Проект «Русские народные сказки»
проект по художественной литературе (младшая группа)
Актуальность проекта:
«В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло»
Юрий Этин «В мире много сказок»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Всеобъемлющий гений Пушкина, черпавшего содержание и силу своих бессмертных произведений из творческих недр народа, и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки.
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
Проблема проекта: трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов; слабо развиты творческие способности детей.
Цель проекта: развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас. Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
- Научить выделять основных сказочных героев.
- Познакомить с волшебными предметами и событиями.
- Научить различать сказочные и реальные события.
- Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.
Развивающие:
- Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
- Формировать навыки связной речи.
- Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
- Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.
- Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektrusskie_narodnye_skazki.docx | 90.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
1.Общие сведения:
1.1. Тема проекта: «Русские народные сказки»
1.2 Тип проекта : познавательно-творческий, игровой, коллективный, долгосрочный .( 1 ноября 2019 г.-24 мая 2020г.)
1.3 Авторы: Самохина А.Н.
1.4 Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №316»
1.5 База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Ростов-на-Дону, Таганрогская ул., 124/1 индекс 344016
Актуальность проекта:
«В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло»
Юрий Этин «В мире много сказок»
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Всеобъемлющий гений Пушкина, черпавшего содержание и силу своих бессмертных произведений из творческих недр народа, и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки.
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
Проблема проекта: трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов; слабо развиты творческие способности детей.
Цель проекта: развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас. Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление детей о многообразии русских народных сказок.
- Научить выделять основных сказочных героев.
- Познакомить с волшебными предметами и событиями.
- Научить различать сказочные и реальные события.
- Научить анализу произведения и умению делать простейшие умозаключения.
Развивающие:
- Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
- Формировать навыки связной речи.
- Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
- Развивать умение давать моральную оценку поступкам героев сказок.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
- Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной культуре через русские народные сказки.
- Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.
Ресурсное обеспечение проекта:
- ППРС (внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.)
- Методический инструментарий.
- Средства ИКТ (ноутбук, цифровой фотоаппарат).
- Учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература, энциклопедии).
Механизмы реализации проекта:
Методы проекта:
1. Наглядные
Рассматривание картин, иллюстраций с фотографиями животного мира Ростовской области.
Просматривание презентаций и мультфильмов.
2. Методы словесной передачи и слухового восприятия
Беседы;
Рассуждения;
Чтение художественной литературы;
Заучивание наизусть;
Консультация для родителей;
Объяснения, указания, словесные инструкции;
3. Практические:
Организация художественно-речевой деятельности.
Организация изобразительной деятельности.
Выставка детских рисунков
Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
- Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
- Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
- Развитие эмоциональной отзывчивости;
- Развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей.
- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- Содействие творческому развитию детей.
- Развитие интереса к русской литературе.
Формы реализации проекта:
- оснащение предметно-пространственной среды;
- занятия;
- беседы;
- работа с родителями;
- игровые технологии;
- творческая деятельность.
Продукт проектной деятельности:
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песком, аппликации из листьев, лепка).
2. Выставка творческих работ из природного материала, выполненных дома вместе с родителями.
3. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
4. Викторина «Что за чудо эти сказки!».
5. Презентация «Что за чудо эти сказки!».
6. Фотографии и видеоматериалы викторины «Что за чудо эти сказки!».
Этапы проекта:
1 этап подготовительный (1 ноября 2019г.-2 декабря 2019г.)
- Изучение методической литературы; иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
- Составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению детей с русскими народными сказками.
- Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т.д. в соответствии с возрастом детей; разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Сказочные герои»
- Создание условий для ознакомления детей с в группе: обогащение предметно пространственной развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам; музыка – русские сарафаны и косоворотки для всех детей.
2 этап основной (2 декабря 2019г.- 10 мая 2020г.)
- Организация педагогической работы по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животным миром, занесенным в Красную книгу Ростовской области.
- Картотека с фотографиями и презентациями русских народных сказок.
- Картотека игр и загадок по мотивам русских народных сказок.
- Стенды: «Моя любимая сказка», «Сказки народов мира», «Путешествие в сказку»
- Конкурс рисунков «Русские народные сказки».
3 этап заключительный (11 мая 2019г.- 24 мая 2020г.)
- Создание книжек-малышек «Наши любимые сказки»;
- Изготовление книги «Сказки группы «Лазорик»;
- Выставка рисунков и плакатов «Кузовок сказок» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников группы и воспитателей.
