Проект « Книжкина неделя» для детей старшей разновозрастной группы
проект по художественной литературе (старшая группа)

Ларина Ольга Геннадьевна

  Приобщать  детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizhkina_nedelya.docx50.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области» 

Проект

« Книжкина неделя»

для детей старшей разновозрастной группы

                                                                                                     проект разработала воспитатель:

                                                                                                      Ларина О.Г.

Паспорт проекта

Вид проекта: краткосрочный, познавательный, творческий, художественно- речевой.

Участники проекта: дети  старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители (законные представители)

Сроки реализации проекта: краткосрочный, одна неделя (с 23.03.2020г.  по  27.03.2020г.)

Проблема: проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.

Актуальность: 

В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями! Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.

В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги, легче включить мультфильм и ребенок смотрит, а родители занимаются своими делами. Поэтому в последнее время, заметно снизился интерес к чтению у дошкольников. Современные дети проводят больше времени за компьютерными играми, телевизором, планшетами. Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Особое внимание следует уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.

Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.

Поэтому я решили разработать и провести данный проект в нашей группе.

Цель проекта:  Приобщать  детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности.

Создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

     Задачи:

  • Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
  • Продолжать знакомство с книжной культурой, детской литературой и понимание  на слух текстов художественных произведений.
  • Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
  • Раскрыть творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, викторины, конкурсы, ролевые игры.
  • Развивать творчество, воображение, кругозор, фантазию.
  • Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
  • Расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
  • Привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Книжкиной недели».

       Ожидаемые результаты:

          По окончанию проекта могут:

          Дети:

  • Знать о значении книги в жизни человека.
  • Различать сказки, рассказы, стихи, знают энциклопедии, детские журналы.
  • Знать  творчество некоторых детских писателей, поэтов.
  • Называть понравившиеся произведения и их авторов.
  • Могут пересказать знакомые произведения, стараются выразительно читать стихи, инсценируют, передавая характеры персонажей.
  • Могут дать мотивационную оценку поступкам героев книг.
  • Знать о том, что книгу нужно беречь. Уметь правильно и бережно обращаться с книгами: ремонтировать их, пользоваться закладками.

            Педагоги:

  • Повысят квалификацию по данному проекту.

Родители:

  • Семьи стремятся сотрудничать с детским садом в вопросах приобщения детей к чтению.

        Этапы осуществления проекта.

             I этап - подготовительный

            II этап -основной

            III этап -заключительный

Этапы реализации данного проекта:

1.Подготовительный (мотивационный) этап.

Цель: Ознакомить детей, родителей и педагогов с темой, целями и задачами проекта.

-постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

-подбор методической литературы для реализации проекта;

-подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;

- оформление книжного уголка.

-консультация для родителей «Что читать старшим дошкольникам?» (приложение №19)

-консультация для воспитателей «Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей» (приложение №20)

-домашнее задание для детей и родителей (законных представителей):  изготовить иллюстрации к сказке В.Катаева «Цветик – семицветик».

2.Основной этап.

Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

Ежедневно:

  • Комплекс утренней  гимнастики  по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом» (приложение № 1)
  • Комплекс гимнастики пробуждения  «Путешествие в сказку «Колобок» (приложение №2 )

Совместная деятельность педагогов и детей.

Понедельник  23.03.2020г

«История книги»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра «Собери из частей»

Цель: развивать речь, память, мышление, координацию движений рук.

Приложение № 3

Беседа «История создания книги»

Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий. Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают; воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика  «Книжки»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Весёлая неделька»

Приложение № 6

Прогулка.

 Подвижная игра «Мы весёлые ребята»

Цель: упражнять детей в беге. Закрепить умение действовать по сигналу. 

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Сказочные персонажи» 

Приложение № 8

Путешествие по выставке: «Эту книжку я люблю!»

