Проект « Книжкина неделя» для детей старшей разновозрастной группы
проект по художественной литературе (старшая группа)
Приобщать детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knizhkina_nedelya.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»
Проект
« Книжкина неделя»
для детей старшей разновозрастной группы
проект разработала воспитатель:
Ларина О.Г.
Паспорт проекта
Вид проекта: краткосрочный, познавательный, творческий, художественно- речевой.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители (законные представители)
Сроки реализации проекта: краткосрочный, одна неделя (с 23.03.2020г. по 27.03.2020г.)
Проблема: проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.
Актуальность:
В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями! Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.
В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги, легче включить мультфильм и ребенок смотрит, а родители занимаются своими делами. Поэтому в последнее время, заметно снизился интерес к чтению у дошкольников. Современные дети проводят больше времени за компьютерными играми, телевизором, планшетами. Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Особое внимание следует уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.
Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Поэтому я решили разработать и провести данный проект в нашей группе.
Цель проекта: Приобщать детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.
Создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
- Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
- Продолжать знакомство с книжной культурой, детской литературой и понимание на слух текстов художественных произведений.
- Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
- Раскрыть творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, викторины, конкурсы, ролевые игры.
- Развивать творчество, воображение, кругозор, фантазию.
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели».
Ожидаемые результаты:
По окончанию проекта могут:
Дети:
- Знать о значении книги в жизни человека.
- Различать сказки, рассказы, стихи, знают энциклопедии, детские журналы.
- Знать творчество некоторых детских писателей, поэтов.
- Называть понравившиеся произведения и их авторов.
- Могут пересказать знакомые произведения, стараются выразительно читать стихи, инсценируют, передавая характеры персонажей.
- Могут дать мотивационную оценку поступкам героев книг.
- Знать о том, что книгу нужно беречь. Уметь правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками.
Педагоги:
- Повысят квалификацию по данному проекту.
Родители:
- Семьи стремятся сотрудничать с детским садом в вопросах приобщения детей к чтению.
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
Этапы реализации данного проекта:
1.Подготовительный (мотивационный) этап.
Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.
-постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта;
-подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;
- оформление книжного уголка.
-консультация для родителей «Что читать старшим дошкольникам?» (приложение №19)
-консультация для воспитателей «Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей» (приложение №20)
-домашнее задание для детей и родителей (законных представителей): изготовить иллюстрации к сказке В.Катаева «Цветик – семицветик».
2.Основной этап.
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Ежедневно:
- Комплекс утренней гимнастики по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом» (приложение № 1)
- Комплекс гимнастики пробуждения «Путешествие в сказку «Колобок» (приложение №2 )
Совместная деятельность педагогов и детей.
Понедельник 23.03.2020г «История книги» | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | |
1 половина дня | 2 половина дня |
Дидактическая игра «Собери из частей» Цель: развивать речь, память, мышление, координацию движений рук. Приложение № 3 Беседа «История создания книги» Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий. Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают; воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение. Приложение №4 Пальчиковая гимнастика «Книжки» Приложение № 5 Зрительная гимнастика «Весёлая неделька» Приложение № 6 Прогулка. Подвижная игра «Мы весёлые ребята» Цель: упражнять детей в беге. Закрепить умение действовать по сигналу. Приложение № 7 | Дыхательная гимнастика «Сказочные персонажи» Приложение № 8 Путешествие по выставке: «Эту книжку я люблю!» Цель: поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека. Познакомить детей с различными жанрами книг. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге. Чтение детям. Н.Носов «Огурцы» Приложение № 9 Просмотр презентации «История книги» Цель: расширять знания детей об истории создания книги. Продолжать развивать у детей способность к устной связной речи. Активизировать познавательную деятельность. |
Вторник 24.03.2020г. «Книжкин дом» | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | |
1 половина дня | 2 половина дня |
Дидактическая игра «Разложи героев по сказкам» Цель: развивать мыслительные способности. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке. Приложение № 3 Беседа «Где живут книги» Цель: воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге. Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке. Приложение №4 Пальчиковая гимнастика « Три поросёнка » Приложение № 5 Зрительная гимнастика «Подснежник» Приложение № 6 Прогулка. Подвижная игра «У медведя во бору» Цель: учить детей бегать на противоположную сторону площадки, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения соответствующие словам. Развивать воображение, быстроту движений. Воспитывать выдержку. Приложение № 7 | Дыхательная гимнастика «Мышка и Мишка» Приложение № 8 Артикуляционная гимнастика по сказке К. И. Чуковского «Телефон» Приложение № 10 Трудовая деятельность «Книжкина больница» Ремонт книг. Цель: закреплять умения детей в уже знакомых видах деятельности: перебирать книги и находить книги, требующие ремонта; формировать умение правильного обращения с книгой; готовить все необходимое для выполнения коллективного труда. Развивать аккуратность, внимание, моторику рук; укреплять умение сгибать полоску пополам, расстригать бумагу на ровные полоски; не мешать товарищам, помогать им; не стесняться просить помощи. Воспитывать бережное отношение к книгам; желание трудиться сообща. Приложение № 11 Сюжетно- ролевая игра «Библиотека» Цель: формировать представления детей о библиотеке, закрепить знания об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитывать бережное отношения к книге. Приложение № 12 |
Среда 25.03.2020г «Русские народные сказки» | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | |
1 половина дня | 2 половина дня |
Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке» Цель: развивать речь, память, закрепить знания о сказках. Приложение № 3 Беседа «Страна сказок» Цель: обобщить представления детей о сказках. Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус. Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам. Приложение №4 Пальчиковая гимнастика «Репка» Приложение № 5 Зрительная гимнастика «Теремок» Приложение № 6 Прогулка. Подвижная игра «Хитрая лиса» Цель: упражнять в быстром беге, в ориентировке в пространстве; развивать внимание, выдержку. Приложение № 7 | Дыхательная гимнастика «Гуси- лебеди» Приложение №8 Физ. минутка «Кот, петух и лиса» Приложение № 13 Игра- драматизация по произведению С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» Цель: продолжать учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью. Закрепить умение детей передавать голосом речевые интонации различных персонажей. Формировать грамматический строй речи. Расширять словарный запас, активизировать словарь. Приложение № 14 Самостоятельная художественная деятельность. Изготовление закладок для книг Цель: научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус. Совершенствовать свои навыки и умения. Развивать умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Развивать творчество при составлении узоров на закладке. Приложение № 15 |
Четверг 26.03.2020г «Авторские сказки» | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | |
1 половина дня | 2 половина дня |
Дидактическая игра «Подбери картинки к сказкам К.И.Чуковского» Цель: закрепить умение детей подбирать иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского. Развивать внимание, мышление, память детей. Приложение № 3 Беседа «Добрый сказочник К.И.Чуковский» Цель: приобщить детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. Систематизировать знания детей о сказках писателя. Воспитывать у детей интерес к художественной литературе. Приложение №4 Пальчиковая гимнастика «Сказки» Приложение № 5 Зрительная гимнастика «Лимпопо» Приложение № 6 Прогулка. Подвижная игра «Зайцы и волк» Цель: закрепить умение детей прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд. Приземляясь на носки полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту движения, внимание. Приложение № 7 | Дыхательная гимнастика «Бегемотик» Приложение №8 Загадывание загадок. «Угадай сказку и доскажи строчку». Цель: развивать логическое мышление с помощью загадок, развивать память, внимание, речь, воображение, мышление. Развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова; Приложение № 16 Развивающее лото «В гостях у сказки» Цель: развивать наглядно- образное мышление, внимание, память. Приложение № 3 Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень». Цель: повторить знакомые потешки, воспитывать интерес к русскому фольклору. Помочь детям понять их содержание, значение. Создать эмоциональное, радостное настроение у детей. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать умение внимательно слушать чтение потешек другими детьми и воспитателем. Приложение № 14 |
Пятница 27.03.2020г «Книги для детей» | |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | |
1 половина дня | 2 половина дня |
Дидактическая игра «Чья песенка» Цель: расширять словарный запас, развивать речь, слух, внимание детей. Закреплять знания детей о русских народных сказках. Приложение № 3 Беседа Цель: развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений. Закреплять правила культурного обращения с книгами. Приложение №4 Пальчиковая гимнастика «Теремок» Приложение № 5 Зрительная гимнастика «Буратино» Приложение № 6 Прогулка. Подвижная игра «Мышеловка» Цель: упражнять в ходьбе и беге в одном направлении, в ловкости и приседании. Приложение № 7 | Дыхательная гимнастика «Волк», «Медвежонок» Приложение №8 Физ. минутка «Сказка даст нам отдохнуть» Приложение № 13 Заучивание стихотворения «Где обедал воробей?» Цель: формировать навыки заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. Развивать умение детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы с картинками. Учить детей читать стихи выразительно. Продолжать развивать активный словарь детей. Приложение № 17 Викторина «В гостях у сказки» Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.
Приложение № 18 |
3 этап. Заключительный.
Цель:
- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
-оформление фото альбома по проекту.
Информационное обеспечение:
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. 2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет – М.: Просвещение, 2007.
3.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе – М.: Мозаика – Синтез, 2005
4.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.
5.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
6.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2015
7.Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / Ср. ст. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - М.: Оникс-XXI век, 2005.
8.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2014г.
9. Интернет ресурсы:
Произведения поэтов и писателей России: https://infourok.ru/chtenie-v-starshey-gruppe-proizvedeniya-poetov-i-pisateley-rossii-proza-1875772.html
Пальчиковая гимнастика: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/03/kartoteka-palchikovaya-gimnastika-dlya-detey-6-7-let
Дыхательная гимнастика: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detej-v-starshej-gruppe-detskogo-sada
Гимнастика для глаз: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-podborka-gimnastika-dlja-glaz-v-stihah-praktikum-konsultacija-vospitateljam-vsem-uchiteljam-roditeljam.html
Дидактические игры по сказкам: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/kartotieka_didaktichieskikh_ighr_po_skazkam
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект по теме «Книжкина неделя» для детей 2 младшей группы
Познавательный проект по теме «Книжкина неделя»для детей 2 младшей группыВид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный. Продолжительность проекта: одна неделя.Участники п...
Познавательно – речевой творческий проект «Книжкина неделя» для детей первой младшей группы
В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Целью нашего проекта является привитие детям любви к книге....
Проект "Книжкина неделя" для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Книжкина неделя" для детей старшего дошкольного возраста...
Познавательный проект на тему: «Книжкина неделя» для детей старшей группы
Описание работы: данный проект направлен на воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. Адресовано воспитателям, педагогам дошкольного учреждения....
Отчёт по проекту « Книжкина неделя» для детей старшей разновозрастной группы
Приобщать детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....
проект взаимодействия с родителями детей старшей разновозрастной группе компенсирующей направленности «Удивительный мир животных и растений жарких стран»
проект взаимодействия с родителями детейстаршей разновозрастной группе компенсирующей направленности«Удивительный мир животных и растений жарких стран»...
проект взаимодействия с родителями детей старшей разновозрастной группе компенсирующей направленности «Моя семья»
проект взаимодействия с родителями детейстаршей разновозрастной группе компенсирующей направленности«Моя семья»...
- Мне нравится (1)