Технология продуктивного чтения на примере рассказа Б.Житкова "На льдине"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Представляю технологическую карту занятия в старшей группе детского сада общеразвивающей направленности по образовательной области "Приобщение к художественной литературе". Занятие построено с учетом особенностей технологии продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tpch_gr_12.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Возрастная группа: от 5 до 6 лет (общеразвивающей направленности)
Воспитатель: Родионова Ю.М.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Организованная образовательная деятельность: «Приобщение к художественной литературе»
Продолжительность занятия: 25 минут
Тема: Борис Житков «На льдине»
Цель: формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии продуктивного чтения.
Задачи:
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;
- воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
- прививать любовь к книгам, чтению
Оборудование: сборник рассказов Бориса Житкова «Что бывало», портрет писателя, ватман с изображением моря, лист белой бумаги, символизирующий льдину, вырезанные из цветной бумаги самолетик и пароход, фломастеры черного и красного цветов, клей-карандаш, фотографии моря летом и зимой А4, аудиофайл «Звуки моря», компьютер, картинка с изображением тулупа, саней.
Этапы занятия | Деятельность воспитателя и детей |
1 этап – работа с текстом до чтения. Введение в тему. Беседа по картинкам, с опорой на личные впечатления детей. Наглядный метод, метод сопоставления, словесный метод. | - Послушайте, что за звуки вы слышите. Как поняли, что это море. - Море летом. Какое оно? Что чувствуешь, глядя на него? Что хочется сделать? - Я приготовила вам одну историю, которую написал Б.Житков, про людей, оказавшихся в море. |
2 этап – работа с текстом во время чтения. Эмоциональное «проживание» детьми событий рассказа. Чтение рассказа. Пояснение значения слов-предметов с демонстрацией изображений. | - Почему рыбаки стали проситься остаться на ночь, ведь рыбы они поймали много? - Тулуп – шуба мехом внутрь. - Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях? - Мачта – толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест. - Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте? |
3 этап – работа с текстом после чтения. Беседа по прочитанному с параллельным выполнением карты случившихся событий. Словесные методы. Приемы работы с названием рассказа. Словесное рисование. Предметные действия. Работа с обложкой книги. | - Где происходили события? С кем? Сколько их было? (выполнение карты событий: наклеить на море льдину, нарисовать 8 рыбаков) - Почему это случилось? - Как рыбаки пытались спастись? Кто придумал сделать мачту? (рисуем мачту, красный флаг) - Как еще можно было дать сигнал бедствия? (рация, телефон, письмо в бутылке, ракетница, почтовый голубь) - Случайно появился самолет? Кто его отправил искать людей? - Как спасли рыбаков? (наклеиваем самолет, пароход) Водный и воздушный транспорт участвовал в поисково-спасательных операциях уже 100 лет назад. - Как надо было поступить рыбакам, чтобы избежать беды? - Чему научились рыбаки? - Кто главный герой рассказа – море или люди? Какое название дадим рассказу? - На самом деле рассказ называется «На льдине». - Рассмотрите обложку. Что изображено на ней? - Что бы вы нарисовали? - Рефлексия. Понравился рассказ? Какой момент был самым волнующим? Подвижная игра «Море волнуется…» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б.Житков «На льдине»
Текст рассказа | Вопросы, пояснения, комментарии |
Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, все лед и лед: это так замерзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал: - Довольно, пора по домам. Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы… …и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Вдруг ночью отец вскочил и закричал: - Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды! Все вскочили, забегали. - Почему нас качает? – закричал Володя. А отец крикнул: - Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море. Все рыбаки бегали по льдине и кричали: - Оторвало! Оторвало! А кто-то крикнул: - Пропали! Володя заплакал. …Днем ветер стал еще сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту… … привязал на конце красную рубаху… …и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли где солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолет и закричал: - Самолет! Самолет! Все стали кричать и махать шапками. С самолета упал мешок. В нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!» Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолет. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. | Почему рыбаки стали просить остаться ночевать, ведь рыбы было поймано много? Тулуп – это шуба мехом внутрь (картинка) - Что чувствовали рыбаки, когда поняли, что их несет в море? Как это выражалось в их действиях, движениях? - Мачта – толстое бревно, вертикально расположенное на паруснике, на которое крепятся паруса, а также сооружение из палок крест-накрест. - Почему именно красную рубаху прикрепили к мачте? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"
Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...
Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...
Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»
Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей».в подготовительной к школе группеОбразовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности чтение художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой для подготовительной группы
Знакомство детей с художественной литературой по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой ....
Акцентное чтение в младшей группе сказки Джулии Дональдон "Улитка и кит" с использованием технологии продуктивного чтения. Тема " Весёлое путешествие"
Книга учит ребенка мышлению, логике и при этом развивает воображение и фантазию. Книга позволяет в самых ярких красках представить главных героев и сюжет книги.При помощи ярких сюжетов и героев литера...
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»
Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей с целью формирования у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов; умений слушать и понимать художественный текс...