Проект: «Русские народные сказки»
проект (старшая группа) по теме
Проект "Русские народные сказки" формирует у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развиватет творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ulybka.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Русские народные сказки»
Воспитатели: Рамазанова Р.К.
Вид проекта: образовательно-игровой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Образовательная область: Чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество.
Основное направление проекта: Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование русской народной сказки.
Актуальность:
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
Цель проекта. Развивать представления детей о мире, в котором они живут, об отношениях между людьми и о личностных и речевых характеристиках героев; знакомить детей с языковыми особенностями построения рассказа и поощрять их исполнение в сочинительстве; погружать детей в стихию грамотного литературного языка, обогащать словарный запас.
Формировать у ребенка социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи проекта:
- Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
- Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
- Заложить начало формированию образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли;
Предполагаемый результат:
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие интереса к русской литературе;
Продукт проектной деятельности:
- изготовление настольного кукольного театра,
- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам .
Работа воспитателя при подготовке к проекту: Воспитатель - организует НОД по русским народным сказкам, оформление библиотеки по проекту, фотовыставки по итогам проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
Участие в проектной деятельности для совместного творчества с детьми,
-создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
Основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя.
- Чтение сказок.
- Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
- Игры –драматизации по сказкам.
- Конкурс чтецов отрывков из произведений.
- Игры на звукоподражание
- Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку.”
- Викторина по математике «Герои сказок в цифрах».
- Изготовление театров.
- Оформление выставки детских работ по сказкам
Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
- Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Совместная деятельность детей и родителей.
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
- Заучивание отрывков из сказок.
- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
- Изготовление костюмов для драматизаций.
Заключительный этап:
- Оформление выставки «Моя любимая сказка»»
- Пальчиковый театр «Сказка про голодного волка»
- Проведение итогов проектной деятельности.
5.Открытое занятие на тему: «Путешествие по сказкам»
Организационные формы работ
Разделы проекта | Виды совместной деятельности | Цели. |
Художественно-речевая деятельность | Чтение сказок: «Теремок», «Колобок», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка» Беседа: «Какие бывают сказки?», Беседа: «Чему учит сказка?». | Рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов. |
Игровая деятельность | Д/И" Персонажи сказки" Д/И «Из какой сказки» Театрализованная игра: «Салат из сказок», Игра-путешествие: «Путешествие по сказкам»Д/И «Собери сказку» | Способствовать формированию у детей интереса к сказкам. - Воспитание стремления к любви, добру, красоте; чувства уверенности в своих возможностях; - Учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказок; - Создать атмосферу эмоциональной удовлетворенности; |
Продуктивная деятельность | Рисование сюжета: «Моя любимая сказка»; Лепка: «Сказочные герои»; Изготовление самодельных театров . | Цель: Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать. |
Познавательно образовательная деятельность | Открытое занятие на тему: «Путешествие по сказкам» | Цель: закреплять и обобщать знания о русских народных сказках, об отличительных особенностях жанра сказки. |
Моделирование ситуаций | ||
Праздники, Развлечения, Досуги, Выставки. |
Кукольный спектакль в старшей группе детского сада «Репка».Выставка детских рисунков: « Моя любимая сказка» | Цель: Способствовать созданию положительного, эмоционального настроя. Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников. |
Целевые прогулки и экскурсии | В книжный магазин, В городскую библиотеку. | Цель: |
Работа с родителями | Инсценировка сказки: «Сказка про голодного волка» (пальчиковый театр) | Цель: Приобщение родителей к формированию у детей навыков бережного отношения к книге, чтению художественной литературы. |
План реализации проекта
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Физическая культура. | Подвижные игры: «Репка», «Зайка беленький сидит…»; «Мороз красный нос», |
Здоровье. | Игровое занятие: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
|
Безопасность. | Беседа – игра «Один дома». |
Социализация. | Игры- драматизации по русским народным сказкам. |
Труд. | Рассматривание иллюстраций на тему : «Кролик ,кошка, собака – домашние животные, как за ними ухаживать». |
Познание. | «В гости к сказке» (математика) Кроссворд «Герои сказок» Экологический досуг: «Зайка – побегайка». Николаева С.Н. Экологическое воспитание старших дошкольников. Ознакомление с окружающим: «Заяц и волк». Николаева С.Н. Экологическое воспитание старших дошкольников. Конструирование: «Построим зайке и лисе дома». Конструирование: сказка «Волк и семеро козлят» (конусный театр) «Книжкина больница» (отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг) «Из какой сказки эпизод?»(рассматривание иллюстраций из сказок |
Коммуникация. | Викторина «Наши любимые сказки» Чтение русских народных - потешек, песен, пословиц . Игры дидактические «Кто есть кто»?, «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку». Игра – инсценировка «Теремок» .
|
Чтение художественной литературы. | Викторина «Дорогой сказок» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». «Гуси –лебеди», «Маша и медведь» и др. Р.Н.С.
|
Художественное творчество. | Лепка: «Рукам забота – сердцу радость», «По страницам любимых сказок». Сказка «Гуси-лебеди» (аппликация) Нарисуй сказочного персонажа-а мы отгадаем сказку»(изобразительная деятельность).
|
Музыка.
| Рус. нар. песня. Рус. нар. мелодия |
Результативность проекта:
Индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального «я»; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников;
Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле):
Умение планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами;
Проявление доброты, отзывчивости и уважения к людям и братьям меньшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русские народные сказки"
Вызвать интерес к русским народным сказкам.Развивать у детей речь,интонационную выразительность,исполнительские способности.В чем смысл сказки? Предназначение сказки – учить детей отличать хороше...
Детско-родительский проект "Русская народная сказка "Колобок" 1-я младшая группа
Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели иллюстрации, а также, если в сказку поигра...
конспект итогового развлечения по проекту "Русские народные сказки - богатое наследие" "Теремок"
итоговое развлечение по проекту "Русские народные сказки - богатое наследие" по сказке "Теремок", в которой обобщаем полученные в течение недели знания....
ПРОЕКТ - РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "РЕПКА"
В рамках недели по приобщению детей к истокам народной культуры «Чудо - чудное, диво - дивное» за мной закрепили день, который называется «Эти мудрые русские сказки». Немного подумав, я останови...
Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект
Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Проект "Русские народные сказки". Краткое содержание проекта.
Что мы знаем про русские народные сказки? Русские народные сказки написал народ, у этих сказок нет конкретного автора. Что мы хотим узнать?Воспитатель озадачил детей вопросом: всегда ли в русских наро...