Статья на тему: «Восприятие художественной литературы и фольклора: алгоритм проектирования НОД»
статья по художественной литературе

Кириллова Людмила Вячеславовна

Статья на тему: «Восприятие художественной литературы и фольклора: алгоритм проектирования НОД»

Подготовила: Кириллова Л.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №23 Приморского района СПб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_proektirovaniya_nod.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Восприятие художественной литературы и фольклора: алгоритм проектирования НОД»

Подготовила: Кириллова Л.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №23 Приморского района СПб.

«Восприятие художественной литературы и фольклора: алгоритм проектирования НОД»

Педагог:

  1. Выбирает художественное произведение (сказку, рассказ, стихотворение);
  2. Сам предварительно вычитывает из него три уровня информации;
  3. Определяет художественную задачу текста;
  4. Формулирует цель НОД воспитателя в соответствии с возрастом детей и художественной задачей текста;
  5. Формулирует тему НОД, исходя их художественной задачи текста;
  6. Формулирует задачи для каждого этапа деятельности; соотносит задачи с соответствующими образовательными областями;
  7. Продумывает действия детей на каждом этапе деятельности;
  8. Прогнозирует цель, которую могут поставить дети;
  9. Обдумывает работу до чтения;
  10. Определяет в тексте места остановок;
  11. Продумывает работу после чтения;
  12. Продумывает вопросы рефлексивного этапа;
  13. Продумывает перспективный этап.

  1. Педагог, исходя из темы (дня, недели, месяца и др.) и (или) недавно полученных, первичных представлениях детей, выбирает художественный текст. Пример: тема «Кто с нами живет?» Первичные представления: домашние питомцы, кошки, собаки; птицы, живущие рядом с человеком: снегири, воробьи, голуби и пр.
  2. Педагог сам предварительно вычитывает из текста три уровня информации: фактуальная информация (содержится в тексте в явном виде), подтекстовая информация (присутствует в тексте в неявном виде, «между строк»), концептуальная информация (основной смысл (смыслы) текста).
  3. Педагог определяет художественную задачу текста (мотив, который побудил автора к написанию произведения, замысел автора)
  4. Педагог формулирует цель НОД воспитателя в соответствии с возрастом детей и художественной задачей текста (чего хочет достичь воспитатель в результате данной деятельности детей).

3-4 года – эмоциональная реакция на текст

4-5 лет + проявление воссоздающего и творческого воображения

5-7 лет + реакция на содержание

  1. Педагог формулирует тему НОД, исходя их художественной задачи текста
  2. Педагог формулирует задачи (шаги по достижению цели) для каждого этапа деятельности; соотносит задачи с соответствующими образовательными областями
  3. Педагог продумывает действия детей на каждом этапе деятельности. Например, рассматривают иллюстрации, прогнозируют содержание текста, слушают, отвечают на вопросы педагога, рисуют, инсценируют, изображают героев сказки, выражают свои эмоции и т.д.
  4. Педагог прогнозирует цель, которую могут поставить дети (ради чего хотят прочитать текст). Например, прочитать сказку, чтобы понять, что же произошло с тем или иным героем. Проверить свои предположения о содержании текста. Узнать, что же еще интересного произошло с уже знакомым героем и др.
  5. Педагог обдумывает работу до чтения

- на мотивационном этапе: игровую или иную ситуацию, которая мотивирует ребенка к чтению;

- на ориентировочном этапе: вопросы, подводящие ребенка к осознанию или формулированию цели чтения. Например, рассматривание иллюстраций, обсуждение названия текста, разворачивание игрового сюжета с героями сказки.

  1. Педагог определяет в тексте места остановок. Например, на отдельном листе с напечатанным текстом.
  2. Педагог продумывает работу после чтения (на исполнительском этапе: вопросы к детям по содержанию текста, итоговый вопрос, творческое задание).
  3. Педагог продумывает вопросы рефлексивного этапа (что сегодня особенно понравилось, запомнилось, было особенно интересно и т.д.)
  4. Педагог продумывает, что можно предложить детям для самостоятельной деятельности – перспективный этап (это может быть творческая работа по мотивам прочитанного текста; желание почитать произведения этого автора и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

План - конспект НОД по коммуникативной деятельности, восприятию художественной литературы и фольклора Тема: «Путешествие в зимний лес»

План - конспект НОДпо коммуникативной деятельности, восприятию художественной литературы и фольклораТема: «Путешествие в зимний лес»...

Конспект по речевой деятельности. Восприятие художественной литературы и фольклора. Тема «Путешествие по сказкам»

Тема: «Путешествие по сказкам»Задачи:Образовательные: Учить включаться в мини –драматизацию, соотносить игровые действия и эмоционально – выразительные движения со словом....

Технологическая карта Направление: речевое развитие, восприятие художественной литературы и фольклора. Тема: Мы с игрушками играем.

Целевые ориентиры: стремится к общению со взрослыми и сверстниками, наблюдает за их действиями и подражает им, знает названия окружающих предметов и игрушек, понимает речь взрослых, может обращат...