Дополнительная образовательная деятельность "В гостях у книги"
рабочая программа по художественной литературе (старшая группа) на тему

Кормилец Ольга Владимировна

Программа занятий по ДОД "В гостях у книги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dod_v_gostyah_u_knigi_18.07.16.docx94.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      Детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №16 «Аннушка»

__________Т.М. Байдакова

Приказ №_29__от__15.06.2016__

ПРОГРАММА

по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по приобщению к духовно-нравственным ценностям посредством художественной литературы

«В гостях у книги»

2016-2017 учебный годhttp://www.arh-sad187.ru/upload/medialibrary/7a6/wanifxyasytebmss%20wfzk%20ausmkgpzjsef%201.jpg

Руководитель: Кормилец Ольга Владимировна

Место проведения: экологическая комната

Время проведения: 15-30

День проведения: ВТ


Пояснительная записка

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, воображением воспринимать художественное произведение, искренне сострадать, возмущаться, радоваться. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок, рассказов, стихов, поговорок, и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Полагая, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Именно в народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств, для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.В фольклорных произведениях видна вся национальная  самобытность народа с  богатейшим материалом для воспитания любви к Родине. Пословицы и поговорки, сказки, былины, в устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбию. Слушая рассказ или сказку,  ребенок  живет жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.

Цель и задачи дополнительной образовательной деятельности по приобщению  к  художественной  литературе детей старшей группы

Цель:

Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Задачи:

Развивающие:

- способствовать  расширению представлений детей о различных сторонах народной культуры: быте, традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках), а также формированию  любознательности к различным жанрам художественной литературы;

- всесторонне развивать у детей  речь - как средство и форму мыслительной деятельности, умение слушать и слышать воспитателя, навыки фантазирования и грамотного изложения своих мыслей при пересказе;

- развивать эмпатию (сочувствие, сопереживание) или наоборот порицание и осуждение, по отношению к героям того или иного художественного произведения;

-совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

- внести понимание в осознание детьми различий между отечественными и зарубежными писателями;

Образовательные:

-расширять у детей кругозор о представлении и понимании различных жанров художественной литературы.

- при озвучивании того или иного произведения, выносить на всеобщее обсуждение различные нравственные нормы и ценности, законы жизни, впоследствии закрепляя их примерами из повседневной жизни детей данной возрастной категории, а также «красоту слова», красоту своей Родины, природы.

Воспитательные:

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение в жизни человека действия любви, добра, человечности, единения;

- воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества;

-воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории;

-способствовать формированию духовных ценностей, гуманных чувств, социально- нравственных представлений о добре и зле, правде, красоте, храбрости и т.д.

-воспитывать усидчивость, внимание, активное слушание, чувство сострадания, умение поставить себя на место героя, воспитывать в детях базовые представления о былинных героях и их подвигах, формирование любви к Родине.

Режим ДОД:

Программа предполагает проведение  занятия один раз в две недели, в 15час30мин. В экологической комнате. Продолжительность одного занятия – 25 минут.

Общее количество занятий в год-22.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный-в сентябре, итоговый – в мае). Возраст детей 5-6 лет, количество детей 15человек.

Срок реализации:1год

Программа составлена с учетом межпредметных связей:

Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.

Социализация. Где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии.

Художественное творчество. Где используются произведения живописи, о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.

Художественная литература. Где используются произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды);  рассматривание иллюстраций, картинок.

Музыка.  Где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры).

Физическая культура. Где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.

Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию есть все возможности необходимые для достижения следующих результатов:

•устойчивость навыков поведения;

•стабильность психического развития;

•целостность восприятия мира посредством поэтапного планомерного знакомства с различными жанрами художественной литературы;

•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

•формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

•развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Занятие «Волшебные слова»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
1.формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа
2. воспитывать стремление к доброте, скромности, любовь к ближнему; бережное отношение к природе, трудолюбие, вежливость.
3. развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

материал: презентация-картинки «Правила для детей», Ангел в стеклянном шаре для игры «Круг вежливых слов»


Блок занятий «Мир доброты»

Занятие 1: «Давайте радоваться»

Цель: накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях.

Задачи: расширять представление детей об эмоции «радость»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими); раскрыть значение слов-приветствий.

