Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Норвежская народная сказка: "Пирог"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Норвежская народная сказка: "Пирог"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.
Норвежская народная сказка «Пирог».
Задачи: учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев похожих сказок разных народов («Пирог» и «Колобок»);
Замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.
Оборудование: книга со сказкой «Пирог» с красочными иллюстрациями.
Ход занятия:
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!
Добрый день!
Ребята, а любители вы сказки? А какие сказки вы знаете? Ну тогда отгадайте загадки. Прямо с полки, за порог…
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок, Кто же это? (колобок)
* * *
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог
Это сказка …(теремок)
* * *
Что за сказка: кошка, внучка
Мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали. (репка)
Ребята, а кто сочиняет сказки? (писатели, писатели сказочники, народ)
- Правильно, ребята. На земле живут разные народы. Все они говорят на разных языках, и у каждого народа есть свои любимые сказки, некоторые сказки у разных народов очень похожи. Например у русского народа есть сказка «Теремок», а у украинского народа- «Рукавичка» о том как дед в лесу потерял рукавичку, а звери поселились в ней дружной семьёй. Сегодня я хочу познакомить вас с норвежской сказкой «Пирог», которая очень похожа на одну русскую. Я прочту вам отрывок из неё, а вы сами догадайтесь, на какую сказку она похожа. (отрывок чтение)
Правильно, эта сказка похожа на русскую сказку «Колобок». Я вам прочту сказку «Пирог» целиком, а вы послушайте и постарайтесь заметить, что общего в них и чем они отличаются.
(чтение сказки)
- Ребята, на какую русскую народную сказку похожа сказка «Пирог»? (Колобок)
- Что общего вы заметили в сказках «Пирог» и «Колобок»?
- Чем отличаются сказки? (героями)
- С кем повстречался пирог по дороге? (человек, курица, петух, утка, гусыня, гусак, свинья)
- Вы заметили, как пирог называл всех, с кем встречался?
- Вспомните, какие шутливые прозвища даются зверям в русских сказках? (хозяйка- хлопотунья, дед-непосед, семь- крикунов, человек- дровосек, курица- умница, петушок - гребешок, утка- малютка, гусыня- разиня, гусак- простак, свинка- щетинка)
Физкультминутка.
Из муки он был печен, (лепим руками пирожок)
На сметане был мешен. (замешиваем тесто)
На окошке он студился, (дуем на ладошки)
По дорожке он катился. (бежим по кругу)
Был он весел, был он смел. (улыбаемся, шагаем)
И в пути он песню пел. (поем песенку, ля-ля)
Съесть его хотела утка, (переваливаемся как утка)
Человек и даже гусь (показываем человека, шипим как гусь)
А когда малыш в лесу (шагаем)
Встретил хитрую свинью, (крутим хвостиком)
От неё уйти не смог.(пожимание плечами)
Хитрый наш ты пирожок!
Вспомните, какие шутливые прозвища даются зверям в русских сказках? (Медведь- потапыч, топтыгин, михайло- иваныч, мишутка, косолапый. Лиса-патрикеевна, хитрая, плутовка. Заяц- косой, попрыгайка)
Вспомните, какими ласковыми словами просят у мамы пирога семеро сыновей? (дорогая, милая, родненькая, расхорошая, распрекрасная, золотая)
Что было разного в их просьбах? ( один пристаёт, другой просит, ещё один ноет, умоляет, вопит)
Как вы думаете, для чего используется столько разных слов, вместо слова «просить»?
(чтобы мы могли узнать, какие разные были у матери сыновья: один- ласковый, другой- требовательный, третий- плаксивый, у остальных- свои характеры. Если бы было только одно слово «просить», мы бы об этом не узнали)
Русская сказка «Колобок» и норвежская сказка «Пирог» оканчиваются печально для непослушных хвастунишек, Ведь пирог и колобок похожи. Как и какими словами можно о них сказать? (хвастунишки, воображалы)
Попробуйте придумать другое окончание к сказке «Пирог». Как иначе могла закончиться встреча пирога и свиньи?
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Золотая осень»
Произведения искусства - литературно-поэтические, художественно-изобразительные, музыкальные будут больше понятны и доступны детям, если знакомить с ними в комплексе, что мы и попытались сделать, объе...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка Хаврошечка
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературному произведению...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель : Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»...
Конспект занятия по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» Тема: «Зимушка» (старшая группа)
Программное содержание:Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов....
Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"
Конспект занятия пот ознакомлению с художественной литературой в старшей группе .Русская народная сказка "Хаврошечка"...