Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей».
в подготовительной к школе группе
Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_oseeva_pochemu.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей».
в подготовительной к школе группе
Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»
Миронова Елена Александровна
воспитатель МБОУ «ЦО №34» ДО «Крохи»
Автор и название произведения | В.А.Осеева "Почему?" | ||
Художественная задача текста | Отвечать за поступки самому и не сваливать вину на других. | ||
Цель воспитателя | Учить правильно оценивать поступки героев и прогнозировать их последствия. Развивать интерес к художественной литературе, развивать у детей умение понимать, оценивать чувства других через чтение рассказов В. А. Осеевой. | ||
Тема НОД | «Ошибайся, да сознавайся!» | ||
Этапы деятельности | Действия детей | Задачи | Образовательные области |
Мотивационный этап (до чтения) | Интересуются названием рассказа | Развитие любознательности, познавательной мотивации развивать интерес детей к чтению небольших рассказов . | |
Познавательное развитие Речевое развитие
Социально- коммуникативное развитие,
Речевое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Речевое развитие | |||
Включаются в диалог, выдвигают свои предположения | -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи - развивать умение слушать художественное произведение, оценивать поведение героев; - совершенствовать речь, как умение более точно характеризовать героя, ситуацию рассказа; - формировать умение анализировать прочитанные произведения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; -понимать на слух текст рассказа; - развивать умение содержательно и эмоционально пересказывать. | ||
- создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей детей; | |||
Ориентировочный этап (до чтения) | Высказываются, отвечают на вопросы | Развитие связной речи | |
Осознают и формулируют цель ключевыми словами | Развитие целенаправленности, речи как средства общения | ||
Исполнительский этап (во время чтения и после чтения) | Слушают, комментируют вопросы педагога, проявляют эмоции | Восприятие содержания текста, его эмоционально составляющей. Обогащение словаря(черепки ,фотографическая карточка, просачивалась) Развитие воображения, наблюдательности, творческой активности. | |
Отвечают на соответствующие вопросы | Развитие связной, грамматически правильной речи | ||
Показ примеров из текста с помощью разнообразных жестов, движений. | Совершенствование двигательных умений и навыков, развитие координации движений | ||
Выполнение творческого задания | Развитие воображения, логического и творческого мышления, познавательной активности, наблюдательности. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование положительного отношения к совместной деятельности. Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. | ||
Рефлексивный этап | Выражают свои эмоции по итогам деятельности | Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | |
Отвечают на вопросы | Развитие связной речи | ||
Перспективный этап | Что рассказать дома о полученных знаниях | Развитие связной речи | |
Предполагаемая цель ребенка | Уметь отвечать за свои поступки. | ||
Работа до чтения | Чтение рассказов В. Осеевой; беседы с детьми о чуткости, справедливости, жадности, дружбе; обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций; игры на сплочение, коммуникативные игры. | ||
Работа во время чтения | Выполняется на отдельном листе с напечатанным текстом выбранного произведения | ||
Работа после чтения | Итоговые вопросы Творческое задание «Были ли в твоей жизни подобные ситуации и как ты поступил?» | ||
РППС | текст рассказа, портреты детских писателей, запись шума моря. | ||
Вопросы для рефлексии | Что больше всего понравилось, запомнилось? Пригодятся ли в жизни полученные знания? | ||
Рекомендации для самостоятельной деятельности | воспитывать отрицательное отношения к лжи; - любовь к чтению, умение сопереживать героям; - воспитывать умение слушать длинный рассказ, рассуждать, слушать ответы других, не перебивая, а дополняя; |
Ход НОД
Этапы НОД | Действия педагога и детей (предполагаемые ответы детей) |
Мотивационный этап (3мин) | - Ребята, мы вчера с сыном ходили в детскую библиотеку и встретили там мальчика, который читал книгу и был очень расстроен. Мы спросили его, что с ним случилось. Может быть ему больно, он заболел? Оказалось, что мальчик переживал о том, какая история случилась с героем из этого рассказа. Мне стало очень интересно, что же там такого, и я взяла книгу из библиотеки, чтобы прочитать ее вместе с вами. Хотите услышать эту историю? А вот как называется этот рассказ ,мы с вами узнаем после прочтения .Может вы сами поймёте как его название . |
Ориентировочный этап (2мин) | А вот как называется этот рассказ, мы с вами узнаем после прочтения . Может вы сами поймёте как его название . Поэтому слушайте внимательно! |
Исполнительный этап (20мин) | Чтение рассказа В.А. Осеевой "Почему" (см. Приложение) В: Ребята ,так как же называется рассказ?(ответы детей) В: Чему рассказ учит? В: Ребята, давайте встанем в круг и каждый из вас подумает, а были ли в вашей жизни подобные ситуации? Как вы поступили?.Я включу тихую музыку, закройте глазки, подумайте и кто захочет поделиться своей историей- расскажите. (Дети рассказывают свои истории ) У каждого человека есть совесть, она подсказывает, как правильно поступать и жить. Но каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение и исправить её. Вот что хотел донести до нас автор этого рассказа. -Ребята , а как вы думаете , кто написал рассказ, мужчина или женщина? Подойдите к нашему центру "Почитай-ка" и посмотрите на портреты писателей. На ваш взгляд , кто автор рассказа ?А почему? Рассказ этот написала детская писательница В.А. Осеева. Вот ее портрет. Как вы думаете, какая она? (добрая и т.д.). А как вы думаете, откуда она брала истории для своих рассказов? Валентина Александровна 16 лет проработала с детками из детского дома (у них нет родителей). Все истории она брала из жизни своих подопечных деток ,поэтому они такие трогательные и поучительные. |
Рефлексивный этап (2 мин) | -Ребята , понравился вам рассказ? А что именно понравилось? (ответы детей) Что каждый из вас взял для себя из этого рассказа? |
Перспективный этап (3 мин) |
|
Приложение к конспекту
В.А. Осеева "Почему"
Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка (фотография), — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать (А почему папина карточку увеличили ?Это мы скоро узнаем). На этой карточке у папы было такое веселое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой...
