Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественной литературе «Путешествие в мир книги» для детей старшего возраста
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_literature_2019.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №18 Петродворцового района города Санкт - Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по художественной литературе
«Путешествие в мир книги»
для детей старшего возраста
Подготовил и провел:
Воспитатель
старшей – подготовительной
группы
Арефьева Ю.А.
Ломоносов 2019г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественной литературе «Путешествие в мир книги» для детей старшего возраста
Составила воспитатель: Арефьева Юлия Александровна, ГБДОУ детский сад №18 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Тема: «Путешествие в мир книги»
Цель: Формирование представления о возникновении письменности и книги. Приобщение детей к художественной литературе.
Интеграции образовательных областей: Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Задачи:
«Познавательное развитие».
- познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги;
- дать детям знания о том, как преобразовывались книги под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики;
- активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к миру книг;
-воспитать бережное отношение к книге;
-развивать слуховое, зрительно внимание, слухо - речевую память, мыслительные операции.
«Социально-коммуникативное развитие».
- развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками;
- развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
«Речевое развитие».
- развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу;
- упражнять дошкольников в логичности, связности, последовательности высказывания;
-совершенствовать умение грамматически правильно строить фразы;
- развивать у детей объяснительную речь.
«Художественно-эстетическое развитие».
- приобщать детей к развитию художественного восприятия эстетического вкуса.
«Физическое развитие».
- сохранять и укреплять физическое и психического здоровье детей посредством физминутки, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Методы и приемы:
- практические (решение проблемных ситуаций, физминутка);
- наглядные (наблюдение, демонстрация атрибутов);
- словесные (беседа, ситуативный разговор, вопросы).
Материал и оборудование:
Презентация «Путешествие в мир книги», компьютер, экран, кусочки бересты, черные мелки, цветные карандаши, книги, толстая веревка, разноцветные шнурки разной длины, Предварительная работа:
Рассматривание красочно оформленных книг на выставки. Рассматривание из каких частей состоит книга. Беседа. Рассматривание иллюстраций с изображением печатных станков, старинных книг. Чтение загадок, пословиц о книгах, о правилах общения с книгой.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций
Коммуникативная Беседы, отгадывание загадок, вопросы
Восприятие художественной литературы Рассказывания, обсуждения.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Ожидаемый результат
вызвать интерес к произведению развивать речь детей, формировать навык пересказа,
развивать внимание, память детей,
Программное содержание:
Обогатить знания о создании бумаги и книги.
Закрепить знания детей о библиотеке ее значении, поведении, о профессии библиотекарь его обязанностях; закрепить знания о малых фольклорных формах.
Систематизировать знания детей о литературных произведениях разных писателей; Формировать умение узнавать литературные произведения по отрывкам.
Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки.
Развивать связную речь детей, развивать память, воображение; побуждать детей эмоционально реагировать на содержание любимых произведений.
Воспитывать любовь и уважение к книге, драматизации.
Словарная работа: активизация пословицы, считалки, дразнилки, скороговорки
Оборудование: Оформление зала виде библиотеки (стойки с книгами, портреты писателей), волшебная книга, глиняная дощечка, мешочек потерянных вещей, чудо-перо, игра «Собери пословицу», использование ИКТ (презентация, картинки к загадкам)
Предварительная работа: знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, дразнилок, чтение сказок). Беседа о создании книги, бумаги. Знакомство с творчеством разных писателей. Работа над постановкой сказки «Муха-Цокотуха».
Ход занятия:
Дети заходят в зал оформленный библиотекой. Становятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вы сегодня пришли сюда и попали в загадочный мир. Почему он загадочный и куда мы попали?
Дети: Мы попали в библиотеку.
Воспитатель: Как вы догадались, что это библиотека? И чем занимаются в библиотеке?
Дети: В библиотеке множество стилажей с книгами разных писателей. В библиотеке можно взять книгу для чтения.
Воспитатель: Кто работает в библиотеке?
Дети: В библиотеке работает библиотекарь.
Воспитатель: В чем заключается работа библиотекаря?
Дети: Библиотекарь следит за порядком, все ли книги стоят на своем месте; может помочь выбрать книгу; своевременно ли сдается книга.
