Литературный проект "Басни дедушки Крылова" (для подготовительной к школе группе).
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Астафьева Наталия Александровна

Данный материал может быть полезент педагогам дошкольного уровня образования. Во рамках реализации данного проекта ребята более тесно познакомились с литературным творчеством И.А. Крылова, его баснями.  а твкже смогли воплотить полученные знания в своей непосредственной художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_proekt.docx203.15 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный проект «Басни дедушки Крылова».

Паспорт проекта

Возраст детей: 6-7 лет.
Участники проекта: ребёнок – родитель - педагог.

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Тип проекта:
По содержанию: информационно - практический, творческий.
По продолжительности: средней продолжительности (2 месяца).
По количеству участников: групповой, подгрупповой.

Цель: расширить представления детей о творчестве И. А. Крылова; развивать нравственные качества детей; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их повседневной и творческой деятельности.

 Задачи:

 1. Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей; закрепить умения детей пользоваться в речи средствами художественной выразительности; развивать память, воспитывать любовь к литературе.

 2. Осуществлять нравственно-этическое просвещение детей с помощью басен Крылова.

 3. Повышать педагогические навыки родителей. Продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы.

 4. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей.

 5. Развивать поисковую деятельность детей.

 6. Закреплять умение передавать образы персонажей посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к театральному искусству, совершенствовать диалогическую форму речи, обогащать словарь образными выражениями, сравнениями, эпитетами, воспитывать навыки театральной культуры деятельности.

 7. Обратить внимание родителей на ход образовательного процесса по области «чтение художественной литературы», ориентировать родителей в выборе художественных произведений (басен, направленных на развитие художественного вкуса ребенка), привлечь родителей к продуктивной деятельности.

Формы работы: познавательно-игровая, продуктивная, работа с родителями.

Принципы реализации проекта:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип свободы выбора;
  • принцип личностно - ориентированного обучения;
  • принцип интеграции (образовательных областей).
  • Основополагающий проблемный вопрос  проекта: «Чему нас учат басни И.А.Крылова роль басни в жизни человека?»

Актуальность темы. При анализе бесед с детьми было выявлено, что многие дети не используют в своей речи образные выражения, метафоры, эпитеты. Басня является жанром художественной литературы, в котором широко представлены средства художественной выразительности: сравнения, метафоры, образные выражения, в том числе пословицы, поговорки, а также множество крылатых выражений. Одним из приемов написания басни была диалогическая речь между героями басен, что является образцом для формирования диалога в речи детей. Почему именно басня? Этот жанр по многим признакам близок детям. Действующими лицами в баснях являются животные и звери. События разворачиваются быстро, содержание басен легко можно пересказать, инсценировать. После чтения нетрудно проводить беседы морально-нравственного характера. Помогают басни и умственному развитию, так как учат видеть за событиями и явлениями повседневной жизни их скрытый смысл, разбираться в человеческих характерах, оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, чем воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие.

YJihq3_b0PA.jpg

Предполагаемые результаты: Данные формы работы по ознакомлению с баснями И. А. Крылова научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать. Послужат действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, обогатят его эмоции, научат прекрасным образцам русского литературного языка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Содержание проекта

Этапы

Формы работы

Задачи

 Срок реализации

Время в режиме дня

Подготовительный этап: Выявление проблемы. Постановка цели совместно с детьми. Определение задач. Разработка комплексно- тематического планирования, в соответствии с ФГОС.

  • Знакомство с биографией И. А. Крылова. Подбор иллюстративного материала.

  • Подбор аудиозаписей басен Крылова. Вечера досуга с прослушиванием
  • аудиозаписей.

  • Сюжетно-ролевая игра "Почта", сюжет: " Напиши письмо герою басни дедушки Крылова".

  • Привлечение родителей к созданию совместно с детьми книжек - самоделок по басням Крылова.

  • Конкурс  чтецов басен Крылова среди воспитанников группы.

  • Организация выставки книг  с баснями И. А. Крылова разных издательств.

  • Подобрать литературу по данной теме.

  • Составить план деятельности по достижению заявленной цели.

  • Привлечь детей и родителей к созданию предметно- пространственной среды в группе, к оформлению книжного уголка.

  • Обогатить детско-родительские отношения в процессе совместной творческой деятельности.

  • Вызвать у детей интерес к творческому наследию И. А. Крылова, желание познакомиться с ним более подробно. Воспитывать любовь к литературе.

  • Развивать у детей память, выразительность чтения стихотворений наизусть.

  • Продолжать развивать ролевые взаимодействия, умение строить ролевые диалоги, развертывать игру и договариваться друг с другом.

3 недели.

1-я и 2-я половина дня.

Основной этап. Практическая деятельность по решению задач.

  • Непосредственно образовательная деятельность.

1. НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (образовательная область: познавательно- речевое развитие). Тема: «В мире басен».

2. НОД по ИЗО (аппликация, образовательная область- художественное творчество). Тема «Слон и Моська».

3. НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (образовательная область: познавательно- речевое развитие). Тема: «Знакомство с басней Крылова «Стрекоза и муравей».

4. НОД по ИЗО(лепка, образовательная область- художественное творчество). Тема «Герои басни «Квартет»».

5. НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (образовательная область: познавательно- речевое развитие). Тема: «Знакомство с басней Крылова «Лебедь, рак и щука»».

6. НОД по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (образовательная область: познавательно- речевое развитие). Тема: «Басня Крылова «Ворона и лисица».

  • Организация самостоятельной  художественной деятельности детей по данной теме.

