Литературная гостиная: "140 лет со дня рождения П. П. Бажова"
видеоурок по художественной литературе (средняя группа)
Знакомить детей с творчеством П. П, Бажова и расширять представления о родной стране, об Урале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа «Кузьминки»
Дошкольные группы «Первоцвет»
Средняя группа «Росинка»
Литературная гостиная
«140 лет со дня рождения Бажова П.П.»
Провела и подготовила
Воспитатель: Абрамян К. Н.
Г. Москва 2020 г.
Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к родной стране, литературе.
Задачи.
- Расширять знания и представления дошкольников о растительном и животном мире Урала, о богатстве края (полезные ископаемые).
- Учить понимать и ценить красоту родной природы, беречь ее, уметь общаться с ней.
- Воспитывать интерес детей к народному творчеству родного края.
- Познакомить детей с творчеством П. П. Бажова.
- Создавать положительный эмоциональный фон.
- Развивать у детей с ОВЗ внимание, наблюдательность, прививать любовь к родному краю.
Словарная работа.
Сказ, косули, полезные ископаемые: уголь, мрамор, известняк, самоцветы: малахит, гранат, агат.
Предварительная работа.
Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Материалы и оборудование: электронная презентация, коллекция полезных ископаемых, коллекция самоцветов, поделки из самоцветов.
Ход занятия
Дети заходят в зал под музыку и становятся в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!
Давайте знакомиться. Я – Хозяйка Медной Горы. Предстаю я пред людьми иногда в виде прекрасной женщины, а иногда в виде ящерицы с короной на голове. Признаюсь, вам, что меня зовут Хозяйка Медной Горы не просто так. Мои владения – это Уральские горы! Я храню много тайн и сведений о моем любимом крае. Много чудес и сокровищ сокрыто в моих подземельях. Богатства мои неизмеримы. А еще я много-много всего интересного знаю: люблю книги читать, люблю карты изучать, за природой наблюдать.
Хотите, и вас этому научу? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда садитесь, пожалуйста, на стульчики и внимательно послушайте мой рассказ.
Только сначала скажите, пожалуйста, ребята, а как называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы. В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы.
Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. А богатства великана рассыпались по всему Уральскому краю. Посмотрите на карту, как растянулся Урал – пояс.
Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская! И могуч он, и велик. Здесь в небеса уходят горы, текут реки бурные, везде леса!
А как разнообразен животный мир Урала! Там обитают лисы, волки, медведи, олени, косули. А как вы думаете, чем отличаются косули от оленей?
Тем, что у оленей рога ветвистые, от 5 и более отростков имеют. А у косуль маленькие рожки, от 2-3 отростков и косули сбрасывают рога осенью, а олени только весной, т.е. всю зиму они ходят с рогами.
А как много здесь камней. Скажите, где вы можете встретить камни?
Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Человек научился добывать эти камни непосильным трудом. обрабатывать их, и делать из них необыкновенной красоты вещи. Каждый камень интересен, только нужно уметь увидеть его красоту, как это делают уральские мастера.
Дети, подойдите, пожалуйста, и посмотрите выставку поделок из камней.
Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые».
А какие полезные ископаемые? Как они помогают человеку?
Например, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей.
А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они самоцветы. Ценились самоцветные камни издавна за красоту свою, за уникальность.
- Я сейчас расскажу вам о некоторых из них…
Интересно, знают дети,
что такое самоцветы?
На Урале, проживая,
знают дети или нет,
что волшебным называют
каждый камень самоцвет.
На закат похож гранат,
на восход похож агат,
эти камни в ожерельях
силу солнышка таят...
Кто секрет хранить умеет,
кто таинственно молчит,
тот всегда понять сумеет
камень ящерок и змеек –
темноглазый малахит.
На Урале самоцветы,
самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
ты немножко тоже знал.
Ребята, давайте проверим какие названия камней - самоцветов вы запомнили из стихотворения?
Для этого подойдите сейчас, пожалуйста, к моему столу и посмотрите, что лежит у меня в шкатулке.
Дети называют самоцветы, рассматривая камни.
Воспитатель. Какие вы молодцы, все запомнили! Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Именно здесь на Урале родился русский писатель Бажов Павел Петрович и, впитав в себя всю красоту Уральского края, стал писать уральские сказы. О некоторых я вам сегодня расскажу.
Только сначала немного разомнемся.
Я прошу подняться вас – это раз, (Соответствующие движения)
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Молодцы! Теперь давайте посмотрим опять на экран и продолжим наш просмотр. В сказе «Хозяйка Медной Горы» молодой крепостной встречает мифическую Хозяйку Медной горы, благодаря ей получает вольную, однако не находит счастья и покоя. В конце героя находят погибшим при странных обстоятельствах.
Произведение П. Бажова "Ермаковы лебеди" - о маленьком добром мальчике, который вырастил и воспитал благородных птиц. Однажды, Васютка видел, как медведь убил пару лебедей, а в их гнезде остались лебединые яйца. Мальчик пожалел лебедей и решил отнести яйца домашней гусыне. И в одно утро вылупились лебедята. Васютка очень старался и помогал ухаживать за птенцами, чем сильно удивлял своих родных. А осенью все поняли, что это растут лебеди.
В сказе «Малахитовая шкатулка» девушка получает в наследство от отца малахитовую шкатулку. Драгоценности в шкатулке оказываются волшебными, и они превращают девушку в ещё одну Хозяйку Медной Горы.
В сказе «Каменный цветок» говорится о мастере Данилке, который все умел делать из камня и всем очень нравились его работы. Но он мечтал о чем-то необычном, о каменном цветке, и, однажды он нашел такой камень- малахит.
А сказ «Серебряное копытце», дети, мы с вами читали. Кто может рассказать, о чем он? Пожалуйста:
-Миша: «Здесь рассказывается о девочке, которую удочерил дед. Однажды он рассказал ей об олене, у которого было серебряное копытце, из-под которого выбивались драгоценные камни».
-Гриша: «Девочка так загорелась этим рассказом, что упросила деда взять с собой на охоту в лес».
-Катя: «И вот, однажды, она действительно увидела этого оленя, он вскочил на крышу и стал бить копытом, а оттуда посыпались драгоценные камни неземной красоты».
Воспитатель. Вы большие молодцы! Садитесь, спасибо вам большое, вы мне очень помогли.
Дети, а какой вывод мы можем сделать из всего услышанного и увиденного?
Дети: (ответы). Если что-то хотеть, то все получится.
Воспитатель. Правильно, если очень, очень чего-то захотеть и стремиться к нему, то оно обязательно сбудется! Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная «Каштанка и её друзья» (ко дню рождения А. П. Чехова)
Материал направлен на расширение представлений детей о жизни и творчестве А.П.Чехова, на развитие творческих способностей, воспитание любви к чтению. Разработан для детей старшего дошкольного возраста...
Лесной сказочник: встреча в литературной гостиной (ко дню рождения В. Бианки)
Материал направлен на расширение представлений детей о жизни и творчестве В.В.Бианки, на воспитание любви к природе. Разработан для старшего дошкольного возраста....
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...
Литературная гостиная «Необычный день рождения» (старший дошкольный возраст)
Цель: - приобщение воспитанников к литературному творчеству....
Методическая разработка занятия "музыкально-литературная гостинная, посвященная дню рождения поэта С.Есенина"
эта работа будет полезна воспитателям и педагогам ДОУ. Она отражает любовь к России, ее истокам через знакомство с поэзией С. Есенина с помощью средств музыкальной выразительности....