Проект "В гостях у сказки"
проект по художественной литературе (младшая группа)
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1 с. Малета»
Проект
по духовно – нравственному
«В гостях у сказки»
для детей 3-4 лет
Разработала
Воспитатель
Стуколова С.В.
«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский
Тип проекта: творческий, игровой
Возрастная группа: 3 - 4 года.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Место реализации: МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №1».
Длительность: 1 год с 2014 – 2015 гг.
Вид проекта: групповой
Актуальность.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное, их культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Цель – развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало,
научить детей видеть прекрасное в действиях и поступках героев.
Задачи:
- Помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость) и правил доброй совестливой жизни.
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития.
-Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
-Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.
-Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
Предполагаемый результат:
Развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, способность детей видеть прекрасное в действиях и поступках героев.
Этапы проекта:
1 Подготовительный
-Изучение методической литературы.
-Подбор русских народных сказок для дошкольного возраста.
-Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
- Разработка перспективного плана, конспектов.
Перспективный план
№ п/п | Дата | Тема | Программное содержание | Материал и оборудование |
1. | Сентябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Герои р.н.с. «Курочка ряба» Рассказывание детям р.н.с. «Курочка ряба» Песенка-игра «Вышла курочка гулять» Инсценировка р.н.с. «Курочка ряба» | Знакомство с героями сказки. Учить детей слушать сказку в обычном пересказе. Учить детей выполнять движения под музыку, по показу воспитателя. Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; | Фигуры настольного театра Фонограмма песенки «Вышла курочка гулять» Фигуры настольного театра |
Октябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Чтение детям русской народной сказки «Репка» Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка» Пальчиковая игра «Семья» Показ сказки «репка» при помощи кукол би-ба бо. | Учить детей внимательно слушать сказку Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию Развитие мелкой моторики вызвать интерес к фольклору | Книга со сказкой «Репка» Книга со сказкой «Репка» с красочными иллюстрациями Картотека «Пальчиковых игр» привлечь к самостоятельному обследованию персонажей сказок (кукол би-ба-бо). | |
Ноябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | «мир сказок». Рассматривание иллюстраций русских народных сказок Рассматривание иллюстраций зарубежных сказок Пересказ сказок «Репка» «Курочка ряба», по сюжетным картинкам. Рисунки по мотивам сказок | Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию в игровой форме закрепить знания детей по сказкам. познакомить малыша с многогранным миром сказок | Книга с русскими народными сказками Книга с русскими зарубежными сказками Сюжетные картинки Цветные карандаши, бумага. | |
Декабрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Чтение сказки братьев Гримм «Бабушка метелица» Рассматривание иллюстраций к сказке «Бабушка Метелица» Подвижная игра «Метелица» Повторение сказки братьев Гримм «Бабушка метелица» | познакомить детей с произведениями зарубежных авторов; Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию Доставить детям радость, учить детей оббегать препятствия помочь детям понять содержание сказки | Книга сказки братьев Гримм Книга сказки братьев Гримм Карточка с правилами игры. Книга сказки братьев Гримм | |
Январь 3-я неделя 4-я неделя | Чтение «Сказочка про…» Чтение «Сказочка про…» | Учить детей слушать сказки; помочь детям понять содержание сказки учить эмоционально откликается на воспринимаемое содержание, | ||
Февраль 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | Чтение сказки Ш.Перро «Красная шапочка» Герои сказки Повторение сказки Ш.Перро «Красная шапочка» Прослушивание песни Красной Шапочки из кинофильма | продолжать учить слушать Рассматривание героев сказки. Напомнить детям содержание сказки; ввести в активный словарь слова, встречающиеся в сказках Учить внимательно слушать, художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту. | Книга со сказкой «Красная шапочка». Фигуры настольного театра Книга со сказкой «Красная шапочка». Фонограмма песни | |
Март 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | рассказывание сказки «Заюшкина избушка». Подвижная игра «Зайке холодно стоять…» Пересказ сказки «Заюшкина избушка», по сюжетным картинкам. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» | Продолжать учить детей слушать сказку в обычном пересказе Учить выполнять движения, соответствующие тексту. в игровой форме закрепить знания детей по сказке. Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте на примере героев сказки показать, что нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей | Фонограмма песни Сюжетные картинки Ширма, куклы би-ба-бо | |
Апрель 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя | выставка «книжки-самоделки». Рассматривание книжек-самоделок с детьми Чтение сказок из книжек-самоделок Чтение сказок из книжек-самоделок | Развивать умение детей совместно с родителями изготавливать книжки-самоделки. Учить детей рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию помочь детям понять содержание сказки; вызвать желание послушать сказку еще раз помочь детям понять содержание сказки | Книжки-самоделки Книжки-самоделки Книжки-самоделки Книжки-самоделки |
2. Основной
-Разучивание потешек, песен, закличек, загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр.
