Литературная гостинная
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Борисова Ольга Николаевна

"Путешествие по произведениям С.Я. Маршака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект нод по познавательно-речевому развитию в старшей группе по творчеству С.Я. Маршака «Увлекательное путешествие»

Цель:

  • Формирование познавательного интереса к литературе, к произведениям С. Я. Маршака.

Задачи:

  • Обобщать знания детей о писателе и его произведениях;
  • Формировать умение читать стихотворения, совершенствовать умение отгадывать загадки;
  • Развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, интонационную выразительность речи; слуховое внимание;
  • Формировать инициативность, активность, навыки сотрудничества;
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
  • Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

  • подбор книг для библиотеки в группе по творчеству С.Я. Маршака;
  • чтение произведений С.Я. Маршака;
  • вечер загадок и викторина по произведениям;
  • оформление выставки рисунков по творчеству С.Я. Маршака;
  • заучивание отрывков из его произведений, стихов.

Оборудование и материалы:

  • выставка книг С. Я. Маршака;
  • портрет писателя;
  • презентация;
  • аудио записи;
  • все необходимое для изготовления коллажа по произведениям С.Я. Маршака (ватман, клей, ножницы, рисунки детей к произведениям писателя, отрывки произведений, распечатанные на небольшие карточки, салфетки).
  • для инсценировки стихотворения «Перчатки»: дом, стол, стул, посуда, пирог, перчатки.

Ход.

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все такие нарядные, у вас замечательное настроение.

Все в сборе – дети, взрослые

Мы можем начинать.

Но прежде надо дружно

Всем  - здравствуйте сказать!

Педагог: - Ребята, посмотрите на наш экран. Кто изображен на портрете? (На экране слайд с портретом С.Я. Маршака.)

(Ответы детей).

Педагог: - Правильно! Это великий детский писатель С.Я. Маршак. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Его книги знаете вы, знают ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи. Ребята, а какие произведения С.Я. Маршака знаете вы? (Ответы детей).

Педагог: - И сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в страну сказок и стихов С.Я.Маршака. Мы с вами будем вспоминать, и читать добрые, весёлые произведения этого замечательного писателя. Все готовы? (Ответы детей). Мы отправляемся!

И первая наша станция «Писательская». 

(Дети рассказывают биографию писателя (на экране слайды), читают отрывки из его произведений, на экране иллюстрации к произведениям отрывки которых читают дети)

Первый ребенок.

Этот писатель родился 3 октября, осенью много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве. Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать. Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок.

Второй ребенок.

Его семья много переезжала, но мальчик всегда старался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в другую страну – в Англию. Там, в Англии, Маршак сделал очень важное для себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные. И он стал переводить стихотворения английских поэтов. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин».

Третий ребенок. (Ребенок читает стихотворение «Робин-Бобин»)

Четвертый  ребенок: Потом Самуил Яковлевич вернулся в Россию и стал жить в Краснодаре. Там он основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли, детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые…
Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».
 

Пятый  ребенок. Ребенок читает стихотворение «Вот какой рассеянный» (отрывок).
Педагог: - Молодцы, ребята! Очень интересно рассказали и эмоционально прочитали стихи. А мы снова отправляемся в путь! Следующая станция «Отгадай-ка».

(Педагог загадывает загадки, если отгадали правильно, на экране появляется картинка-отгадка).

Педагог: - Ребята, а вы знаете, что С.Я.Маршак придумывал для таких детей как вы различные загадки. Давайте попробуем их отгадать:

  1. Что такое перед нами:
    Две оглобли за ушами,
    На глазах по колесу,
    И седелка на носу?           (
    Очки)
  2. Принялась она за дело,
    Завизжала и запела.
    Ела, ела
    Дуб, дуб,
    Поломала
    Зуб, зуб.            (
    Пила)
  3. Всегда шагаем мы вдвоем,
    Похожие, как братья.
    Мы за обедом — под столом,
    А ночью — под кроватью.            (
    Сапоги)
  4. Из темницы сто сестер
    Выпускают на простор,
    Осторожно их берут,
    Головой о стенку трут,
    Чиркнут ловко раз и два —
    Загорится голова.            (
    Спички)

 

Педагог: - Ребята, а вы помните, что спички очень опасный предмет? (ответы детей)

На экране появляются цифры 01 или 112.

Педагог: - Что это за цифры? (ответы детей)

Педагог: - Запомни каждый гражданин пожарный номер….

Дети: - 01!

Педагог: - Из какого произведения С.Я.Маршака эти строки? (ответы детей «Пожар»).

Педагог:  - Огонь наш друг, но не всегда,

                    Бывает от него беда!

(общение с детьми по пожарной безопасности; педагог читает яркий небольшой отрывок из произведения; на экране слайды).

Педагог: - А мы продолжаем своё путешествие! Станция «Играй-ка».

Физкультминутка.

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Прыжки на двух ногах.

Желтый, красный, голубой

Не угнаться за тобой

Прыжки с чередованием то правой, то левой ноги.

Я тебя ладонью хлопал

Хлопки в ладоши.

Ты скакал и громко топал

Топают ногами.

(Слышится чириканье воробья).

Педагог: - Ребята, что это за звук? (Ответы детей).

- А где обедал воробей? (В зоопарке у зверей!)

- А вы хотите побывать в зоопарке? (Да).

- Тогда поехали!

Станция «Зоопарк».

Ребенок читает стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей?»

(Общение с детьми по содержанию стихотворения, и в это время появляются на экране картинки животных из произведения).

Педагог: А мы продолжаем свое путешествие и следующая станция «Театральная».

(Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки»).
Педагог: Вот такие милые котята у нас с кошечкой!

Педагог: А мы продолжаем наше путешествие и впереди станция «Творческая».

 Педагог: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам проявить своё творчество и создать интересный коллаж по произведениям С.Я.Маршака. (Дети вырезают и наклеивают рисунки на ватман, с помощью педагога подбирают текст к рисунку и тоже наклеивают; придумывают название).

Педагог: - Понравилось вам, ребята, наше путешествие? (ответы детей) За такие чудесные стихотворения и сказки надо сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку. Все это написал он. А вам, ребята, спасибо за то, что вы сегодня и рассказывали и показывали некоторые его произведения. Молодцы! А в завершении, я хочу всем прочитать пожелание С.Я. Маршака.

Желаю вам цвести, расти,

Копить крепить здоровье

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть в каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего,

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшев

nOrhAAyg67E.jpg             meXsl_51UtY.jpg

v2O5VIQmWJ8.jpg              J5v8t3GJgak.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

Литературная гостиная "В гостях у сказки"

Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу  вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...