Материал: пиктограмма «радость»; одноцветные бумажные салфетки; клубок ниток.

2. Беседа «Хорошие и плохие поступки».

Цель: Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках. Прививать детям желание делать только хорошие поступки. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них. Учить самостоятельно, оценивать поступки других людей.

3. Беседа «О хвастовстве».

Цель: дать детям представление о хвастовстве, о том, что хвастаться некрасиво; учить характеризовать главного героя сказки, давать оценку его поведению; упражнять детей в образовании существительных с суффиксом -ищ-; развивать память и сообразительность, внимание и интерес к занятиям; учить пословицы, учить понимать их значение; закреплять знания о величине предметов.

Словарь: хвастун, трусишка, взаимопомощь, храбрец.

Оборудование: кукла Петрушка, кирпичи, планка, театр -варежка «Заяц-Хваста»

Занятие 4: «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно, делиться игрушками, уступать друг другу; воспитывать культуру поведения и положительные взаимоотношения между детьми; учить составлять описательные рассказы об игрушке по схеме; развивать сообразительность, внимание, память, интерес к занятию; выучить пословицу о дружбе; уточнить признаки геометрических тел, угадывать форму на ощупь (круглый, квадратный, прямоугольный) .

Словарь: дружба, делиться.

Оборудование: Книга добрых правил и волшебных слов, Буратино, кукла Маша, картина «Игра в поезд», «чудесный » мешочек с игрушками, которые напоминают геометрические формы.

Блок занятий «У природы нет плохой погоды»

Занятие 1: «На приеме у Айболита»

Цель: Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных. Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. Совершенствовать речь детей, расширять запас слов. Развивать разговорную речь, внимание, память.

Материалы: картинка с изображением Айболита, карточки с изображением различных животных, лекарственных растений (подорожника, крапивы, ромашки и др., картинки с изображением деревьев, комплекты картинок с изображением грибов и ягод.

Занятие 2: «Мы жители Земли»

Цели: Дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой. Учить детей различать условия жизни домашних и диких животных. Понимать, какое место занимает человек в жизни животных. Через творчество детей расширить знания о природном материале.

Материал: картинки – времена года, березы, зайцы; природный материал; фломастеры.

Занятие 3: «Жучок»

Цель: Учить детей оценивать свои поступки и поступки других детей. Продолжать учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать умение принимать правильное решение, умение слушать произведение и грамотно составлять ответ по тексту. Совершенствовать умение пользоваться при ответах различными типами предложения.

Методические приемы: Сюрпризный момент, стихотворение «Жучок» Юркова, «Волшебный лес», цветные камушки, экологическая игра «Лес».

Словарная работа: Болото, пластмассовая бутылка, фантик, мусор.

Предварительная работа: Чтение экологических рассказов и стихов, рассматривание экологических знаков.

Оборудование: Коробочка, жук, волшебные камешки, лес, мусор.

Блок занятий «Красна изба»

Занятие 1: «В гостях у Хозяюшки»

Цель: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

Занятие 2: «Посиделки»

Цель: воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь. Употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Материал: предметы быта: горшки, миски, скатерть, вязаные дорожки, лапти, веник, прялка, платки,

3. Оздоровительный досуг «Сороки».

Цель: продолжать работу по оздоровлению дошкольников, возродить забытые календарные праздники, воспитание у детей интереса к прошлому нашего народа.

4. Оздоровительный досуг «Наша добрая матрешка».

Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, фольклору России; познакомить с устным народным творчеством- знакомство с русской матрешкой.

Занятие 5: «Эти мудрые русские сказки»

Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками: развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными  мудрыми мыслями.

Блок занятий «С чего начинается Родина»

Занятие 1: «Я и моя семья»

Цель: развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

2. Музыкально – спортивный праздник «Великая Победа»

Цель: воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе; закреплять знания о том, как наш народ защищал свою Родину. Сформировать представления о празднике День Победы; раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне, объяснить ценность мира на земле.

Занятие 3: «Путешествие по реке времени»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о том, как люди защищали свою Родину в разные времена.

Занятие 4: «Москва – столица нашего Отечества»

Цель: дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России – Москвой; познакомить с историческим прошлым Москвы.

Занятие 5: «Беседа о Волге».