Содержание проекта
Область реализации | Вид деятельности |
Познавательное развитие | 1. НОД: «Русские народные сказки». 2. ФЭМП (развивающие игры): «Блоки Дьенеша» – «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт), «Дворец», «Терем»; «Сложи узор» – «Волшебное яблоко», «Девочка Снегурочка», «Змей Горыныч», «Зайчик», «Кораблик»; «Палочки Кюизенера» – «Теремок», «Зайчик», «Мышка», «Петушок», «Емеля», «Дворец», Царевна Лягушка», «Иван-царевич»; «Геоконд» – «Сивка-Бурка», «Терем», «Кораблик». 3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами). |
Речевое развитие | 1. НОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики». НОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк». НОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки». 2. Рассказывание сказок, используя зарисовки и мнемотаблицы. 3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме. 4. Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад». 5. Дидактические игры: «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?». 6. Разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Русские народные сказки». 7. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо». |
Социально-коммуникативное развитие | 1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Девочка-Снегурочка». 2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок», «Сказка про Бабу Ягу». 3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?». 4. Отгадывание загадок. 5. Заучивание наизусть пословиц, считалок, стихотворений. 6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся»), «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки». просмотр мультфильмов по сказкам «Гуси-лебеди», «Девочка и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса»; просмотр кукольного театра «Теремок» при участии музыкального руководителя и воспитателей ДОУ, просмотр театрализованного представления «Летучий корабль»; экскурсия в библиотеку им. Гайдара и просмотр мюзикла по сказке «Волк и семеро козлят» с участием воспитанников ДШИ; инсценировка сказок (фрагментов) «Колобок», «Маша и медведь», «Три поросенка» с использованием масок и театра-ширмы; показ сказок в настольном кукольном театре «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Соломенный бычок - смоляной бочок»; показ сказки «Пых» с использованием театра на карандашах; показ сказки «Царевна Несмеяна» с использованием пальчикового театра; озвучивание сказок-шумелок «Пых», «Трусливый заяц», «Три поросёнка». |
Художественно-эстетическое развитие | 1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича. 2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке». 3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры). 4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок». 5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма». 6. Аппликация из листьев по русским народным сказкам «Волшебные листья». 7. Лепка «Мои любимые герои». 8. Театр своими руками. 9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Заюшкина избушка» (Бибабо), «Петушок и бобовое зёрнышко», «Девочка-Снегурочка» (плоскостной), «Кот, Петух и Лиса» (на конусах), «Хаврошечка» (настольный), «Царевна-Лягушка» (на фланелеграфе). 10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам. 11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок». 12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр. |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза», «Бабка Ёжка»; «Баба Яга» (дразнилка, «Поймай колобка», «Гуси и серый волк», «У медведя во бору», «Мыльные пузыри», «Раздувайся, пузырь», «Кошки – мышки», «Лиса и зайцы» Физминутка «Сказки»; |
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Творческие работы из природного материала, выполненные родителями и детьми дома.
3. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
2. Ширма «Что за чудо эти сказки!».
3. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
Результаты проекта:
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении костюмов и театров, а также в заключительной викторине.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектиро-вания: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
5. Есаулова Н.А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
6. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля.» - М.: Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»
СПб.: «Паритет», 2007.
11. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.» - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
12. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
13. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русские народные сказки"
Вызвать интерес к русским народным сказкам.Развивать у детей речь,интонационную выразительность,исполнительские способности.В чем смысл сказки? Предназначение сказки – учить детей отличать хороше...
Детско-родительский проект "Русская народная сказка "Колобок" 1-я младшая группа
Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели иллюстрации, а также, если в сказку поигра...
конспект итогового развлечения по проекту "Русские народные сказки - богатое наследие" "Теремок"
итоговое развлечение по проекту "Русские народные сказки - богатое наследие" по сказке "Теремок", в которой обобщаем полученные в течение недели знания....
ПРОЕКТ - РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "РЕПКА"
В рамках недели по приобщению детей к истокам народной культуры «Чудо - чудное, диво - дивное» за мной закрепили день, который называется «Эти мудрые русские сказки». Немного подумав, я останови...
Проект: «Русские народные сказки»
Проект "Русские народные сказки" формирует у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные с...
Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект
Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...