Воспитатель: Кем являемся мы, когда приходим в библиотеку?
Дети: Читателями.
Воспитатель: Ребята, как нужно вести себя в библиотеке?
Дети: Тихо, чтобы не мешать другим читателям.
Воспитатель: Молодцы. Я приглашаю вас в этот волшебный мир, где можно узнать много интересного. В этой библиотеке есть множество книг разных писателей, но сейчас я хочу вас познакомить с одной волшебной книгой, хранительницей библиотеки. Эта книга не простая она любит путешествовать. Вы не боитесь неизвесностей? Хотите путешествовать с книгой? Тогда становитесь в круг. Будем передавать книгу друг другу и произносить волшебные слова и только мы закончим, в книге появится какой-то предмет, который может нам рассказать о чем-то.
Дети становятся в круг, передают книгу и произносят слова:
Час настал волшебства,
Книга вновь к нам пришла.
Книгу в руки возьмем
И друг другу передаем
Знания мудрость узнаем.
Воспитатель: Ребята, в книге появилась глиняная дощечка. О чем может рассказать дощечка?
Дети: Дощечка расскажет нам о том, как пришла к нам книга, об истории книги.
Воспитатель: Книга предлагает посмотреть фильм, побывать в прошлом и узнать, на чем писали древние люди.
Просмотр презентации «История книги»
Воспитатель: Мы побывали в прошлом, увидели, на чем писали наши предки. Волшебная книга предлагает отправиться дальше. Становитесь в круг. (Передаем книгу, достаем свистульку, садимся на стулья)
Воспитатель: Что появилось в книге?
Дети: Свистулька.
Воспитатель: Свистульку делали народные умельцы, а еще народ любил придумывать разнообразный фольклор. Что такое фольклор?
Дети: Фольклор это народное творчество.
Воспитатель: Какой вы знаете фольклор?
Дети: Потешки, дразнилки, считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, поговорки, сказки, народные игры.
Воспитатель: Какие дразнилки вы знаете? (перечисляют дразнилки)
Воспитатель: Ребята, но мы знаем, что дразниться обидно и не хорошо.
Воспитатель: Какие вы знаете скороговорки? (рассказывают скороговорки)
Воспитатель: Для чего нужны скороговорки?
Дети: Скороговорки нужны для правильного произношения звуков.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы знаете множество считалок. Давайте выйдем, сделаем круг и будем рассказывать считалку, на кого попадет водить, тот будет следующим, который будет считать. (Проводится игра)
Воспитатель: Ребята, пока мы считались, на ваших столах появились карточки-картинки. На карточках нарисована часть пословицы. Ваша задача найти у товарища вторую половину пословицы и стать в пару в ручеек.
Звучит музыка, дети ищут вторую карточку-картинку и становятся в пару в ручеек. Когда все дети собрались в пары, проводится игра ручеек. Пара проходит вперед и озвучивает пословицу.
Воспитатель: Отправляемся дальше и я вижу, в нашей книге уже что-то появилось, (Достаем с книги портрет писателя)
Воспитатель: Ребята, чей это портрет? Каких вы писателей знаете?
Дети: А. С. Пушкин, С. Я. Маршак, С. М. Михалков, А. Л. Барто, К. И. Чуковский, М. М. Пришвин, Н. Н. Носов
Воспитатель: Я предлагаю вам отрывки из произведений, вы слушаете и называете что это за произведение и кто автор.
• «У меня живет козленок, я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый рано утром отнесу». А. Барто «Козленок».
• «Только заинька был паинька: не мяукал и не хрюкал – под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал…». К. Чуковский «Путаница».
• «Прибежала мышка-мать, поглядела на кровать, ищет глупого мышонка, а мышонка не видать» С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
• «Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. «А что у вас?» С. М. Михалков
• «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый все бродит по цепи кругом…»
А. С. Пушкин «У Лукоморья…»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Предлагаю отправиться в путь. (передают книгу, открываем достаем книжку-малышку сказку)
Воспитатель: Ребята я думаю никто не будет спорить, что любимым жанром художественной литературы у детей являются сказки. Книга предлагает нам побывать в сказках.
