурсы, выставки, вернисажи | Интерактивные формы просвещения (практикум, собрание, мастер-класс и т.п.) | Консультирование (стенды, буклеты, памятки, папка – передвижка и т.п.) | Совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, выставки, досуги, развлечения и т.п.) | |
Сентябрь | ||||||
Опрос «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» | Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка», потешки разных стран. Русские народные сказки: «Репка», «Лиса и кувшин». Благинина Е. «Стихи для детей».
| Выпуск фоторепортажа «Развиваемся играя» Цель: расширить объем знаний родителей об играх и приемах по обучению грамоте | Родительское собрание №1 «Подготовка детей к обучению грамоте» | Памятка «Что нужно помнить по обучению детей грамоте» Рекомендации «Когда и как начинать учить буквы» Папка-передвижка «Речевое развитие детей 6-7 лет» | Совместное мероприятие по теме : «По дороге в Буквоград» Выставка творческих работ «Разноцветный алфавит» | |
Октябрь | ||||||
Тест для родителей «Почему ребенок не любит читать?» | Читалочки, скороговорки, небылицы из сборника Е.В.Колесниковой «Я уже читаю» Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Как петушок лису перехитрил». Маршак С. «Детки в клетке»
| Выставка пособия «Звукарик» Поделки из пластилина «Моя любимая буква» | «День открытых дверей» Мастер-класс на тему : «Игра как средство обучения ребенка грамоте» | Индивидуальное консультирование «Наши успехи» Шпаргалка для родителей «Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух» | Выставка рисунков «На что похожа буква» (совместно с родителями) Изготовление наглядного пособия «Звукарик» | |
Ноябрь | ||||||
Сказки народов мира «Колосок», «Два жадных медвежонка» Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
| Конкурс «Сочинялки» на тему: Осенняя фантазия . Цель: развитие словотворчества, умение размышлять. | Семинар-практикум «Готовим руку к письму» Цель: вовлечь родителей в работу по обучению детей грамоте и подготовке их руки к письму. | Выпуск буклета «Игры на кухне» Консультация «Ошибки при обучении детей чтению», «Учимся читать слова» | Развлечение «Одна голова-хорошо, две лучше» Цель: привлечь родителей к активному участию в творческой деятельности. | ||
Декабрь | ||||||
Рассказы русских писателей «Старик-годовик» В.Даль К.Д. Ушинский «Петушок с семьей», «Четыре желания» Стихи русских поэтов :А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Береза». | Вернисаж рисунков «Моя любимая сказка» | Практикум по организации игровой деятельности «Во что играют наши дети» | Папка – передвижка «Волшебный мир звуков и слов» Рекомендации «Если хотите ребенка научить читать « Буклет «Научим язычок правильно говорить» | КВН –соревнование «По дороге к Азбуке» Цель: вовлекать родителей в совместный творческий процесс. | ||
Январь | ||||||
Анкета « Подготовка дошкольников по обучению грамоте в детском саду» | Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
Стихи русских писателей : Г. Сапгир, М. Пляцковский «Какие бывают слова», И.Никитина, В.Жуковского. | Конкурс поделок «Самая красивая буква» (используем бросовый материал) | Собрание для родителей №2 «Обучение детей грамоте через дидактические игры» | Консультация «Учите детей правильно произносить и различать звуки» Памятка «Культура чтения», «Мы уже знаем звуки и буквы» Папка-передвижка «Чтение без принуждения» | Оформление Лэпбука на тему: «Путешествие в мир звуков» Выставка рисунков «Звуки-звуки слышим вас, не уйдете вы от нас» (совместно с родителями) | |
Февраль | ||||||
Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет» Авторские сказки: Д. Лукич «Яблоко», С. Козлов «Дружба», С. Прокофьева «Когда можно плакать» Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
| Выставка рисунков «Найди спрятанную букву» Конкурс «Сочинялки» на тему: «Зимняя фантазия» (придумывание рассказов о зиме) | Практикум по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры – основа развития мелкой моторики и речи» Рассказать о необходимости развития мелкой моторики руки. | Памятка « Как помочь ребенку запомнить буквы» Буклеты «Обучение грамоте, как средство развития ребенка», «Советы логопеда по обучению чтения дошкольников» Стенд для родителей «Город букв» | Квест –игра «Найди спрятанный клад» (развлечение с родителями) Поделки из природного материала «Придумай свою букву» | ||
Март | ||||||
Рассказы русских писателей Л.Н. Толстой «Яблоки», «Собака», «Весна». Стихотворения А. Плещеева «Весна», Ф. Тютчев «Весенние воды» Рассказы зарубежных писателей: Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» | Вернисаж работ из бумаги на тему: «На что похожа буква?» | Мастер – класс от логопеда «Простые секреты-формируем звуки вместе» | Консультация « Что такое словотворчество», «Игры с буквами» Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» | Игра «Поле –чудес» на тему «АБВГД-ка» Цель: вовлекать родителей в учебный процесс детского сада, создать в группе положительное настроение. | ||
Апрель | ||||||
Тестовые задания от логопеда «Готов ли ваш ребенок к чтению?» | Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
Рассказы Н. Носова «Живая шляпа», «Затейники», «Фантазеры». | Выставка рисунков «Моя придуманная Азбука» | Мастер – класс : «Весѐлые дорожки или я умею красиво писать» (Упражнения по подготовке руки к письму). Систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению руки к письму | Буклеты « Обучение грамоте по средствам игр и упражнений", «Звукобуквенный анализ слова» Стенд» Веселая азбука» Консультация «Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем» | Из семейного опыта работы «Поделись успехами» Способствовать распространению семейного опыта. | |
Май | ||||||
Итоговая анкета «Играем-буквы изучаем» | Бианки В. «Рассказы о животных» Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче» Русские народные былины.
| Конкурс «Сочинялки» на тему: «Весенние фантазии» (придумывание рассказов о весне) | Итоговое собрание «Готов ли ваш ребенок к школе» Проведение мастер-класса «Использование интерактивных игр в процессе овладения детьми обучением грамоте» | Папка-передвижка «У буквы невелички -волшебные привычки» Рекомендации « Мы уже знаем звуки и буквы», «Культура чтения» Индивидуальное консультирование родителей «Вы спрашиваете- мы отвечаем» | Итоговое мероприятие с родителями « Путешествие в страну грамматики» Цель: развивать пути сотрудничества (партнерства) :родитель-ребенок, учреждение-родитель. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Список использованной литературы1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕ...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). ...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе
Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:формирование представлений об опасных для ч...
Перспективный план по формированию основ безопасности в подготовительной группе «Почемучки»
Перспективный планпо формированию основ безопасностив подготовительной группе «Почемучки»...