Цель: воспитывать любовь к природе и животному миру России. Развивать любознательность. Стремление изучать и сохранять животный мир, природу России; расширять представления о животном мире страны.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Блок занятий

Программное содержание

Оборудование

1

сентябрь

Волшебные слова

Вежливость

формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа,воспитывать стремлениек доброте, скромности, любовьк ближнему; бережное отношение к природе, трудолюбие, вежливость, развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное

презентация-картинки «Правила для детей», Ангел в стеклянном шаре для игры «Круг вежливых слов».

Лит-ра: Е.Баринова «Уроки доброты и вежливости»; Л.В.Гангнус «Азбука вежливости»; Г.Шалаева «Школа вежливости для маленьких хозяев»;Е.Черенкова «Добрые  слова.уроки этикета и вежливости для детей»;Ян Камычек «Вежливость на каждый день»; А.Житинский «Визит вежливости.Аудиоповесть.Чтение и музыкальная импровизация».

2

Октябрь

«Давайте радоваться»

Мир доброты

накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях, расширять представление детей об эмоции «радость»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими) ; раскрыть значение слов-приветствий

пиктограмма «радость»; одноцветные бумажные салфетки; клубок ниток.

Лит-ра: Л.Мотоева «Воспитание доброты у дошкольников»;А.Барто «Вовка добрая душа»;С.Михалков «Смех и слезы»;Б.Заходер «Циклы стихов о доброте»; И.Крылов «Басни»;Я.Лебедева «Как маша поссорилась с подушкой»;С.Маршак «Детки в клетке»;В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

3

Ноябрь

«На приеме у Айболита»

У природы нет плохой погоды

Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных. Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес

Материалы: картинка с изображением Айболита, карточки с изображением различных животных, лекарственных растений (подорожника, крапивы, ромашки и др., картинки с изображением деревьев, комплекты картинок с изображением грибов и ягод.

Лит-ра: В.Биянки «Рассказы о животных»;М.М.Пришвин «Природа в коротких рассказах»;К.Д.Ушинский «Рассказы о природе»;К.Г.Паустовский «Акварельные краски», «Дружище Тобик»;Е.Чарушин «Волчишко».

 к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды. Совершенствовать речь детей, расширять запас слов. Развивать разговорную речь, внимание, память.

4

Декабрь

«В гостях у Хозяюшки»

Красна изба

познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора

предметы быта: горшки, миски, скатерть, вязаные дорожки, лапти, веник, прялка, платки,

Лит-ра: Л.С.Вычерова «Большой сборник пословиц для дошкольников»;А.Н.Быстрова «Развиваем речь»;Ю.Б.Гиппенрейтер «Развиваем речь и образное мышление»(пословицы и поговорки);Детский словарь пословиц и поговорок в картинках.;

5

Январь

«Я и моя семья»

С чего начинается Родина

развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье; вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

Лит-ра: А.Барто «Дома», «В пустой квартире», «Младший брат», «Его семья». Т.Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?»; О.Бундур «Маму с папой берегу»; «Про любовь»;Я.Л.Аким «Мой брат Миша».

6

Февраль

Музыкально спортивный праздник «Великая Победа»

воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе; закреплять знания о том, как наш народ защищал свою Родину. Сформировать представления о празднике День Победы; раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне, объяснить ценность мира на земле

Лит-ра: Л.П.Ушакова «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; С.Алексеев «За мужество»;Т.А.Шарыгина «Беседы о детях –героях Великой Отечественной войны»;Наглядно-аналитическое пособие «Рассказы о войне в картинках».

7

Март

«Москва – столица нашего Отечества»

 дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России – Москвой; познакомить с историческим прошлым Москвы.

Лит-ра: А.Кудрин «Азбука малышам о москве»;А.В.Абрамов «Рассказы о Москве»;В.Степанов «Наша Родина-Россия»;Н.В.Алешина,Т.В.Смирнова «Дошкольникам о Москве и родной стране».

8

Апрель

«Беседа о Волге».

воспитывать любовь к природе и животному миру России. Развивать любознательность. Стремление изучать и сохранять животный мир, природу России; расширять представления о животном мире страны.

Рисунки с изображением реки и ее пейзажами.

Лит-ра: «Мой первый Атлас животных»;Е.И.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных»; «Путешествие в мир животных»;Сборник «Расскажите детям о животных жарких стран»;Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие птицы средней полосы»;Л.О.Дерягина «Растения и животные России».

