кружковая работа в средней группе "юный книголюб"
материал по художественной литературе (средняя группа)

Клешнина Ольга Владимировна

План кружковой работы в средней группе «Сказка» на 2019–2020 год «Юный книголюб»
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

* произведения устного творчества русского народа и народов мира;

* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

* современная литература (русская и зарубежная).

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.

«Ещё в 1960 г. английским писателем Д. Б. Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образцы. Но мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века. Нужно привлечь в союзники как можно больше технических средств при ознакомлении с художественной литературой.» (З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание №4 2000, стр. 41)

В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.

Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Здесь проводится непосредственно образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Я старалась охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

Цель – углубленно знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

 

Перспективный план работы кружка в средней группе

«Юный- книголюб»

Месяц Ознакомление с художественной

литературой. Игры- забавы, хороводные игры, досуг. Примечание

Сентябрь

1. Подбор литературы

2. НОД «Её величество Книга»

3. «Сказка мудростью богата…» Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди.

4. Русские народные песенки, потешки, небылицы. 1. игры – эксперименты:

"Из чего можно сделать книгу?",

"Из какой бумаги можно сделать книгу?"

 Октябрь

1 Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, скороговорки.

2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

3. Чтение рассказа «Волчишко»

Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций автора.

4. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы». 1. игра – эксперимент«Помоги книге стать чистой» Познакомить детей с творчеством писателя Е. Чарушина.

Ноябрь

1. Сказкотерапия«Гуси-лебеди»

2. Сказкотерапия«Лиса и заяц»

3. Сказкотерапия«Коза-дереза»

4. Викторина по сказкам. 1.«Снежный ком» народная игра

2. Трудовая деятельность - мастерская книг (ремонт книг);

подари книгу другу;

сделай книжку малышам;

Дети могут представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; выразительно передают в мимике и движениях эмоциональное состояние. Умеют составлять словесные описания

Декабрь

1.Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста«Расскажи по-разному»«Продолжи сказку»

2. Чтение стихотворений о зиме«Береза» С. Есенин (заучивание стихотворения)

3. Чтение сказки Б. Заходера «Хрюша на елке».

4. упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста«Медленно-быстро»«Шипящие звуки» У детей формируется речевой слух, навыки чёткой, правильной и выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Дети контролируют темп, силу голоса, дикцию

Январь

1. «Зима. Изменения в природе. Составление рассказа по сюжетной картинке».

2. Рассказывание по картине «Таня не боится мороза».

3.«Лучше нет родного края…»

Знакомить детей с произведениями о Родине. 1. «Игра с колокольчиком» хороводная игра

2. Игра «Доскажи словечко» (со снежком) развитие памяти

Февраль

1. Ознакомление с малыми фольклорными формами«Федул, что губы надул?. и др.» -небылицы.

2. Викторина«В мире загадок»

3. «Наши защитники» чтение стихотворений о армии.

1. Упражнение«Произнеси по-разному»

Март

1. Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения А. Барто «Холодная весна»

2. Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения А. Барто «После зимы»

3. Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения А. Барто «Верёвочка»

4. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов «В гости к книжке» 1. Игры«Тихо-громко», 2. «Большая и маленькая дудочка», 3. «Кошка и котёнок»

Апрель

 1.«Смешинки» Знакомство детей с произведениями юмористического содержания. Способствовать созданию радостной атмосферы в группе.

2. Инсценировка сказки«Теремок»

3. Инсценировка сказки«Волк и семеро козлят»

4. Инсценировка сказки«Репка». 1.«Яша» хороводная игра

Май

1. Чтение рассказа Л. Кассиль «О мальчике Тишке и отряде немцев»

2. Ознакомление с рассказом В. Драгунского «Друг детства» с использованием схемы-модели (наглядное моделирование)

3. Итоговая литературная викторина 1.«Паучок» народная игра

 

Литература.

1. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2006.

2. А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2006.

3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс - XXI век, 2005.

4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2005.

5. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2005.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhkovoy_raboty_v_sredney_gruppe.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

План кружковой работы в средней группе «Сказка» на 2019–2020 год «Юный книголюб»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

* произведения устного творчества русского народа и народов мира;

* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

* современная литература (русская и зарубежная).

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.