-Подбор иллюстраций по русским народным сказкам и потешкам.
-Чтение и рассказывание русских народных сказок согласно возрасту детей с использованием аудиозаписей.
-Просмотры сказок, мультфильмов с использованием современных технологий.
-Обыгрывание сказок, потешек, закличек и т. д., используя кукольный, настольные, пальчиковые театры.
-Использование дидактических игр «Назови сказку», «Собери сказку», «Вспомни потешки»,; настольно-печатных «Сказки», «Ассоциации», «Любимые сказки», «Загадки для малышей», пазлы по русским народным сказкам.
-Использование пальчиковых игр в НОД и в свободной игровой деятельности: «Курочка-рябушка», «Любимые сказки», «Колобок», «Бараны», «Мыши» и т. д.
3. Заключительный
- Родительское собрание: «Нравственное воспитание через сказку»
- Оформление фотовыставки по материалам проекта
- Выставка рисунков, поделок.
- Инсценировка сказок «Волк и козлята».
- Акция «Подари книгу в группу
Тесты диагностирования детей (на начало и конец проекта).
Тест №1 «Назови сказки»
Цель: выявить знания детей о сказках.
Материал: иллюстрации к сказкам («Репка», «Колобок», «Курочка – Ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Рукавичка», «Три медведя», «Жихарка», «Пых»)
Методика диагностики: предложить ребенку перечислить знакомые сказки.
Критерии диагностики:
1 балл – не знает;
2 балла - называет известные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)
3 балла – ребенок называет большинство сказок.
Тест № 2 «Расскажи сказку»
Цель: выявить умение связно передать содержание известной ребенку сказки.
Методика диагностики: предложить ребенку рассказать сказку на выбор.
1 балл – отказывается рассказать сказку;
2 балла – ребенок рассказывает с помощью воспитателя;
3 балла – ребенок свободно рассказывает сказку.
Критерии диагностики:
Низкий. В ответ на просьбу взрослого ребенок не называет, не рассказывает сказку.
Средний. Ребенок по просьбе называет, рассказывает сказки с помощью воспитателя.
Высокий. Ребенок с удовольствием рассказывает известные сказки, перечисляет герои, дает им характеристику, переживает, восхищается ими.
Тест № 3 «Умение слушать сказку»
Цель: выявить умение детей слушать внимательно сказку.
Материал: сказки.
Методика диагностики: педагог предлагает детям почитать сказку.
Критерии диагностики:
Низкий: Во время чтения сказки ребенок не редко отвлекается, на вопросы по содержанию не отвечает, отказывается.
Средний: Проявляет интерес к чтению художественной литературы, может назвать героев сказок, выражает сочувствие, сопереживание, восхищение. Всегда проявляет интерес к слушанию сказок.
Высокий:. Охотно слушает чтение художественной литературы. Излагает события в определенной последовательности, используя выразительные средства языка сказки.
Работа с родителями
№ п/п | месяц | содержание |
1 | Сентябрь | Изготовление ширмы для инсценировки сказок. |
2 | Октябрь | Информация в родительском уголке о значении сказок в жизни ребенка |
3 | Ноябрь | рисуем вместе с мамой и папой «мир сказок». |
4 | Декабрь | Изготовление кукол для театра |
5 | Январь | придумать сказку вместе с мамой и папой «Сказочка про…» |
6 | Февраль | совместно с детьми изготавливать атрибуты к сказкам. |
7 | Март | Информация в родительском уголке как сделать книжку-самоделку |
8 | Апрель | выставка «книжки-самоделки». |
9 | Май | Изготовление костюмов и декораций к спектаклю «репка на новый лад» |
Литература
- Пословицы и поговорки 2003
- Книга для чтения 3- 5, Гербова В.В.
- Лучшая книга сказок М. 2008.
- Программа обучения и воспитания в детском саду. / под редакцией Н.Е.Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Духовно – нравственное дошкольников сказкой. Л.Г. Гарбуза 2013 г.
- Воспитание сказкой - Фесюкова Л.Б. М 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.
Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/29/picture-271353-1375070321.jpg)
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/25/picture-1032448-1524676068.jpg)
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-110735.jpg)
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...