Литературная гостинная
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
"Путешествие по произведениям С.Я. Маршака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная гостиная «Путешествие по произведениям С.Я. Маршака» | 404.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект нод по познавательно-речевому развитию в старшей группе по творчеству С.Я. Маршака «Увлекательное путешествие»
Цель:
- Формирование познавательного интереса к литературе, к произведениям С. Я. Маршака.
Задачи:
- Обобщать знания детей о писателе и его произведениях;
- Формировать умение читать стихотворения, совершенствовать умение отгадывать загадки;
- Развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, интонационную выразительность речи; слуховое внимание;
- Формировать инициативность, активность, навыки сотрудничества;
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
- Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
- подбор книг для библиотеки в группе по творчеству С.Я. Маршака;
- чтение произведений С.Я. Маршака;
- вечер загадок и викторина по произведениям;
- оформление выставки рисунков по творчеству С.Я. Маршака;
- заучивание отрывков из его произведений, стихов.
Оборудование и материалы:
- выставка книг С. Я. Маршака;
- портрет писателя;
- презентация;
- аудио записи;
- все необходимое для изготовления коллажа по произведениям С.Я. Маршака (ватман, клей, ножницы, рисунки детей к произведениям писателя, отрывки произведений, распечатанные на небольшие карточки, салфетки).
- для инсценировки стихотворения «Перчатки»: дом, стол, стул, посуда, пирог, перчатки.
Ход.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все такие нарядные, у вас замечательное настроение.
Все в сборе – дети, взрослые
Мы можем начинать.
Но прежде надо дружно
Всем - здравствуйте сказать!
Педагог: - Ребята, посмотрите на наш экран. Кто изображен на портрете? (На экране слайд с портретом С.Я. Маршака.)
(Ответы детей).
Педагог: - Правильно! Это великий детский писатель С.Я. Маршак. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Его книги знаете вы, знают ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи. Ребята, а какие произведения С.Я. Маршака знаете вы? (Ответы детей).
Педагог: - И сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в страну сказок и стихов С.Я.Маршака. Мы с вами будем вспоминать, и читать добрые, весёлые произведения этого замечательного писателя. Все готовы? (Ответы детей). Мы отправляемся!
И первая наша станция «Писательская».
(Дети рассказывают биографию писателя (на экране слайды), читают отрывки из его произведений, на экране иллюстрации к произведениям отрывки которых читают дети)
Первый ребенок.
Этот писатель родился 3 октября, осенью много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве. Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать. Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок.
Второй ребенок.
Его семья много переезжала, но мальчик всегда старался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в другую страну – в Англию. Там, в Англии, Маршак сделал очень важное для себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные. И он стал переводить стихотворения английских поэтов. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин».
Третий ребенок. (Ребенок читает стихотворение «Робин-Бобин»)
Четвертый ребенок: Потом Самуил Яковлевич вернулся в Россию и стал жить в Краснодаре. Там он основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли, детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые…
Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».
Пятый ребенок. Ребенок читает стихотворение «Вот какой рассеянный» (отрывок).
Педагог: - Молодцы, ребята! Очень интересно рассказали и эмоционально прочитали стихи. А мы снова отправляемся в путь! Следующая станция «Отгадай-ка».
(Педагог загадывает загадки, если отгадали правильно, на экране появляется картинка-отгадка).
Педагог: - Ребята, а вы знаете, что С.Я.Маршак придумывал для таких детей как вы различные загадки. Давайте попробуем их отгадать:
- Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
И седелка на носу? (Очки) - Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. ( Пила) - Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Сапоги) - Из темницы сто сестер
Выпускают на простор,
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два —
Загорится голова. (Спички)
Педагог: - Ребята, а вы помните, что спички очень опасный предмет? (ответы детей)
На экране появляются цифры 01 или 112.
Педагог: - Что это за цифры? (ответы детей)
Педагог: - Запомни каждый гражданин пожарный номер….
Дети: - 01!
Педагог: - Из какого произведения С.Я.Маршака эти строки? (ответы детей «Пожар»).
Педагог: - Огонь наш друг, но не всегда,
Бывает от него беда!
(общение с детьми по пожарной безопасности; педагог читает яркий небольшой отрывок из произведения; на экране слайды).
Педагог: - А мы продолжаем своё путешествие! Станция «Играй-ка».
Физкультминутка.
Мой веселый звонкий мяч Ты куда помчался вскачь | Прыжки на двух ногах. |
Желтый, красный, голубой Не угнаться за тобой | Прыжки с чередованием то правой, то левой ноги. |
Я тебя ладонью хлопал | Хлопки в ладоши. |
Ты скакал и громко топал | Топают ногами. |
(Слышится чириканье воробья).
Педагог: - Ребята, что это за звук? (Ответы детей).
- А где обедал воробей? (В зоопарке у зверей!)
- А вы хотите побывать в зоопарке? (Да).
- Тогда поехали!
Станция «Зоопарк».
Ребенок читает стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей?»
(Общение с детьми по содержанию стихотворения, и в это время появляются на экране картинки животных из произведения).
Педагог: А мы продолжаем свое путешествие и следующая станция «Театральная».
(Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки»).
Педагог: Вот такие милые котята у нас с кошечкой!
Педагог: А мы продолжаем наше путешествие и впереди станция «Творческая».
Педагог: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить своё творчество и создать интересный коллаж по произведениям С.Я.Маршака. (Дети вырезают и наклеивают рисунки на ватман, с помощью педагога подбирают текст к рисунку и тоже наклеивают; придумывают название).
Педагог: - Понравилось вам, ребята, наше путешествие? (ответы детей) За такие чудесные стихотворения и сказки надо сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку. Все это написал он. А вам, ребята, спасибо за то, что вы сегодня и рассказывали и показывали некоторые его произведения. Молодцы! А в завершении, я хочу всем прочитать пожелание С.Я. Маршака.
Желаю вам цвести, расти,
Копить крепить здоровье
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть в каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"
Это мероприятие явилось составной частью Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....
Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"
Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...
Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"
Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....
Литературная гостиная "В гостях у сказки"
Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...
Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».
Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»
Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...