        

9

Май

«Путешествие по реке времени»

Обобщить и систематизировать представление о том, как люди защищали свою Родину в разные времена».

Лит-ра: Защитники Отечества.Демонстрационный материал для дома и дет.сада.;Л.Соболев «Батальон четверых»; Наглядно-методическое пособие Города-герои России;А.Токарева «Храню покой страны родной»;С.Иванов «Россия-наша Родина».; «Путешествие во времени.Рассказ ветерана»;


Литература:

  1. Тарханов А. С., Мартовский С. Б. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников  2005г
  2. Научно – практический журнал «Управление» № 8 2006
  3. Каминская Н. М. История костюма. - М. :Легпромбытиздат, 1986. – 167 с. 2003. - №4. - С.
  4. Народные инструменты: Кладовая солнцеворота. - Омск, 2000.
  5. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб. : Паритет, 2004. – 448 с.
  6. Муслакова М. Н. Забытая старина: Турнир знатоков народного творчества//ЧУИ.
  7. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1753
  8. http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36445.php
  9. http://festival.1september.ru/articles/604001/

Конспект ДОД в старшей группе

на тему:  «Как у наших у ворот»

Цель: познакомить детей с народными приметами, обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Демьяна. Продолжать учить отгадывать загадки; играть в русскую народную игру; драматизировать русские народные сказки; использовать в активной речи русский фольклор, понимать образное значение русской народной речи. Приобщать детей к устному народному творчеству. Обогащать эмоциональное и речевое развитие.

Словарь: познакомить со словом «ухват» - предметом крестьянской утвари, ввести в активный словарь детей слова русского фольклора: ухват, чугун, лавка, поговорим ладком, не лыком шиты.

Оборудование: занятие проводится  в «избе», убранной в народном стиле. Маски овощей и воробья;  предметы утвари.  Костюмы зайцев, мышки, кота, сороки-вороны, деда и бабки. Бревно, пеньки. Угощение: пироги и кисель.

Ход НОД

Ребенок-Сорока.  Скорее, скорее, слушайте!

Бабушка Арина.   Сорока, сорока

                          Где была?

Ребенок-Сорока. Далеко!

                         Кашу варила

                          Деток кормила.

                         На порог скакала,

                         Гостей созывала.

                         Гости услыхали

                         Быть обещали!    (Сорока улетает)

Бабушка Арина.  Ой-ой-ой! Дед, скорей вставай, слезай с печи. Новости          сорока на хвосте принесла.

Дед Кузьма. Пошто новости.

Бабушка Арина.  Гости идут. Идем встречать.

Дети идут, впереди едет Ваня на лошадке.

Ваня. Еду, еду к бабе, к деду

         На лошадке, в красной шапке

         В старом лапоточке

         По рытвинам, по кочкам!

         Все прямо и прямо

         А потом вдруг….. в яму – бух!

Ваня падает, дети его поднимают.

1 ребенок. Вот так-то Ваня не будешь спешить.

2 ребенок. Тише едешь – дальше будешь!

3 ребенок. Поспешишь – людей насмешишь!

Дети (хором). Здравствуйте, дедушка и бабушка.

Дед Кузьма. Здравствуйте! Заходите гости дорогие!

  Сядем рядком, да поговорим ладком.

Бабушка Арина.  К нам гости пришли,

                          Дорогие пришли!

                          Мы не зря кисель варили,

                          Пироги пекли!

Дед Кузьма. Да сегодня же праздник

                   «Кузьминки – об осени поминки!»

Бабушка Арина.  Дед, а почему поминки-то?

Дед Кузьма. Эх, бабка, старая стала, забыла,

                   А ребята-то видно знают?

1 ребенок.  Осень заканчивается.

2 ребенок. Сейчас идет последний месяц осени – ноябрь.

3 ребенок.  Осень, осень

                Гость недель восемь!

                Со громами сильными,

                С дождями и ливнями.

                Лей-ка дождик с неба –

                Будет больше хлеба.

Бабушка Арина.  А как в народе ноябрь месяц кличут, знаете ли вы внучата?

Ребенок. Название этого месяца – листогной.

Бабушка Арина.  А что ж это за название такое?

1 ребенок. Листья опавшие оседают на земле, плотно укрывают ее, перегнивают.

