Сценарий занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание сказки М. Горького «Воробьишко»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Сценарий составлен для детей старшего дошкольного возраста. Цель - познакомить детей с новым художественным произведением. Вызвать интерес к сказке с помощью познавательной презентации, весёлой мультимедийной разминки и красочного наглядного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukovskaya_e.a._vorobishko_nod.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Жуковская Екатерина Александровна,
воспитатель МБДОУ «Мыскаменский детский сад», ЯНАО, Ямальский район
Сценарий занятия по ознакомлению с художественной литературой.
Рассказывание сказки М. Горького «Воробьишко»
Цель:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с новым художественным произведением. Вызвать к сказке интерес и проанализировать её.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представления детей о птице – воробей.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, диалоговую речь, зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность.
- Развивать навыки коллективной творческой деятельности.
- Обогащать словарный запас детей (трудолюбие, забота, чебурахнешься, чадо, пакля, наличник).
- Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать бережное отношение к животному миру.
- Воспитывать доброту и отзывчивость.
Предварительная работа:
- Подготовка презентации.
- Изготовление раздаточного материала для выполнения заданий.
Методы и приемы:
Наглядные: Демонстрация, рассматривание иллюстраций, использование ИКТ
Словесные: вопросы к детям, загадки, художественное слово, похвала
Игровые.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Послушайте мою загадку и отгадайте её.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит.
Дети: Воробей
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а Воробей птица какая? Перелетная или зимующая? Дети: Зимующая.
Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам много интересного об этой маленькой птичке. Воробей хоть и маленькая, но очень самостоятельная птица: она никогда не даст себя в обиду и голодной точно не останется. По-своему очень красива эта птичка. Черные пятна, коричневые полоски, беловатое брюшко.
Воспитатель: а что кушает воробей, когда на улице так холодно?
Дети: зерна, хлебные крошки, семечки – всё, что он может найти, находясь рядом с человеком.
Воспитатель: Если воробей нашёл что-то съедобное, он обязательно поделится с друзьями, которые тут же прилетят. Ночью воробьи сбиваются в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри и согрелись, перемещаются наружу, а те, кто снаружи озяб, протискиваются поглубже. Защищает воробья от мороза и пуховая шубка. Когда воробью холодно, он распускает перышки, становясь похожим на меховой шарик.
Послушайте стихотворение.
Среди травы
Густой и влажной
Дом поднялся многоэтажный.
Тут есть балконы и беседки,
Столовые на каждой ветке.
И спальни посреди сучков,
Но нет замков
И нет крючков.
Открытый солнцу и ветрам,
Дом ждет гостей из дальних стран.
А вот и первые жильцы –
Сороки, иволги, скворцы.
Воспитатель: Ребята, вы догадались о каких домах говорится в стихотворении? Правильно, о гнездах (изображение на слайде).
Воспитатель: Дети! Вы многое услышали про воробья. А теперь подумайте, какой он по характеру?
Дети: Добрый, щедрый, дружелюбный, заботливый.
Воспитатель: Ребята! А что человек может сделать для этой маленькой птички? Какое милосердие можно проявить по отношению к воробью?
Дети: Покормить, насыпать зерен, построить кормушку.
Воспитатель: Молодцы! Правильно.
- Вы слышите, где-то чирикает воробей. Вот он прилетел и сидит на берёзе. Он не один. Вместе с ним мама (Воробьиха) и папа (Воробей). А маленького воробья, их сынишку, как можно назвать?
Дети: «Воробышек».
Воспитатель: У нас в гостях воробьиная семья. Они так же, как и мы, общаются друг с другом. Но не на нашем языке. Давайте послушаем, как общаются эти птички (звучит аудиозапись).
А сейчас послушайте сказку об этой птичке. Называется она «Воробьишко». Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? (Ответы детей)
Воспитатель: А возможно он был маленький, или автор его очень любил. Как всё было на самом деле, мы узнаем после веселой разминки.
Физкультминутка «Птичья разминка»
Воспитатель рассказывает сказку.
Воспитатель: Интересная сказка? Как вы считаете, может это вовсе не сказка, а рассказ? (Ответы детей). Объясните, почему вы так считаете? (Ответы детей).
- Это сказка, так как воробей разговаривал человеческим голосом.
А написал такую сказку Максим Горький. Давайте посмотрим на портрет писателя. Как вы можете описать его. Какой у писателя взгляд? О чём говорит вам его внешность? (Ответы детей).
- Мне кажется, что писатель похож на доброго дедушку. Его взгляд внимательный и добрый. Только такой человек мог написать интересно о воробьях. Как он назвал свою сказку? (Ответы детей).
- «Воробьишко». Это ласковое название.
Воспитатель: А как звали главного героя сказки?
Дети: Его звали Пудик.
Воспитатель: Где он жил?
Дети: Жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов.