«Ещё в 1960 г. английским писателем Д. Б. Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образцы. Но мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века. Нужно привлечь в союзники как можно больше технических средств при ознакомлении с художественной литературой.» (З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание №4 2000, стр. 41)

В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.

Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой. Здесь проводится непосредственно образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления, включающая в себя интеграцию художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Я старалась охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Задачи:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

Цель – углубленно знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Перспективный план работы кружка в средней группе

«Юный- книголюб»

Месяц Ознакомление с художественной

литературой. Игры- забавы, хороводные игры, досуг. Примечание

Сентябрь

1. Подбор литературы

2. НОД «Её величество Книга»

3. «Сказка мудростью богата…» Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди.

4. Русские народные песенки, потешки, небылицы. 1. игры – эксперименты:

"Из чего можно сделать книгу?",

"Из какой бумаги можно сделать книгу?"

 Октябрь

1 Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, скороговорки.

2. Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

3. Чтение рассказа «Волчишко»

Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций автора.

4. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы». 1. игра – эксперимент«Помоги книге стать чистой» Познакомить детей с творчеством писателя Е. Чарушина.

Ноябрь

1. Сказкотерапия«Гуси-лебеди»

2. Сказкотерапия«Лиса и заяц»

3. Сказкотерапия«Коза-дереза»

4. Викторина по сказкам. 1.«Снежный ком» народная игра

2. Трудовая деятельность - мастерская книг (ремонт книг);

подари книгу другу;

сделай книжку малышам;

Дети могут представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; выразительно передают в мимике и движениях эмоциональное состояние. Умеют составлять словесные описания

Декабрь

1.Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста«Расскажи по-разному»«Продолжи сказку»

2. Чтение стихотворений о зиме«Береза» С. Есенин (заучивание стихотворения)

3. Чтение сказки Б. Заходера «Хрюша на елке».

4. упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста«Медленно-быстро»«Шипящие звуки» У детей формируется речевой слух, навыки чёткой, правильной и выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Дети контролируют темп, силу голоса, дикцию

Январь

1. «Зима. Изменения в природе. Составление рассказа по сюжетной картинке».

2. Рассказывание по картине «Таня не боится мороза».

3.«Лучше нет родного края…»

Знакомить детей с произведениями о Родине. 1. «Игра с колокольчиком» хороводная игра

2. Игра «Доскажи словечко» (со снежком) развитие памяти

Февраль

1. Ознакомление с малыми фольклорными формами«Федул, что губы надул?. и др.» -небылицы.

2. Викторина«В мире загадок»

3. «Наши защитники» чтение стихотворений о армии.

1. Упражнение«Произнеси по-разному»

Март

1. Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения А. Барто «Холодная весна»

2. Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения А. Барто «После зимы»

3. Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения А. Барто «Верёвочка»

4. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов «В гости к книжке» 1. Игры«Тихо-громко», 2. «Большая и маленькая дудочка», 3. «Кошка и котёнок»

Апрель

 1.«Смешинки» Знакомство детей с произведениями юмористического содержания. Способствовать созданию радостной атмосферы в группе.

2. Инсценировка сказки«Теремок»

3. Инсценировка сказки«Волк и семеро козлят»

4. Инсценировка сказки«Репка». 1.«Яша» хороводная игра

Май

1. Чтение рассказа Л. Кассиль «О мальчике Тишке и отряде немцев»

2. Ознакомление с рассказом В. Драгунского «Друг детства» с использованием схемы-модели (наглядное моделирование)

3. Итоговая литературная викторина 1.«Паучок» народная игра

Литература.

1. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2006.

2. А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2006.

3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс - XXI век, 2005.

4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2005.

5. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.

Задачи кружковой работы:·        Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...

П Р Е С П Е К Т И В Н Ы Й П Л А Н КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

П Р Е С П Е К Т И В Н Ы Й      П Л А НКРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ...

Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация

Тематическое планирование кружковой работы в средней группе. Аппликация...

Перспективный план по кружковой работе в средней группе "Волшебные пальчики"

В перспективном плане отражены нетрадиционные методы рисования....

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «Разноцветные пальчики»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовы...

Кружковая работа в средней группе "Непоседы".Кружковая деятельность «Веселые ладошки.» Цель: • Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. • Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. • Развитие

Кружковая деятельность«Веселые ладошки.»   Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого с...