2 ребенок. Укрытая земля не промерзает сильно.

3 ребенок. Осень торопит, а зима не ждет.

Бабушка Арина.  Да, осень - жируха со злюкой зимой борется.

1 ребенок. А еще ноябрь называют – предзимьем.

2 ребенок.  Ноябрь – полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Бабушка Арина.  Ведь еще на Покров говорили, что с поля последний воз сдвинут. Кончились осенние хлопоты, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали. Пора и зимними делами заняться.

Дед Кузьма. Кто прядет, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки вырезает.

Бабушка Арина.  В работе парням и девушкам помогают Кузьма и Демьян – святые покровители ремесел. Ремесла – разные виды работ. Это  рукоделие, вышивка, вязание, гончарное дело, кузнечное, плотницкое. Кузьма и Демьян охраняют от всякой беды, от всякого лиха.

Дед Кузьма. Да, дело знай, да поглядывай, какая зима будет.

1 ребенок.   Много снега на земле

 Много хлеба на столе.

2 ребенок.   Много снега на полях

 Много хлеба в закромах.

3 ребенок.  Падай, падай, белый снег,

Хватит, хватит, всем на всех.

Падай, падай, на село

На гусиное крыло.

Поле белым укрывай

Будет летом урожай.

Бабушка Арина. Да что ж у нас праздник без игр, да веселья?

Ребенок. Кончил дело – гуляй смело!

Ну-ка шире, шире круг, становись скорее друг!

Проводится русская народная  игра «Огородник». Дети стоят в кругу, за спинами держат маски овощей.

1 ребенок.   Дедушка, угадай, кто я:

 «Красный спрятан корешок,

 Сверху виден, лишь вершок,

 А подцепишь ловко,

 И в руках…»

Дед Кузьма. Морковка (стоит в кругу)

Ребенок надевает на голову маску, подтверждая правильность ответа.

2 ребенок.   «Ми и ля, фа и соль-

  Музыкальная фасоль

Что же я для песен плох?

Тоже родственник….»

Дед Кузьма. Горох.

3 ребенок.    «Там на грядке вырос куст,

  Слышно только хруст да хруст!

  В щах, в солянке густо

  Это я …»

Дед Кузьма. Капуста.

4 ребенок.    «Вот горит костер наш ярко,

  Сядем рядом – очень жарко.

  А потух костер немножко,

  Всласть печеная …»

Дед Кузьма. Картошка.

5 ребенок.    «Прежде чем меня вы съели,

  Все наплакаться успели»

Дед Кузьма. Лук.

6 ребенок.    «Как на нашей  грядке

  Выросли загадки –

  Сочные, да крупные

  Вот такие круглые

  Летом зеленеют

  К осени краснеют»

Дед Кузьма. Помидоры.

Ребенок - помидор.  Правильно ха-ха-ха.

Бабушка Арина.  Дед, выхожу я в огород,

 Слышу, спор идет:

 «Загорелый помидор

 Завел с капустой разговор:

Ребенок - помидор.  До чего ж ты белая, совсем не загорелая.

Ребенок - капуста.   Вот попробуй загореть,

      Если на платья мои посмотреть.

      Их столько много,

      Что пока снимаю одно платьице,

      А солнышко закатится!»

Бабушка Арина.  Ой,  дед, ты отгадал все загадки,

                          Вот и быть тебе огородником.

Дед Кузьма. Да не привыкать, дело мастера боится.

Дед Кузьма стучит палкой по земле.

Дети. Кто там?

Дед Кузьма. Огородник.

Дети. Зачем пришел?

Дед Кузьма. За репкою!

Дети.  Плачет баба, плачет дед

 Что же будет на обед?

 Вот засела крепко,

 В огороде… репка.   (Водят хоровод)

 Сверху репа зелена,

 Посередине толста,

 К концу востра.

 Прячет хвост под себя

 Кто к ней подойдет

 Всяк за вихор возьмет.

Дед отгадывает кто репка, ребенок надевает на голову маску,  и догоняет его.

Дед Кузьма. Ох, уморился – старость не радость!

Ребенок - кот.     Мур – мур – мур! Не шумите

                        Лучше сказку расскажите.

     

Ребенок.     Как у нашего кота

                Шубка очень хороша!

                Как у котика усы

                Удивительной красы!

