Конспект нод по ознакомлению с окружающим "Дома людей на планете Земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство с разнообразием жилых построек, характерных для отдельных климатических зон планеты Земля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект нод | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему:
«Дома людей на планете Земля»
Программное содержание:
- Продолжать формировать навыки восприятия и воспроизведения информации за счет использования богатого видеоряда, иллюстративного материала (изображение разнообразных жилых построек, характерных для разных климатических зон планеты Земля).
- Учить детей устанавливать связи и зависимости - особенности строительства жилых домов от особенностей климата и природных условий, в которых живут люди.
Материалы к занятию:
Глобус, плоскостные изображения пейзажей, растений и животных (фигурки, картинки), характерные для разных климатических зон (средняя полоса России, поля Украины, солома, глина, степной пейзаж Монголии, тундра; изображения домов, характерных для разных климатических зон (изба в русском стиле, хата-мазанка, юрта, яранга оленеводов); изображения домов, построенных из разных строительных материалов (иглу, дома на сваях, дома из глины, дома-норы в горах); музыкальное сопровождение.
Предварительная работа.
Утренний ритуал «Дома, в которых живут люди»:
- «Вот так дом» - рассматривание репродукций произведений художников, на которых изображены сказочные, исторические и современные дома. Дети обсуждают увиденное, делятся впечатлениями, строят предположения, где может находится тот или иной дом. Почему? Реален он или вымышленный?
- «Мой дом». Дети рассказывают о домах, в которых живут, сравнивают с изображениями на репродукциях, находят общие признаки (фундамент, стены, крыша, окна, двери и т.д.) и различия (форма деталей, цвет, украшения).
- «Кто построил этот дом». Беседа о труде архитектора и строителей. Вопросы к детям: приходилось ли наблюдать за строительством дома? С чего обычно начинается строительство дома? Что нужно знать прежде чем строить дом? Люди каких профессий заняты в строительстве? (используется иллюстративный материал)
Ход занятия.
- Вводная часть «Земля - наш общий дом»
(Дети рассаживаются на ковре в круг. Воспитатель - в центре. В руках у него - глобус. Вращает глобус. Звучит «космическая» музыка). На ее фоне воспитатель читает стихотворение:
« Я речь свою веду о том.
Что вся Земля — наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем»
- Я предлагаю вам сегодня узнать о том, как живут люди в разных частях нашего огромного дома - планеты Земля.
(Под музыку дети вслед за воспитателем перемещаются в другую часть групповой комнаты, имитируя полет)
2.0сновная часть «Такие разные дома»
Дети оказываются в окружении ландшафтов, характерных для разных климатических зон. Воспитатель обращает внимание на разнообразие домов людей, которые живут в разных частях нашей планеты.
- Люди в разных частях Земля издавна строили дома из тех материалов, которые были вокруг. Предлагает детям определить, из какого материала сделаны дома, и поместить каждый из них возле соответствующего ему ландшафта.
Дети рассматривают дома и ландшафты, сравнивают их, рассуждают, выполняют задание. После этого предложить детям рассказать - из чего сделан тот или иной дом и почему его строят люди именно в этой части Земли.
Воспитатель помогает детям сформулировать выводы:
- Дома из бревен - избы строили наши предки на Руси (показать на глобусе), т.к. в нашей стране всегда было много лесов.
- Рядом с Россией есть другая страна - Украина. Там теплее, чем у нас в России, много полей. Почва богата глиной и известняком - камнем белого цвета. Из них-то и научились строить дома- мазанки, в которых было и не жарко ни днем, ни ночью. Крышу крыли соломой, которую скашивали с полей.
- На далеком Севере, в тундре, живут чукчи. Они пасут оленей и перемещаются по тундре вслед за оленьим стадом. Свое жилище - ярангу, чукчи возят с собой по тундре. Они вбивают в почву деревянные шесты и покрывают их оленьими шкурами. В таких домах чукчам - оленеводам не холодно.
- Похожие дома строят пастухи, которые пасут стада баранов и овец в сухих жарких южных степях. Свои дома - юрты они тоже возят с собой по степи вслед за стадами. Шесты они покрывают войлоком, который получают из шерсти овец. В таких жилищах пастухам не жарко днем и не холодно ночью.