Воспитатель: Посмотрите, вместе с книгой появился мешочек с какими-то предметами. Я, кажется, догадалась, это мешочек потерянных вещей. Нужно узнать кто хозяин этой вещи, и с какой сказки.
- Азбука, колпак (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».)
- Туфелька. (Золушка. Ш. Перро. «Золушка»)
- Яблоко (Старуха. А. Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Большая голубая шляпа. (Незнайка. Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»)
- Роза (Кай и Герда, Х. К. Андерсен «Снежная королева»)
- Сети (Старик А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Половина грецкого ореха (Дюймовочка. Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»)
- Зеркало (Царица. А. Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Воспитатель: Ребята, появилось волшебное перо, которое пишет сказки для детей, но что-то случилось и перо стало делать ошибки в названии сказок. Нужно исправить ошибки. (проводится игра, дети передают перо из рук в руки и говорят правильное название сказки или заканчивают начатое.)
«Суп из топора» -
«По-заячьему велению» -
«Зеленая шапочка» -
«Кот в туфлях» -
«Два поросенка» -
«Лиса и заяц» -
«Волк и пятеро щенят» -
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка» -
«Мальчик с ладошку» -
«Сивка-мурка» -
Продолжи фразу
Гуси-
Царевна-
Аленький-
Винни-
Маша и –
Заюшкина-
Спящая –
Вершки –
Воспитатель: Молодцы, исправили все ошибки. Дети вы любите отгадывать загадки? Я предлагаю загадки из сказок.
1. Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)
2. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём и светло от них, как днём. (Жар-птица)
3. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет и в дороге слезы льёт. (Федора)
4. В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)
5. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись. (Три поросёнка)
6. И зайчонок, и волчица – все идут к нему лечится. (Доктор Айболит)
Воспитатель: Все загадки угадали. Но все же книга предлагает побывать в сказке по-настоящему. Хотите? Я предлагаю посмотреть сказку «Муха-Цокотуха» (драматизация сказки)
В детской книжке сто картинок,
Сто стихов и сто историй,
Сто вопросов и ответов,
Тьма загадок и затей.
Обо всем расскажет книжка,
Мир большой покажет книжка,
Доброму научит книжка
Школьников и малышей.
Там под яркою обложкой
Проживают тетя Кошка,
Храбрый олененок Бэмби,
Бармалей и Айболит.
Злой всегда там проиграет,
Жадный больше потеряет,
А кто друга выручает,
Смело слабых защищает
И в беде не унывает –
Непременно победит!
И пускай придумать сказку
Соберется мудрый взрослый,
Пусть другой почтенный взрослый
Книжку ту решит издать,
А художник вдохновленный
Кисть возьмет свою и краску
И для этой детской книжки
Сказку станет рисовать.
Много новых нужных книжек
Для девчонок и мальчишек
Обязательно напишут,
Нарисуют, издадут –
Интересных, разных, ярких,
О морях и странах жарких.
Эти книжки все ребята обязательно прочтут!
Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествовать с книгой? Я думаю вы еще не раз будете путешествовать по разным местам читая увлекательные книги, потому что у вас еще все впереди!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием ЦОР для детей старшей группы.
Тема " Краски радуги” – лепка....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественной литературе «Путешествие в страну сказок»
Цель: закрепить и расширить знания детей о сказках, создать у детей радостное, эмоциональное настроение.Задачи:-помочь детям вспомнить названия сказок и их героев-развивать память, мышление, воображен...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике «Сказочное путешествие в мир математики» для детей среднего возраста
Воспитывать интерес к математике, учить доводить начатое дело до конца; воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, взаимопомощь в ходе игры, желание прийти на помощь. Развивать умение...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Волшебные деревья» в технике пластилинография. для детей старшего возраста
Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, апплика...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир книг» для детей старшей группы компенсирующей направленности
Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке.Развивать мелкую и общую моторику, пространств...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру "Путешествие в страну Здоровье" для детей старшего дошкольного возраста
Создание условий для формирования представлений детей о том, что такое здоровье и как его сберечь....
- Мне нравится (1)