Рассказ М.Зощенко - Хорошая игра
книга по художественной литературе (старшая группа)

Что значит героическое дело? Героический поступок?

В предверии майских праздников это очень актуальные вопросы.

В файле приложен рассказ замечательного писателя военного времени Михаила Зощенко - "Хорошая игра"

Рассказ Михаила Зощенко — произведение, где дети становятся центральными героями действия. Добрый юмор автора направлен на то, чтобы помочь детям исправить свои недостатки, стать смелее, решительнее, самостоятельнее. Читайте рассказ М. Зощенко, если желаете ненавязчиво объяснить детям, что такое добро и зло. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz_-_horoshaya_igra.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая игра

Вот что случилось со мной в день Первого мая.

Я шел по дорожке Летнего сада. Внезапно услышал детские голоса. Какие-то ребята пронзительно мне кричали, показывая пальцами на мои ноги: — Дяденька, дяденька, гляди, у тебя тесемки висят, сапог расшнуровался.

Я посмотрел на свои сапоги. Действительно, один мой ботинок расшнуровался.

Поблагодарив ребят, я присел на скамейку и стал поправлять шнурки. Один из ребят, видимо, самый главный и старший из их компании, подросток лет тринадцати, заломив на затылок свою зимнюю шапку ушанку, сказал мне с солидностью взрослого человека: — Хорошо, что мы вовремя заметили вашу неисправность. Вы, гражданин, непременно оборвали бы ваши шнурки, если бы наступили на них ногой. И понесли бы при этом лишний расход.

Я еще раз поблагодарил ребят и с удивлением на них посмотрел. Их было около дюжины. Они сидели, буквально облепив скамейку. Неожиданно они заволновались, зашептались и вдруг крикнули какой-то женщине, которая встала со скамейки напротив: — Тетенька, тетенька, книжку забыли! Посмотрев на ребят, женщина вернулась к своей скамейке и, взяв книгу, ушла.

Еще с большим удивлением я стал смотреть на ребят. Увидев мой взгляд, подросток в ушанке сказал мне: — Нет, это у нас такая игра. На первое апреля люди обыкновенно обманывают друг друга. Нарочно говорят: «Гляди, у тебя нос в чернилах», или: «Гляди, деньги из кармана упали». И потом хохочут. А на Первое мая мы решили наоборот. На Первое мая мы никого не обманываем. И делаем самые хорошие и героические дела. Потому что это Первое мая.

На дорожке сада показался прохожий. Он был слегка навеселе. Шагал нетвердо. И помахивал рукой в такт мелодии, какую он тихонько напевал себе под нос.

Мои ребята гаркнули ему, и так громко, что я чуть не оглох: — Эй, дяденька, гляди, у тебя вся спина в известке! Действительно, спина прохожего, да и не только спина, но и штаны, и бок, и кепка были замазаны чем-то белым.

Взглянув на ребят, прохожий, хитро улыбаясь, стал грозить им пальцем, дескать, ладно, не обманете, не проведете.

— Нет, правда, честное слово, спина у вас в известке! — закричали дети.

Прохожий сделал неудачную попытку взглянуть на свою спину. Для этого он раза три повернулся вокруг своей шаткой оси. И, не добившись желаемого, снова погрозил ребятам пальцем и побрел дальше.

Подросток в ушанке сказал ребятам: — А нука, друзья, побегите до него. Почистите ему спину. Быстро! Два малыша, сорвавшись со скамейки, бросились вслед за прохожим. Но тот, ожидая от ребят, должно быть, какого-нибудь подвоха, усилил шаг. И, отмахиваясь от ребят рукой и чертыхаясь, удалился.

Ребята вернулись к своей скамейке. Подросток в ушанке сказал: — Нет, взрослые еще не привыкли к этому. Всегда с ними какая-нибудь канитель. Заместо спасибо они в другой раз только лишь ругаются.

Кивнув в мою сторону, подросток продолжил свою мысль: — Не все, конечно, ругаются. Некоторые из них замечают свою пользу. И нам же говорят спасибо.

Какая-то немолодая женщина проходила в это время мимо нас по дорожке сада. Посмотрев на ребят, она вздохнула. Видимо, ей хотелось посидеть на солнышке. Но ребята не заметили ее намерений. И тогда она, обернувшись, сказала: — Потеснитесь, немножко, деточки, а? Подросток скомандовал: — Очистить скамью для бабушки. Живо! Три малыша, покорно соскочив со скамейки, сели на песок.

Я сказал, обращаясь более к подростку, чем к остальным: -Ребята, а ведь это вы здорово придумали. Ведь это отличная игра — делать только хорошие и, как вы говорите, героические дела в день Первого мая. Это прямо, доложу я вам, замечательно. Но только, между нами говоря,— ведь это надо всякий день так поступать, а не только в день Первого мая.

Подросток сказал: — Нет, всякий день нельзя. Это голова заболит — за всем следить и все замечать.

Обратившись к ребятам, подросток сказал: — Пошли на улицу. Здесь больше делать нечего.

Ребята вспорхнули, как воробьи. И ушли. А я долго сидел на скамейке и думал об этой славной детской игре — делать только «хорошее и героическое» в день Первого мая. И мне почему-то показалось, что в дальнейшем все ребята нашей страны будут так же поступать.

Что касается взрослых, то со взрослыми, пожалуй» будет некоторая «канитель». Пожалуй, взрослые скажут: «Да что вы, в самом деле! И так-то нам хватает всяких дел. А вы тут еще втягиваете нас в какие-то детские забавы».

Это верно, взрослые на войне и без того зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Но, может быть, в порядке любопытства, они когда-нибудь в дальнейшем примкнут и к этому детскому движению.

И тогда не только на войне будут одержаны блестящие победы.

Михаил Зощенко

 1945


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рассказу М.Зощенко «У бабушки»

Чтение текста. Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.Лев и львица с...

Занятие разработано для детей второй младшей группы, образовательная область "Познавательное развитие". На занятии детки знакомятся с щенком и его историей в игровой форме. Прослушивание рассказа про щенка и игра с ним.

Цель:        развивать групповую сплоченность, координацию движений; учить пользоваться жестами, мимикой, интонацией.Задачи:1. Создание атмосферы доверия и радостног...

Хорошие игры в "плохие" игрушки

Развивающие игры и упражнения с бросовым материалом...

Хорошие игры в плохие игрушки.

Хорошие игры в *плохие игрушки*...

«Все работы хороши…» (игра для детей 6-7 лет).

Игра разработана для детей 6-7 лет.Игра используется во время занятий по финансовой грамотности, а также совместной деятельности детей, может использоваться как в детском саду, так и дома с родителями...

ИГРА-ДИАЛОГ ПО РАССКАЗУ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО «Я НЕ ВИНОВАТ» Подготовительная группа.

Цель: развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать эмоции окружающих.Задачи:1. Формирование интереса дошкольников к эмоциональным переживаниям.2. Формирование представлений о базов...

Пересказ рассказа В. Осеевой "Хорошее"

Цель: Познакомить детей с рассказом Валентины Осеевой «Хорошее».Задачи: Образовательная: научить  детей умению последовательно и выразительно пересказывать рассказ.Развивающ...