«Театрализованная игра как средство развития творческих способностей у детей подготовительной группы через ТРИЗ»
презентация к уроку по художественной литературе (подготовительная группа)

развитие творческих способностей детей  подготовительной группы через ТРИЗ в театрализованной игре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet1.pptx574.53 КБ
Файл doklad_na_pedsovet.docx48.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 325» Филинова Наталья Алексеевна Воспитатель Нижний Новгород 2019год «Театрализованная игра как средство развития творческих способностей у детей подготовительной группы через ТРИЗ»

Слайд 2

Актуальность Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе я использую методику ТРИЗ , потому что она является уникальной моделью для поиска нестандартных идей, развития творческого мышления , формирование творческой личности. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Поэтому я решила использовать театрализованные игры с моделями методов ТРИЗ для развития творческих способностей детей.

Слайд 3

Задачи: Цель: развитие творческих способностей детей подготовительной группы через ТРИЗ в театрализованной игре Создавать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности; Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка; Формировать ситуации успешности; Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях; Формировать устойчивое отношение к творчеству.

Слайд 4

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре с использованием ТРИЗ являются: • метод моделирования ситуаций ; • метод творческой беседы ; • метод ассоциаций. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Слайд 5

Рисуем «салат из сказок»

Слайд 6

Сказка «наоборот»

Слайд 7

Инсценировка«А что если волк не впустит лису в дом…»

Слайд 8

«Кольца Луллия » для создания сказок

Слайд 9

Благодаря использованию ТРИЗ-технологий в театрализованной игре дети показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, решают сложные задачи, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях. В результате формируется творческое мышление. ВЫВОД:

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

1 слайд. Здравствуйте коллеги, меня зовут Филинова Наталья Алексеевна, я воспитатель детского сада №325» . Представляю Вам мою работу по теме:   «Театрализованная игра как средство развития творческих  способностей у детей  подготовительной группы через ТРИЗ»

2 слайд. Актуальность моей темы заключается в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как  в ней особенно проявляются разные

стороны развития ребенка. В своей работе я использовала методику ТРИЗ , потому что она является уникальной моделью для поиска нестандартных идей, развития творческого мышления , формирование творческой личности.

Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Поэтому я решила использовать театральные игры с моделями методов ТРИЗ.

3 слайд. Я определила цель:   развитие творческих способностей   детей  подготовительной группы через ТРИЗ в театрализованной игре

Для реализации цели поставила следующие задачи:

  • Создать необходимые условия для осознания воспитанниками своей одаренности, индивидуальности;
  •  Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативности каждого ребенка;
  •  Формировать ситуации успешности;
  •  Развивать в детях самооценку и уверенность в своих способностях;
  • Формировать устойчивое отношение к творчеству.

4 слайд. Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре с использованием ТРИЗ являются:

• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности) ;

• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога) ;

• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

5 слайд. Итак, в решении поставленных задач мне помогают Триз-технологии. Первый (начальный) этап данной работы –решение игровых сказочных задач, целью которых является раскрепощение фантазии ребёнка, снятие страха перед «правильным» или «неправильным» ответом, необходимо научить ребёнка выходить за рамки стереотипов ( шаблонов мышления). Игровые задачи строятся на самых простейших жизненных и сказочных противоречиях. Необходимо научить детей решать сказочные задачи – попытаться помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение.

В своей работе я использую следующие приёмы:

1. «Салат из сказок»

Первые признаки «салата из сказок» можно заметить в детских рисунках, где фантастически уживаются персонажи из всех детских сказок. Предложите детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою - новую сказку.

Также использую приемы:

6 слайд. Сказка «наоборот»

Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы.

Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять характер у ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным, например:

В сказке «Волк и лиса» волк хитрый, лиса наивная, придумать сюжет... 

  1. Слайд. «А что, если…» , задаётся простой вопрос из повседневного быта или сказки. Так, например, при чтении сказки «Волк и лиса» я задала вопрос: «А что будет, если волк не впустит лису ?» Что произойдёт?

Также использую приемы: «Помоги сказке» Предложить ребенку придумать выход из сложной ситуации знакомым сказочным персонажам. «Посадил дедка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тянет-потянет дедка, вытянуть не может… Позвал дедка бабку – а бабка в магазин ушла… Позвал внучку – она в школе… Позвал Жучку – Жучка убежала к соседской собачке в гости… Позвал Кошку- Кошка на печке спит, не слышит… Позвал Мышку – Мышка в поле зернышки запасает… Никого нет… Что делать дедке?» (Противоречие – и репку надо вытащить, и дед один не справится) Придумай, как можно помочь деду? «Что было потом»

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: "А что было потом?"

Например: Сказка о Рыбаке и Рыбке. И осталась старуха у разбитого корыта…А что было потом. Ребята сочиняют продолжение сказки.

8 слайд. Также я в своей работе использую дидактическое пособие по технологии ТРИЗ «Кольца Луллия», являющегося эффективным средством воображения и логического мышления детей. Круг разделен на одинаковое число секторов, круг и стрелка свободно двигаются, на секторах располагаются картинки, таким образом можно объединить совсем несовместимые объекты для составления нового сюжета сказки.

При составлении сказок необходимо позволять ребенку высказывать любые, даже самые нелепые предположения, нестандартные предложения и решения. Нужно твёрдо помнить – в ТРИЗ неправильных ответов НЕТ. Нельзя отметать ни одного решения, просто анализировать работу мысли ребёнка, ненавязчиво помогать ему самому найти самое лучшее решение. Не нужно огорчаться и в том случае, если на первых порах ребенок не сможет предложить различные варианты решений. Необходимо предлагать ему различные творческие задания, поощрять и радоваться необычным и даже самым фантастическим ответам. 

Постепенно дети начинают импровизировать, они могут изменить начало или концовку известной сказки, мультфильма, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей.

В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли.

Сказки, придуманные детьми, могут лечь в основу игр-спектаклей, участвуя в которых они играют особенно эмоционально и непосредственно.

9 слайд. Вывод:

Итак, Благодаря использованию ТРИЗ-технологий в театрализованной игре  дети показывают более высокий уровень развития творческих способностей.

Они чаще принимают нестандартные решения, решают сложные задачи, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях.

В результате формируется творческое мышление.

10 слайд. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

«Театрализованная деятельность - средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...

Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок»  Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...

Конспект педагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к Капельке»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к  Капельк...

Отчет по теме самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая группа.

Отчет по теме самообразования:«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет первая младшая группа...

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей в группе раннего возраста

Статья  «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей в группе  раннего возраста...