Воспитатель: Воробьишко маленький или большой?
Дети: Маленький.
Воспитатель: Почему вы так решили? Вспомните из сказки.
Дети: Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда…
Воспитатель: Что говорил Пудик об окружающем мире? О Земле?
Дети: Воробьишко всё критиковал, хотя сам мало чего знал об окружающем мире. Про Землю говорил, что она очень тёмная.
Воспитатель: Что думал Пудик, когда папа приносил ему на обед букашек?
Дети: «Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!»
Воспитатель: Как вы думаете, пищу добывать так легко, как кажется Пудику?
Дети: Нет, чтобы добыть пищу, необходимо долго трудиться.
Воспитатель: Что Воробьишко отвечал маме, когда она предупреждала его об опасности?
Дети: Ветер дует, потому что деревья качаются. Если они не будут качаться, то и ветра не будет.
Воспитатель: А что же он думал о людях? Что он сказал, когда увидел мужчину?
Дети: Он думал, что все должны иметь крылья. Что на земле хуже, чем в воздухе, и когда он вырастет, сделает так, чтобы все летали.
Воспитатель: Это говорит о том, что Пудик ещё слишком маленький и глупенький. И он слишком мало знает об окружающем мире.
Давайте охарактеризуем его. Сейчас мы будем передавать игрушечного воробья и говорить по одному слову о нашем главном герое. Начнём с меня: «Любопытный».
Дети: Маленький, серенький, желторотый, пушистый, жизнерадостный, смешной, весёлый, глупенький и т.д.
Воспитатель: Хорошо, а теперь давайте вспомним, что же случилось дальше?
Дети: Воробьишко сидел на самом краю гнезда, пел песни, что сам сочинил, и… вывалился из гнезда. Так произошла встреча с кошкой…
Воспитатель: А родители предупреждали птенца об опасности? Говорили, что он может упасть?
Дети: Да. Мама говорила: «Чадо, чадо, - чебурахнешься».
Воспитатель: Как вы понимаете эти слова?
Дети: Чебурахнешься – это значит упадёшь, вывалишься из гнезда.
А чадо?
Дети: Это мама Воробьиха так любя называла своего птенца.
Воспитатель: Правильно, и наши родители тоже иногда так называют своих детей.
А вы слушаете советы родителей? Почему? (Ответы детей).
Молодцы, Ваши родители никогда плохого Вам не пожелают. И мама Пудика тоже предупреждала его об опасности. Но он не поверил маме Воробьихе, и вот как это закончилось (на слайде изображение «Встреча с кошкой»).
Воспитатель: Что случилось с мамой?
Дети: Мама пыталась спасти маленького глупенького птенца, она храбро защищала Пудика. И не боялась умереть, лишь бы спасти своего Воробьишку.
Воспитатель: Удалось маме Воробьихе спасти Пудика?
Дети: Да, но она осталась без хвоста.
Воспитатель: Вы считаете, что случившаяся ситуация научила чему-нибудь Пудика? (Ответы детей).
- И я считаю, что после случившегося, он исправится, будет уважать родителей. И конечно, Пудик станет гордится своей мамой.
Рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами все герои сказки (показывает плоскостные фигуры). Сейчас я раздам вам бумажные сердечки, а вы отдайте их тем героям, которые вам больше всех понравились (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Давайте теперь каждого послушаем. Почему вы отдали своё сердечко маме воробьихе? (Она смелая и храбрая. Она маленькая, но не испугалась большой кошки с острыми когтями).
(слушаются все высказывания детей о героях сказки).
Воспитатель: А вот если бы вы увидели, что рыжая кошка вот-вот прыгнет на беззащитного воробья, что бы вы сделали? (Ответы детей).
Кошки кушают мышей, птиц и поэтому ругать их бесполезно. В таком случае лучше криком спугнуть птичку или прогнать саму кошку, а лучше просто накормить ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Викторина "Сказки А.С.Пушкина"
Предлагаемые задания помогут закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта. учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и ...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке Ш. Перро "Красная Шапочка".
Программное содержание: познакомить детей со сказкой Ш.Перро "Красная шапочка"; формировать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения; развив...
Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе
Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Цыплёнок и Утёнок» В. Г. Сутеева.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по сказке "Цыплёнок и Утенок" В.Г. Сутеева во второй младшей группе....
технологическая карта занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки С.К. Устинова "Кочка"
Цель занятия: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе ознакомления со сказкой С.К. Устинова «Кочка»....
Конспект интегрированного занятия по чтению художественной литературы «Литературная сказка М. Горького «Воробьишко»
Цель: Ознакомление детей с писателем М. Горьким и его литературной сказкой М. Горького «Воробьишко».Задачи:Продолжить знакомство с писателем М. Горьким и произведением, слушать литературно...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»Программное содержание:-Образовательные целиУчить детей понима...