                Глазки смелые

                Зубки белые!

Дед Кузьма. В избу заходите.  (Все заходят)

Ребенок.  Дедушка, а что это у тебя за коровьи рога?

Дед Кузьма. Да это внучата – ухват. Без него щи не вытащить из печи.  

Слышен плачь, все смотрят по сторонам.

Бабушка Арина. Ой,  кто это плачет, это не вы внучата?

Дети. Нет.

Голос. Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

Дети. Да это ложка.

Бабушка Арина.  Да это загадка про ложку.

Ребенок - кот.  И все равно это не сказка.

Бабушка Арина. Рассаживайтесь, посидим рядком, да поговорим ладком. На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили - были три братца – Воробей крылатый, Мышонок мохнатый, да Блин масляный.

Бабушка рассказывает, дети драматизируют сказки.

Бабушка Арина. Воробей еду носил – с полей зерен из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а Блин щи да кашу варил. Жили, не тужили. Бывало Воробей, с охоты вернется, сядет на лавку, а Мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А Блин у печи – румян да пышен – щи варит, крупной солью солит, кашу пробует. Сядут за стол – не нахвалятся. Воробей говорит:

Ребенок – Воробей. Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

Бабушка Арина. А блин ему:

Ребенок – Блин. А я Блин масляный, окунусь в горшок да вылезу – вот и щи жирные!

Бабушка Арина. А Воробей кашу ест, похваливает:

Ребенок – Воробей. Ах, каша, ну и каша – горазд горяча!

Бабушка Арина. А Мышь ему:

Ребенок – Мышь. А я дров натаскаю, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю – хорошо горит огонь в печи – вот каша и горяча.

Ребенок – Воробей. Да и я не промах, соберу грибов, натащу бобов – вот и все сыты.

Бабушка Арина. Так они и жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали. Послышался шум возня. Стоит около пенька,  подбоченившись, а рядом сидят зайцы, смотрят на него.

Ребенок – Заяц. А у меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи, не лапы, а лапищи. Зайцы увидели ворону, подбежали к ней и шепчут на ухо.

Ребенок – Ворона. Кар-кар-кар! Что я слышу, здесь кто-то хвастается. А ну повтори. (Хватает за ухо)

Ребенок – Заяц. А у меня не усы, а усищи, не зубы, а зубищи, не лапы, а лапищи.

Ребенок – Ворона. (Грозит) смотри больше не хвастай, ты не лучше других зайцев.

Залаяли собаки, Зайцы испугались и убежали,  за ними улетела Ворона.

Дед Кузьма. Ой, внучата, я тоже много знаю сказок – Репку, Рукавичку.

1 ребенок.   Мы тоже не лыком шиты, мы показали русские, народные сказки: «крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц-хваста».

2 ребенок.   А я знаю сказки «Лиса и кувшин», «Лисичка – сестричка и серый волк».

3 ребенок.   А я знаю сказки «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Теремок».

Бабушка Арина. Ой, молодцы ребята, сколько сказок много знаете. Ну, да баснями соловья не кормят. Садитесь, гости дорогие, за стол, отведайте, что Бог послал. Кому кисель, кому молоко. А вот пироги да каша, пища крестьянская наша.

1 ребенок.   Спасибо бабушка, спасибо дедушка, за хлеб-соль.

2 ребенок.  Солнце скрылось, ночь пришла.

                Всем ребятам, домой пора!

Дети.  До свидания!        

Дед и бабка. Приходите к нам еще.

Дети уходят в группу.         


Список детей

№ п/п

Фамилия Имя ребенка

1

Андреева Злата

2

Гурьев Леня

3

Севастьянов Матвей

4

Маевская Василиса

5

Шичалин Миша

6

Банникова Варя

7

Рыков Саша

8

Миронов Миша

9

Севастьянова Саша

10

Грицунов Артем

11

Иванов Вячеслав

12

Родин Степан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуги «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста

Программа по обучению детей театральному искусству «В гостях у сказки» для детей младшего дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы А.И.Бурениной «Театр всевозможного», Т.С.Григ...

"Путешествие по сказкам" дидактическое пособие - книга на липучках.Дополнительно образовательная деятельность.

Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Разноцветные бусы"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у книги» для младших дошкольников

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» примерной основной общеобразовательной пр...