Цель: поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге, формировать читательский интерес. Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека. Познакомить детей с различными жанрами книг. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Чтение детям. Н.Носов  «Огурцы»

Приложение № 9

Просмотр презентации «История книги»

Цель: расширять знания детей об истории создания книги. Продолжать развивать у детей способность к устной связной речи. Активизировать познавательную деятельность.

Вторник 24.03.2020г.

                                                                         «Книжкин дом»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра «Разложи героев по сказкам»

Цель: развивать мыслительные способности. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.

Приложение № 3

Беседа «Где живут книги»

Цель: воспитывать любовь, бережное отношение к книге, развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге. Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика  « Три поросёнка »

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Подснежник»

Приложение № 6

Прогулка.

Подвижная игра  «У медведя во бору»

Цель: учить детей бегать на противоположную сторону площадки, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения соответствующие словам. Развивать воображение, быстроту движений. Воспитывать выдержку.

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Мышка и Мишка»

Приложение № 8

Артикуляционная гимнастика по сказке             К. И. Чуковского «Телефон»

Приложение № 10

Трудовая деятельность «Книжкина больница» Ремонт книг.

Цель: закреплять умения детей в уже знакомых видах деятельности: перебирать книги и находить книги, требующие ремонта; формировать умение правильного обращения с книгой; готовить все необходимое для выполнения коллективного труда. Развивать аккуратность, внимание, моторику рук; укреплять умение сгибать полоску пополам, расстригать бумагу на ровные полоски;  не мешать товарищам, помогать им; не стесняться просить помощи. Воспитывать бережное отношение к книгам;  желание трудиться сообща.

Приложение № 11

Сюжетно- ролевая игра «Библиотека»

Цель: формировать представления детей о библиотеке, закрепить  знания об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитывать  бережное отношения к книге.

Приложение № 12

Среда 25.03.2020г

«Русские народные сказки»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке»

Цель: развивать речь, память, закрепить знания о сказках.

Приложение № 3

Беседа «Страна сказок»

Цель: обобщить представления детей о сказках. Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус. Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика «Репка»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Теремок»

Приложение № 6

Прогулка.

Подвижная игра  «Хитрая лиса»

Цель: упражнять в быстром беге, в ориентировке в пространстве; развивать внимание, выдержку.

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Гуси- лебеди»

Приложение №8

Физ. минутка  «Кот, петух и лиса»

Приложение № 13

Игра- драматизация по произведению С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Цель:  продолжать учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью. Закрепить умение детей передавать голосом речевые интонации различных персонажей. Формировать грамматический строй речи. Расширять  словарный запас, активизировать словарь.

Приложение № 14

Самостоятельная художественная деятельность.

Изготовление закладок для книг

Цель: научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус. Совершенствовать свои навыки и умения. Развивать умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Развивать творчество при составлении узоров на закладке.

Приложение № 15

Четверг  26.03.2020г

                                                          «Авторские сказки»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра  «Подбери картинки к сказкам К.И.Чуковского»

Цель: закрепить умение детей подбирать иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского. Развивать внимание, мышление, память детей.

Приложение № 3

Беседа «Добрый сказочник К.И.Чуковский»

Цель: приобщить детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. Систематизировать знания детей о сказках писателя. Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика  «Сказки»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Лимпопо»

Приложение № 6

Прогулка.

Подвижная игра  «Зайцы и волк»

Цель: закрепить умение детей прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд. Приземляясь на носки полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту движения, внимание.  

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

Приложение №8

Загадывание загадок. «Угадай сказку и доскажи строчку».

Цель: развивать логическое мышление с помощью загадок, развивать память, внимание, речь, воображение, мышление. Развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова;

Приложение № 16

Развивающее лото «В гостях у сказки»

Цель: развивать наглядно- образное мышление, внимание, память.

Приложение № 3

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Цель: повторить знакомые потешки, воспитывать интерес к русскому фольклору. Помочь детям понять их содержание, значение. Создать эмоциональное,  радостное настроение у детей.  Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать умение внимательно слушать чтение потешек другими детьми и воспитателем.

