Конспект НОД «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

1. Познакомить детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова

      2. Раскрыть творчество П.П. Бажова

      3. Способствовать передаче духовного опыта предков, который    учит добру, щедрости, трудолюбию.

      4. Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.

      5. Воспитывать уважение к людям труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       детский сад № 67 комбинированного вида

                                    Выборгского района  Санкт - Петербурга

                   

Конспект НОД

«Путешествие по сказкам»

/Старшая  группа  №10/

                                                                                                                                 
                                                                                                   Воспитатель высшей категории:

                                                                                                                            Моргуленко В. Н.

                                                                           2020

Тематический вечер «Путешествие по сказкам»

Задачи:

      1. Познакомить детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова

      2. Раскрыть творчество П.П. Бажова

      3. Способствовать передаче духовного опыта предков, который    учит добру, щедрости, трудолюбию.

      4. Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.

      5. Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Рассматривание иллюстраций;

Организация развивающей среды:

Иллюстрации к сказам;

Портрет П. П. Бажова;

Шкатулка с угощением.

Ход НОД.

Воспитатель: Мы с вами познакомились с некоторыми сказами Бажова, а сегодня я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. (Показ портрета писателя).

        Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов. Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов. У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было. Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.  По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи.

2

Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк. (1939). Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира! В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала. Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках – южно-уральцах,  от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.  Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. Похоронен, в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову. Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки. В Копейске есть поселок его имени. По Волге ходит пароход «Павел Бажов».В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок»). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

         Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею по сказам Бажова. В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам.. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

(Картины показываются по – порядку. Дети рассматривают,  называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.)

1. «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.»

2. «Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»                                                                                          

3. «Синюшкин колодец»: «Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся. Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платишко на ней сине, платок на голове синий, и сама вся синёхонька,  …

4. «Голубая змейка», «одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачко колышется, с левой – чёрное.»

5. «Серебряное копытце»: «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: - Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»

6. «Малахитовая шкатулка»: «Как выдался такой часок, Танюшка и позвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщина поглядела маленько, да и говорит: - Наденько на себя – виднее будет.»

-Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

3

Воспитатель: А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

«Отгадайте загадки»:

  1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка  …

(Дарёнка)

  1. Шапочка  Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

  1. Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

«Из какого сказа эти строки?»

1.«Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. У каждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)

2. «Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.»  («Синюшкин колодец»)

3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)

4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшка останется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)

«Ответьте правильно на вопросы»

  1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)
  2. Как звали друга ЛанкоПужанко? (Лейко Шапочка)
  3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую   шкатулку)

      4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

      5. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

Воспитатель: Ребята, вы  нас порадовали своими ответами. Давайте ещё раз повторим какие сказы Бажова вы знаете?

- я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в сказку"

КОНСПЕКТ комплексного занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Путешествие в сказку»   ЦЕЛЬ: Стимулировать  познавательную активность детей, их инициативу и само...

Конспект занятия "Путешествие в сказку"

В данном материале представлен конспект занятия по развитию логического мышления, внимания, зрительной памяти в подготовительной группе....

Конспект занятия. Путешествие в сказку

Конспект занятия.Для средней логопедической группы.«Путешествие в сказочный лес» Цель:Закрепить знания детей о русских народных сказках (их своеобразие, зачин, концовка, персоонажи), потемк...

Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как щенок узнал, кто важнее".

Комплексное занятие по развитию речи по теме "Домашние животные" с элеметами театрализации....

Конспект занятия "Путешествие в сказку "Как сорока клеста судила".

Логопедическое занятие по развитию речи по теме "Зимующие птицы" по Нищевой....

Конспект математического путешествия по сказке «Золушка» (старшая группа)

На занятии дети производят арифметические действия в пределах 10. Дети учатся составлять предметы из геометрических фигур....