  • Индивидуальная работа с подгруппами детей по конструированию из бумаги (оригами). Тема:  «Ворона и Лисица».

  • Театрализованная деятельность (инсценировка басен И.А.Крылова «Кукушка и петух», «Стрекоза и Муравей»).

  • Создание тематических консультаций для родителей по творчеству И. А. Крылова.

  • Создание  и демонстрация презентации о творчестве художников- иллюстраторов басен И.А. Крылова.

1. Раскрыть и уточнить такие  отрицательные понятия, как лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий искренность, правдивость, честность, скромность и др. Познакомить детей  с некоторыми известными баснописцами и их произведениями. Развивать речь, обогащать и активизировать  словарь.

2. Учить создавать композицию из геометрических фигур (кругов). Отрабатывать навык работы с ножницами. Закреплять приём вырезания по контору кругов из квадратов. Прививать навык аккуратной работы с клеем. Развивать чувство композиции,  художественно- эстетический вкус. 

3. Познакомить детей с жанровыми особенностями басни.  Помочь пониманию аллегории басни, идеи, значении пословиц о труде; воспитывать чуткость к образному строю языка басни, учить связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Развивать умение детей выразительно и ясно излагать свои мысли, умение поддерживать беседу.

4. Учить детей работать с пластилином, изображать сказочных  животных в движении. Развивать способности детей, мышление, наблюдательность, совершенствовать навыки и умения работы с объемными формами. Активизировать творческую инициативу детей.

5. Учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка. Формировать умение точно, выразительно, ясно излагать свои мысли. Развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас детей.

6. Учить детей задавать вопросы по басне; уметь передавать утверждение, рассуждение. Закреплять умение подбирать нужные слова. Развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу), используя театральные методы выразительности (жестикуляцию, мимику). Создавать условия для построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Развивать коммуникацию и личностное взаимодействие детей друг с другом. Воспитывать интерес к образному слову.

  • Учить в рисунка отражать свои впечатления от знакомства с баснями И.А.Крылова. Развивать творческое воображение, любознательность, зрительное внимание, цветовое восприятие. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

  • Усложнить работу с базовой формой «воздушный змей», закрепить умение загибать угол заготовки внутрь, использовать в работе ножницы. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами. Развивать вариативность мышления, воспитывать внимание и усидчивость.
  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Учить внимательно вслушиваться в литературный текст. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять. Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

  • Обратить внимание родителей на ход образовательного процесса по области «чтение художественной литературы», ориентировать родителей в выборе художественных произведений (басен, направленных на развитие художественного вкуса ребенка).

  • Познакомить детей с работой художников- иллюстраторов и мультипликаторов, вызвать интерес к их творчеству.

4 недели.

1-я и 2-я половина дня.

Заключительный этап

1. Досуг по творчеству И. А. Крылова в подготовительной группе: «Басни дедушки Крылова»

2. Мониторинг результатов проектной деятельности.

1. Закреплять знания детей о басне как литературном жанре. Учить детей определять, в чём заключается мораль. Учить высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать слова «мораль», «лесть», «комплимент»; воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях, познавательную активность. Развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать. Развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

1 неделя.

2-я половина дня.

Список используемых источников:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- М., 2014.
  • Кротова Т. В.  Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Методика проектов. Справочник старшего воспитателя" №4 2007г.
  • Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Ознакомление с художественной литературой. Т.Ц. «Учитель», Воронеж, 2009г.
  • Боголюбская М.К., Шевченко В.В., Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.
  •  Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Волгоград, «Учитель» 2011.
  • Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Под. ред. О.С. Ушаковой М. 2008.
  • Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. М. 2005.
  • Тушканова О.И. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. М. 1997.
  • Тарабрина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль,
  • Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». М.1999.
  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7лет. М .2009.
  • Хрестоматия для дошкольников. Пособие для воспитателей и родителей. (сост. Ильчук Н.П. и др.) М.1998.

Top_031_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осеннее настроение" литературно-музыкальная композиция для детей подготовительной к школе группы

Данная методическая разработка объединила три направления художественно-эстетического воздействия - музыку, поэзию и фотографию, что должно способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, помочь ...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности (строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. Крыловой) Тема: «В гостях у сказок»

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной к школе группы по развитию игровой деятельности(строительно-режиссерская игра разработана на основе Программы и Технологии «Дом радости» Н.М. ...

Литературный центр грамотности и письма подготовительной к школе группы

Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе, являющийся своеобразным информационным ядром. Постоянный книжный фонд центра составляют программные произведе...

Конспект занятия НОД в подготовительной к школе группы. Пластилиновый спектакль (По басне Крылова «Квартет»)

  Задачи. Учить детей лепить фигурки и декорации для пластилинового спектакля. Вызвать интерес к подготовке и разыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью кукол-самоделок из пластилина и...

Литературная викторина по творчеству К.И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея» (Подготовительная к школе группа)

Интеллектуальная игра-досуг для детей подготовительной логопедической группы №8 «В гостях у Корнея Чуковского». Цель вспомнить с детьми произведения К. Чуковского, пробуждать в детях радос...

Развлечение с родителями (папы, дедушки) для детей подготовительной к школе группы «Бравые солдаты»

Данное мероприятие может способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи....

Конспект занятия «В гостях у дедушки Ау» (для подготовительной к школе группы)

Задачи:- Закрепить знания о явлениях осенней природы, названия осенних месяцев обратить внимание на красоту этого времени года;- развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логич...