Сценарий занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание сказки М. Горького «Воробьишко»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Жуковская Екатерина Александровна

Сценарий составлен для детей старшего дошкольного возраста. Цель - познакомить детей с новым художественным произведением. Вызвать интерес к сказке с помощью познавательной презентации, весёлой мультимедийной разминки и красочного наглядного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukovskaya_e.a._vorobishko_nod.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Жуковская Екатерина Александровна,

воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад», ЯНАО, Ямальский район

Сценарий занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Рассказывание сказки М. Горького «Воробьишко»

 Цель:

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с новым художественным произведением. Вызвать к сказке интерес и проанализировать её.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить представления детей о птице – воробей.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, диалоговую речь, зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность.
  2. Развивать навыки коллективной творческой деятельности.
  3. Обогащать словарный запас детей (трудолюбие, забота, чебурахнешься, чадо, пакля, наличник).
  4. Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в коллективе.
  2. Воспитывать бережное отношение к животному миру.
  3. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Предварительная работа:

  1. Подготовка презентации.
  2. Изготовление раздаточного материала для выполнения заданий.

Методы и приемы:

Наглядные: Демонстрация, рассматривание иллюстраций, использование ИКТ

Словесные: вопросы к детям, загадки, художественное слово, похвала

Игровые.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Послушайте мою загадку и отгадайте её.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет.

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит.

Дети: Воробей

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а Воробей птица какая? Перелетная или зимующая?       Дети: Зимующая.

Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам много интересного об этой маленькой птичке. Воробей хоть и маленькая, но очень самостоятельная птица: она никогда не даст себя в обиду и голодной точно не останется. По-своему очень красива эта птичка. Черные пятна, коричневые полоски, беловатое брюшко.

Воспитатель: а что кушает воробей, когда на улице так холодно?

Дети: зерна, хлебные крошки, семечки – всё, что он может найти, находясь рядом с человеком.

Воспитатель:  Если воробей нашёл что-то съедобное, он обязательно поделится с друзьями, которые тут же прилетят. Ночью воробьи сбиваются в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри и согрелись, перемещаются наружу, а те, кто снаружи озяб, протискиваются поглубже. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка. Когда воробью холодно, он распускает перышки, становясь похожим на меховой шарик.

Послушайте стихотворение.

Среди травы

Густой и влажной

Дом поднялся многоэтажный.

Тут есть балконы и беседки,

Столовые на каждой ветке.

И спальни посреди сучков,

Но нет замков

И нет крючков.

Открытый солнцу и ветрам,

Дом ждет гостей из дальних стран.

А вот и первые жильцы –

Сороки, иволги, скворцы.

Воспитатель: Ребята, вы догадались о каких домах говорится в стихотворении? Правильно, о гнездах (изображение на слайде).

Воспитатель: Дети! Вы многое услышали про воробья. А теперь подумайте, какой он по характеру?

Дети: Добрый, щедрый, дружелюбный, заботливый.

Воспитатель:  Ребята! А что человек может сделать для этой маленькой птички? Какое милосердие можно проявить по отношению к воробью?

Дети: Покормить, насыпать зерен, построить кормушку.

Воспитатель: Молодцы! Правильно.

- Вы слышите, где-то чирикает воробей. Вот он прилетел и сидит на берёзе. Он не один. Вместе с ним мама (Воробьиха) и папа (Воробей). А маленького воробья, их сынишку, как можно назвать?

Дети: «Воробышек».

Воспитатель:  У нас в гостях воробьиная семья. Они так же, как и мы, общаются друг с другом. Но не на нашем языке. Давайте послушаем, как общаются эти птички (звучит аудиозапись). 

А сейчас послушайте сказку об этой птичке. Называется она «Воробьишко». Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? (Ответы детей)

Воспитатель: А возможно он был маленький, или автор его очень любил. Как всё было на самом деле, мы узнаем после веселой разминки.  

Физкультминутка «Птичья разминка»

Воспитатель рассказывает сказку.

Воспитатель: Интересная сказка? Как вы считаете, может это вовсе не сказка, а рассказ? (Ответы детей). Объясните, почему вы так считаете? (Ответы детей).

- Это сказка, так как воробей разговаривал человеческим голосом.

А написал такую сказку Максим Горький. Давайте посмотрим на портрет писателя. Как вы можете описать его. Какой у писателя взгляд? О чём говорит вам его внешность? (Ответы детей).

- Мне кажется, что писатель похож на доброго дедушку. Его взгляд внимательный и добрый. Только такой человек мог написать интересно о воробьях. Как он назвал свою сказку? (Ответы детей).

- «Воробьишко». Это ласковое название.

Воспитатель: А как звали главного героя сказки?

Дети: Его звали Пудик.

Воспитатель: Где он жил?