Приложение № 14

Пятница  27.03.2020г

                                                           «Книги для детей»

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

1 половина дня

2 половина дня

Дидактическая игра «Чья песенка»

Цель:  расширять словарный запас, развивать  речь, слух, внимание детей. Закреплять знания детей о русских народных сказках.

Приложение № 3

Беседа

Цель: развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений. Закреплять правила культурного обращения с книгами.

Приложение №4

Пальчиковая гимнастика «Теремок»

Приложение № 5

Зрительная гимнастика «Буратино»

Приложение № 6

Прогулка.

Подвижная игра  «Мышеловка»

Цель: упражнять в ходьбе и беге в одном направлении, в ловкости и приседании.

Приложение № 7

Дыхательная гимнастика «Волк», «Медвежонок»

Приложение №8

Физ. минутка  «Сказка даст нам отдохнуть»

Приложение № 13

Заучивание стихотворения  «Где обедал воробей?»

Цель: формировать  навыки  заучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.

Развивать умение детей последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотехнику, соотносить фразы с картинками. Учить детей читать стихи выразительно. Продолжать развивать активный словарь детей.

Приложение №  17

Викторина «В гостях у сказки»

Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.

  1. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
  2. развивать чувство юмора.
  3. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

Приложение № 18

3 этап. Заключительный.

Цель: 

- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.

-оформление фото альбома по проекту.

Информационное обеспечение:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.  2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет – М.: Просвещение, 2007.

 3.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе – М.: Мозаика – Синтез, 2005

 4.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет. Методические

    рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.

5.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез,   2015

7.Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия / Ср. ст. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. - М.:  Оникс-XXI век, 2005.

8.Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности» Подготовительная  группа.- М.: МОЗАИКА-

   СИНТЕЗ, 2014г.

9. Интернет ресурсы:

Произведения поэтов и писателей России: https://infourok.ru/chtenie-v-starshey-gruppe-proizvedeniya-poetov-i-pisateley-rossii-proza-1875772.html

Пальчиковая гимнастика: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/03/kartoteka-palchikovaya-gimnastika-dlya-detey-6-7-let

Дыхательная гимнастика: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detej-v-starshej-gruppe-detskogo-sada

Гимнастика для глаз: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-podborka-gimnastika-dlja-glaz-v-stihah-praktikum-konsultacija-vospitateljam-vsem-uchiteljam-roditeljam.html

Дидактические игры по сказкам: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/kartotieka_didaktichieskikh_ighr_po_skazkam


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по теме «Книжкина неделя» для детей 2 младшей группы

Познавательный проект по теме «Книжкина неделя»для детей 2 младшей   группыВид проекта: познавательный, групповой, краткосрочный. Продолжительность проекта: одна неделя.Участники п...

Познавательно – речевой творческий проект «Книжкина неделя» для детей первой младшей группы

В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге. Целью нашего проекта является привитие детям любви к книге....

Проект "Книжкина неделя" для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Книжкина неделя" для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный проект на тему: «Книжкина неделя» для детей старшей группы

Описание работы: данный проект направлен на воспитание желания к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. Адресовано воспитателям, педагогам дошкольного учреждения....

Отчёт по проекту « Книжкина неделя» для детей старшей разновозрастной группы

Приобщать  детей к книге с помощью разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности....

проект взаимодействия с родителями детей старшей разновозрастной группе компенсирующей направленности «Удивительный мир животных и растений жарких стран»

проект взаимодействия с родителями детейстаршей разновозрастной группе компенсирующей направленности«Удивительный мир животных и растений жарких стран»...

проект взаимодействия с родителями детей старшей разновозрастной группе компенсирующей направленности «Моя семья»

проект взаимодействия с родителями детейстаршей разновозрастной группе компенсирующей направленности«Моя семья»...