Статья на тему: «Восприятие художественной литературы и фольклора: алгоритм проектирования НОД»
статья по художественной литературе
Статья на тему: «Восприятие художественной литературы и фольклора: алгоритм проектирования НОД»
Подготовила: Кириллова Л.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №23 Приморского района СПб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_proektirovaniya_nod.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Восприятие художественной литературы и фольклора: алгоритм проектирования НОД»
Подготовила: Кириллова Л.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №23 Приморского района СПб.
«Восприятие художественной литературы и фольклора: алгоритм проектирования НОД»
Педагог:
- Выбирает художественное произведение (сказку, рассказ, стихотворение);
- Сам предварительно вычитывает из него три уровня информации;
- Определяет художественную задачу текста;
- Формулирует цель НОД воспитателя в соответствии с возрастом детей и художественной задачей текста;
- Формулирует тему НОД, исходя их художественной задачи текста;
- Формулирует задачи для каждого этапа деятельности; соотносит задачи с соответствующими образовательными областями;
- Продумывает действия детей на каждом этапе деятельности;
- Прогнозирует цель, которую могут поставить дети;
- Обдумывает работу до чтения;
- Определяет в тексте места остановок;
- Продумывает работу после чтения;
- Продумывает вопросы рефлексивного этапа;
- Продумывает перспективный этап.
- Педагог, исходя из темы (дня, недели, месяца и др.) и (или) недавно полученных, первичных представлениях детей, выбирает художественный текст. Пример: тема «Кто с нами живет?» Первичные представления: домашние питомцы, кошки, собаки; птицы, живущие рядом с человеком: снегири, воробьи, голуби и пр.
- Педагог сам предварительно вычитывает из текста три уровня информации: фактуальная информация (содержится в тексте в явном виде), подтекстовая информация (присутствует в тексте в неявном виде, «между строк»), концептуальная информация (основной смысл (смыслы) текста).
- Педагог определяет художественную задачу текста (мотив, который побудил автора к написанию произведения, замысел автора)
- Педагог формулирует цель НОД воспитателя в соответствии с возрастом детей и художественной задачей текста (чего хочет достичь воспитатель в результате данной деятельности детей).
3-4 года – эмоциональная реакция на текст
4-5 лет + проявление воссоздающего и творческого воображения
5-7 лет + реакция на содержание
- Педагог формулирует тему НОД, исходя их художественной задачи текста
- Педагог формулирует задачи (шаги по достижению цели) для каждого этапа деятельности; соотносит задачи с соответствующими образовательными областями
- Педагог продумывает действия детей на каждом этапе деятельности. Например, рассматривают иллюстрации, прогнозируют содержание текста, слушают, отвечают на вопросы педагога, рисуют, инсценируют, изображают героев сказки, выражают свои эмоции и т.д.
- Педагог прогнозирует цель, которую могут поставить дети (ради чего хотят прочитать текст). Например, прочитать сказку, чтобы понять, что же произошло с тем или иным героем. Проверить свои предположения о содержании текста. Узнать, что же еще интересного произошло с уже знакомым героем и др.
- Педагог обдумывает работу до чтения
- на мотивационном этапе: игровую или иную ситуацию, которая мотивирует ребенка к чтению;
- на ориентировочном этапе: вопросы, подводящие ребенка к осознанию или формулированию цели чтения. Например, рассматривание иллюстраций, обсуждение названия текста, разворачивание игрового сюжета с героями сказки.
- Педагог определяет в тексте места остановок. Например, на отдельном листе с напечатанным текстом.
- Педагог продумывает работу после чтения (на исполнительском этапе: вопросы к детям по содержанию текста, итоговый вопрос, творческое задание).
- Педагог продумывает вопросы рефлексивного этапа (что сегодня особенно понравилось, запомнилось, было особенно интересно и т.д.)
- Педагог продумывает, что можно предложить детям для самостоятельной деятельности – перспективный этап (это может быть творческая работа по мотивам прочитанного текста; желание почитать произведения этого автора и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...
План - конспект НОД по коммуникативной деятельности, восприятию художественной литературы и фольклора Тема: «Путешествие в зимний лес»
План - конспект НОДпо коммуникативной деятельности, восприятию художественной литературы и фольклораТема: «Путешествие в зимний лес»...
Конспект по речевой деятельности. Восприятие художественной литературы и фольклора. Тема «Путешествие по сказкам»
Тема: «Путешествие по сказкам»Задачи:Образовательные: Учить включаться в мини –драматизацию, соотносить игровые действия и эмоционально – выразительные движения со словом....
Конспект ООД по восприятию художественной литературы и фольклора в старшей группе Тема «Забавные истории Н Носова.»
Знакомство детей с творчеством Н. Носова...
Технологическая карта Направление: речевое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора. Тема: Мы с игрушками играем.
Целевые ориентиры: стремится к общению со взрослыми и сверстниками, наблюдает за их действиями и подражает им, знает названия окружающих предметов и игрушек, понимает речь взрослых, может обращат...