— Смотри, Бум... — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.
Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон...
Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки(разбитые осколки), золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка... папина чашка... — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:
— Это... это... Бум!
— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?
Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.
— Как же он разбил?
Уши мои горели. Я развел руками:
— Он немножечко подпрыгнул... и лапами...(Как вы думаете, ребята, мама поверила что чашку разбил Бум?)
Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.
— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку. (Вот какое решение приняла мама...)
Я стоял, не смея подойти к ней. (А почему мальчик не смел подойти?) Бум заскребся у двери.
— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?
Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер (вот почему увеличенная карточка висела на стене), мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай...
— Ты очень испугался? — повторила мама. (Кто помнит, как испугался мальчик?)
Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.
— Если ты... нечаянно... — медленно начала она .(Почему мама так говорит ?Она надеется, что сын признается...Она то давно поняла ,кто разбил чашку.)
Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:
— Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его!
Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала. (Как вы думаете, ребята, почему ?Врёт ,перекладывает свою вину на Бума, маму сложно обмануть)
— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке .Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа... (Как- будто осуждал за такой поступок)
* * *
Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом... Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал .(Ох, как переживает Бум)
Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее.(Почему? Ему горько от того, что Бум из-за него страдает). Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь... Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. (И мальчик переживает) Если б чашка не была папиной... и если б сам папа был жив... Ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное... И я боялся не наказания — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше...(Почему становится всё больше вина? Мальчик очень переживает)
Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:
— Не надо было разбивать чашку. (Всё-таки не хватило смелости сказать правду.)
После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.
Мама сказала:
— Будет дождь.
Я попросил:
— Пусти Бума...
— Нет. сказала со вздохом?
— Хоть в кухню... мамочка!
Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.
— Иди спать, — со вздохом сказала мама. (Почему мама сказала со вздохом? Мама надеялась, что он признается).
Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно(значит совсем стемнело). Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся...
То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. (Вот как страдал Бум во дворе). Из-под маминой двери все еще просачивалась (пробивалась) узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:
— Мама!
Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой. ( Почему же платочек был мокрый? Отчего плакала мама. Вырастила сына, а он не умеет отвечать за свои поступки...)
— Мама!
Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.
— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума...(Да ,за свои поступки надо отвечать самому!)
Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал.
Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы, от него пахло дождем и мокрой шерстью. (А Бум не предал мальчика .Недаром говорят ,собака-друг человека). Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улегся на свое место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?» (А почему же его впустили и обласкали?)
Мама долго не спала.
Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?» (А как вы думаете ,почему разбудил мальчик маму?)
И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?» (А вы как думаете ,почему мама обрадовалась?)
В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было свое «почему».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и рисованию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС по теме: "Обитатели морей и океанов"...
Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме ««Знакомство детей с экосистемой «лес»».
Программное содержание : Продолжать знакомить детей с экосистемой «лес».Учить различать и называть лиственные и хвойные деревья, развивать сенсорные восприятия детей и умение их описывать. Воспи...
Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.
Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...
Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».
Составление рассказа по репродукции картины«Лиса с лисятами». (с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности чтение художественной литературы по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой для подготовительной группы
Знакомство детей с художественной литературой по технологии продуктивного чтения-слушания О.В.Чиндиловой ....
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».
Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....
Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей». в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с рассказом В.А. Осеевой «Почему?»
Технология продуктивного чтения через произведения детских писателей с целью формирования у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов; умений слушать и понимать художественный текс...