Динамическая пауза «Ищем дома жителей в разных частях Земли».
Дети делятся на подгруппы, и под музыку на сигнал воспитателя каждая подгруппа перемещается в ту часть группы, где обозначена соответствующая климатическая зона. Воспитатель дает сигнал «Леса России» («Поля Украины» «Южные степи» и т.д.), а дети «летят» и «совершают посадку» около соответствующего ландшафта. По просьбе воспитателя произносят название дома.
- «Необычные дома». Дома из снежных глыб.
- Воспитатель предлагает побывать на севере Канады (показывает на глобусе). Сообщает детям о том, что они совершили посадку на Крайнем севере. Здесь живут канадские эскимосы. Они строят из огромных снежных глыб необычные дома - иглу. (рассматривают иллюстрации)
- Предлагает переместиться в другую часть группы - в тропические страны, на побережье океана или на берег реки (демонстрирует на глобусе)
Рассказ воспитателя: - Мы совершили посадку в одной из жарких стран. Часть года здесь бывает жаркое лето, а на смену ему приходит сезон дождей. Тогда с океана дуют сильные ветры, приносят огромные облака, и очень долго идут проливные дожди, которые затапливают все вокруг. Здесь местные жители строят свои дома на высоких сваях, которым не страшны наводнения. (Рассматривают иллюстрации)
- Мы перемещаемся в другую часть группы - и попадаем в арабские или африканские страны (демонстрирует на глобусе)
- Мы совершили посадку в одной из жарких стран, где круглый год лето. Солнце не покидает небо весь год. Здесь почти не бывает дождей, повсюду - высокие горы, почти нет растений. До соседних городов и деревень очень далеко и надо долго ехать на верблюде. Поэтому люди в этом уголке Земли научились строить дома из того, что у них есть под рукой - из глины и из камня. В таких домах им не жарко (рассматривание иллюстраций)
- Заключение «Дом кружится вокруг Солнца»
Дети возвращаются из «полета», рассаживаются на ковре в круг. Воспитатель под музыкальное сопровождение читает детям стихотворение, подводя, таким образом, итог занятия:
Под одною, голубою,
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепла,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло. (В. Орлов)
Воспитатель напоминает детям о том, что они сегодня узнали, о том, что побывали в разных частях Земли и узнали, как там живут люди, и какие дома они строят.
Последующая работа:
- Сообщение детям познавательной информации о разнообразии домов, о материалах, используемых при строительстве домов, о людях, занятых в строительстве дома. (используется детская познавательная литература)
- Чтение произведений детской художественной литературы.
- Строительно-конструкторские игры с использованием настольного строителя, объемных модулей, бросового материала, коробок и др.
- Сюжетно-ролевые игры на тему «Строители».
- Чтение английской сказки «Три поросенка», обсуждение вопроса о том, какие дома построили каждый из поросят, почему прочным оказался лишь один из них.
- Самостоятельная изобразительная деятельность на тему: «Придумаем дом сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля – человеческий дом»
Проведение занятия напрвлено на развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, познавательной активн...
конспект интегрированного занятия в старшей группе "Мы - жители планеты Земля".
Данное занятие посвященно проблеме толерантности детей дошкольного возраста. В занятие включены стихи, рассказы детей, использование ИКТ, продуктивная деятельность....
Конспект занятия в подготовительной группе. Какие люди живут на земле?
Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей; вызвать у детей уважение к людям разной расовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различн...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с миром природы «Наша планета Земля»
Конспект НОД в старшей группе «Наша планета Земля»...
"Экологическое воспитание" Конспект по ознакомлению с природой на тему «Планета Земля в опасности» в старше-подготовительной группе
Дать представление о том, что планета Земля - это огромный шар. Формирование знаний детей о ценностном отношении к своему здоровью....
Конспект занятия по аппликации с применением бросового материала «Планета Земля в наших руках» к Международному Дню Земли.
Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет) общеразвивающей направленности. Продолжаем формировать у детей экологически грамотное поведение, бережное отношение к пр...