Дети: Жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов.

Воспитатель:  Воробьишко маленький или большой?

Дети: Маленький.

Воспитатель:  Почему вы так решили? Вспомните из сказки.

Дети: Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда…

Воспитатель: Что говорил Пудик об окружающем мире? О Земле?

Дети: Воробьишко всё критиковал, хотя сам мало чего знал об окружающем мире. Про Землю говорил, что она очень тёмная. 

Воспитатель: Что думал Пудик, когда папа приносил ему на обед букашек?

Дети: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!»

Воспитатель: Как вы думаете, пищу добывать так легко, как кажется Пудику?

Дети: Нет, чтобы добыть пищу, необходимо долго трудиться.

Воспитатель: Что Воробьишко отвечал маме, когда она предупреждала его об опасности?

Дети: Ветер дует, потому что деревья качаются. Если они не будут качаться, то и ветра не будет.

Воспитатель: А что же он думал о людях? Что он сказал, когда увидел мужчину?

Дети: Он думал, что все должны иметь крылья. Что на земле хуже, чем в воздухе, и когда он вырастет, сделает так, чтобы все летали.

Воспитатель: Это говорит о том, что Пудик ещё слишком маленький и глупенький. И он слишком мало знает об окружающем мире.

Давайте охарактеризуем его. Сейчас мы будем передавать игрушечного воробья и говорить по одному слову о нашем главном герое. Начнём с меня: «Любопытный».

Дети: Маленький, серенький, желторотый, пушистый, жизнерадостный, смешной, весёлый, глупенький и т.д.

Воспитатель: Хорошо, а теперь давайте вспомним, что же случилось дальше?

Дети: Воробьишко сидел на самом краю гнезда, пел песни, что сам сочинил, и… вывалился из гнезда. Так произошла встреча с кошкой…

Воспитатель: А родители предупреждали птенца об опасности? Говорили, что он может упасть?

Дети: Да. Мама говорила: «Чадо, чадо, - чебурахнешься».  

Воспитатель: Как вы понимаете эти слова?

Дети: Чебурахнешься – это значит упадёшь, вывалишься из гнезда.

А чадо?

Дети: Это мама Воробьиха так любя называла своего птенца.

Воспитатель: Правильно, и наши родители тоже иногда так называют своих детей.

А вы слушаете советы родителей? Почему? (Ответы детей).

Молодцы, Ваши родители никогда плохого Вам не пожелают. И мама Пудика тоже предупреждала его об опасности. Но он не поверил маме Воробьихе, и вот как это закончилось (на слайде изображение «Встреча с кошкой»).

Воспитатель: Что случилось с мамой?

Дети: Мама пыталась спасти маленького глупенького птенца, она храбро защищала Пудика. И не боялась умереть, лишь бы спасти своего Воробьишку.

Воспитатель: Удалось маме Воробьихе спасти Пудика?

Дети: Да, но она осталась без хвоста.

Воспитатель: Вы считаете, что случившаяся ситуация научила чему-нибудь Пудика? (Ответы детей).

- И я считаю, что после случившегося, он исправится, будет уважать родителей. И конечно, Пудик станет гордится своей мамой.

Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, перед вами все герои сказки (показывает плоскостные фигуры). Сейчас я раздам вам бумажные сердечки, а вы отдайте их тем героям, которые вам больше всех понравились (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Давайте теперь каждого послушаем. Почему вы отдали своё сердечко маме воробьихе?  (Она смелая и храбрая. Она маленькая, но не испугалась большой кошки с острыми когтями).

(слушаются все высказывания детей о героях сказки).

Воспитатель: А вот если бы вы увидели, что рыжая кошка вот-вот прыгнет на беззащитного воробья, что бы вы сделали? (Ответы детей).

Кошки кушают мышей, птиц и поэтому ругать их бесполезно. В таком случае лучше криком спугнуть птичку или прогнать саму кошку, а лучше просто накормить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Викторина "Сказки А.С.Пушкина"

Предлагаемые задания помогут закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта. учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка".

Программное содержание: познакомить детей со сказкой Ш.Перро "Красная шапочка"; формировать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения; развив...

Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Цыплёнок и Утёнок» В. Г. Сутеева.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке "Цыплёнок и Утенок" В.Г. Сутеева во второй младшей группе....

технологическая карта занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки С.К. Устинова "Кочка"

Цель занятия:  создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе ознакомления со сказкой С.К. Устинова «Кочка»....

Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы «Литературная сказка М. Горького «Воробьишко»

Цель: Ознакомление детей с писателем М. Горьким и его литературной сказкой М. Горького «Воробьишко».Задачи:Продолжить знакомство с писателем М. Горьким и произведением, слушать литературно...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

Конспект занятия по  ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»Программное содержание:-Образовательные целиУчить детей понима...