Проект: «Русские народные сказки»
проект (старшая группа) по теме

Рамазанова Румина Карабековна

Проект "Русские народные сказки" формирует  у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развиватет  творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ulybka.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Русские народные сказки»

Воспитатели: Рамазанова Р.К.

Вид проекта:   образовательно-игровой

Продолжительность проекта:  краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Образовательная область: Чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество.
Основное направление проекта:  Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование русской народной сказки.

Актуальность:

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.

   Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.

Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.

Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.

     Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

    Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной  действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.

     Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.

     Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.

   Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.

     

 Цель проекта. Развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас.

Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
  2. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
  3. Заложить начало формированию образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли;

Предполагаемый результат: 

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

-  развитие интереса  к русской литературе;

Продукт проектной деятельности:

- изготовление настольного кукольного театра,

- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам .

Работа  воспитателя при подготовке к проекту: Воспитатель - организует НОД по русским народным сказкам, оформление библиотеки по проекту, фотовыставки по итогам проекта.

Роль родителей  в  реализации проекта: 

Участие в проектной деятельности для совместного творчества с детьми,

-создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Основные этапы  реализации проекта:

Подготовительный:

- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

 Основной:                          

Совместная деятельность детей и воспитателя.

  1. Чтение сказок.
  2. Рассматривание и сравнение  иллюстраций в детских книгах различных изданий.
  3. Игры –драматизации  по сказкам.
  4. Конкурс чтецов отрывков из произведений.
  5. Игры на звукоподражание
  6. Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку.”
  7. Викторина по математике «Герои сказок в цифрах».
  8. Изготовление театров.
  9. Оформление выставки детских работ по сказкам

                         Самостоятельная  деятельность детей.

  1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
  2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам

(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)

                       

                   Совместная деятельность детей и родителей.

  1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
  2. Заучивание отрывков из сказок.
  3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
  4. Изготовление костюмов для драматизаций.

Заключительный этап:

  1. Оформление выставки «Моя любимая сказка»»
  2. Пальчиковый театр  «Сказка про голодного волка»
  1. Проведение итогов проектной деятельности.

     5.Открытое занятие на тему: «Путешествие по сказкам»  

Организационные формы работ

Разделы проекта

Виды совместной деятельности

Цели.

Художественно-речевая деятельность

Чтение сказок: «Теремок», «Колобок», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка»

Беседа: «Какие бывают сказки?»,

Беседа: «Чему учит сказка?».

Рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов.

Игровая деятельность

Д/И" Персонажи сказки"

Д/И «Из какой  сказки»

Театрализованная игра: «Салат из сказок»,

Игра-путешествие: «Путешествие по сказкам»

Д/И «Собери сказку»

 Способствовать формированию у детей интереса к сказкам.

- Воспитание стремления к любви, добру, красоте; чувства уверенности в своих возможностях;

- Учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказок;

- Создать атмосферу эмоциональной удовлетворенности;

Продуктивная деятельность

Рисование сюжета: «Моя любимая сказка»;

Лепка: «Сказочные герои»;

Изготовление самодельных театров .

Цель: Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать.

Познавательно образовательная деятельность

Открытое занятие на тему: «Путешествие по сказкам»  

Цель: закреплять и обобщать знания о русских народных сказках, об отличительных особенностях жанра сказки.

Моделирование ситуаций

Праздники,

Развлечения,

Досуги,

Выставки.

 

Кукольный спектакль в старшей группе детского сада «Репка».

Выставка детских рисунков: « Моя любимая сказка»

Цель: Способствовать созданию положительного,  эмоционального настроя.

Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников.

Целевые прогулки и экскурсии

 В книжный магазин,

 В городскую библиотеку.

 Цель:

Работа с родителями

Инсценировка сказки:  «Сказка  про голодного волка»  (пальчиковый театр)

Цель: Приобщение родителей к формированию у детей навыков бережного отношения к книге, чтению художественной литературы.

План реализации проекта

Образовательные

области

 

                 Виды детской деятельности

Физическая культура.

Подвижные игры: «Репка», «Зайка беленький сидит…»; «Мороз красный нос»,

Здоровье.

Игровое занятие: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

               

Безопасность.

Беседа – игра «Один дома».

Социализация.

Игры- драматизации по русским народным сказкам.

Труд.

Рассматривание иллюстраций на тему : «Кролик ,кошка, собака – домашние животные, как за ними  ухаживать».

Познание.

«В гости к сказке» (математика)

Кроссворд «Герои сказок»

Экологический досуг: «Зайка – побегайка». Николаева С.Н. Экологическое воспитание старших  дошкольников. 

Ознакомление с окружающим: «Заяц и волк».

Николаева С.Н. Экологическое воспитание старших дошкольников.

Конструирование: «Построим зайке и лисе дома».

 Конструирование: сказка «Волк и семеро козлят» (конусный театр)

 «Книжкина больница» (отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг)

«Из какой сказки эпизод?»(рассматривание иллюстраций из сказок

Коммуникация.

Викторина «Наши любимые сказки»

Чтение русских народных - потешек,  песен, пословиц .

 Игры дидактические «Кто есть кто»?, «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку».

Игра – инсценировка «Теремок» .

 

Чтение художественной литературы.

Викторина «Дорогой сказок»  

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». «Гуси –лебеди», «Маша и медведь» и др. Р.Н.С.

 

Художественное творчество.

Лепка: «Рукам забота – сердцу радость», «По страницам любимых сказок».

Сказка «Гуси-лебеди» (аппликация)

Нарисуй сказочного персонажа-а мы отгадаем сказку»(изобразительная деятельность).

 

Музыка.

 

 

 

Рус. нар. песня.

Рус. нар. мелодия

Рефлексия:

Результативность проекта:

       Индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального «я»; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;

       Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников;

     Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле):

     Умение планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;

      Проявление доброты, отзывчивости и уважения к людям и братьям меньшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русские народные сказки"

Вызвать интерес к русским народным сказкам.Развивать у детей речь,интонационную выразительность,исполнительские способности.В чем смысл сказки? Предназначение сказки – учить детей отличать хороше...

Детско-родительский проект "Русская народная сказка "Колобок" 1-я младшая группа

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели  иллюстрации, а также, если в сказку поигра...

конспект итогового развлечения по проекту "Русские народные сказки - богатое наследие" "Теремок"

итоговое развлечение по проекту "Русские народные сказки - богатое наследие" по сказке "Теремок", в которой обобщаем полученные  в течение недели знания....

ПРОЕКТ - РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "РЕПКА"

В рамках недели по приобщению детей к истокам народной культуры «Чудо - чудное, диво - дивное»  за мной закрепили день, который называется «Эти мудрые русские сказки». Немного подумав, я останови...

Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект

Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Проект "Русские народные сказки". Краткое содержание проекта.

Что мы знаем про русские народные сказки? Русские народные сказки написал народ, у этих сказок нет конкретного автора. Что мы хотим узнать?Воспитатель озадачил детей вопросом: всегда ли в русских наро...