Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ушкалова Виктория Анатольевна

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Уголек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей

Открытое интегрированное занятие для  средней группы.

Образовательная область «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Подготовила:

Ушкалова В.А.

воспитатель

МДОУ № 1 « Уголёк»

г.Бородино

2017 год.

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»

Цель: повторение и закрепление названия и содержания известных детям сказок.

Образовательные задачи:

  1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,
  2. Закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки.

Развивающие задачи:

  1. Развивать память, внимание, воображение.
  2. Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи. Развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки.
  3. Развивать инициативу и самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.
  2. Воспитывать взаимопомощь,  дружелюбие,  бережное отношение к животным, любовь к близким и природе.
  3. Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству

     Интеграция: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации.

Оборудование и материалы: шкатулка, волшебный цветок, ягодка, картинки со сказками, клубок, разрезные картинки, игрушка Колобок, фотографии дети с колобком, для дорисовывания, аудиозапись; краски, гуашь, кисти, карандаши, пластилин, восковые мелки, видеописьмо от Колобка на компьютере, разноцветные браслеты.

ХОД

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры, приключения  и много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение! ( включить фильм Письмо от колобка)Ой, слышите, что это? Посмотрите, в наш компьютер залетела сказочная птичка и принесла нам письмо. Интересно от кого оно? ( ответы детей) 
Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно, 
(открывается файл  и смотрят говорящее письмо )

«Здравствуйте ребята! Я колобок -румяный бок, у меня случилась беда. Меня хотела съесть лиса, а я от нее убежал, но теперь не могу найти дорогу к дедушке и бабушке, потому что лиса перепутала сказки и я заблудился. Помогите мне найти свою сказку. Спасибо».

Воспитатель: Ребята Колобок просит нашей помощи - поможем ему?

Дети: ответы

Воспитатель:

- А чтобы попасть в сказочную страну, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете? Какие сказки вы знаете?

(Ответы детей.)

- Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать, как же нам добраться? Как же нам туда попасть? Какие сказочные средства передвижения вы знаете?

(Ответы детей: печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет). ( включается запись на компьютере)

Колобок: Забыл сказать, я прислал вам волшебные браслеты. Кто оденет розовый, тот окажется на ковре-самолете, голубой в сапогах скороходах, зеленый на метле, белый на печке Емели. Выберите пожалуйста себе браслет и в путь. (дети одевают браслеты)

Воспитатель: Надели браслеты. Как вы летите на метле? А на ковре- самолете, а  как бежите в сапогах -скороходах. А как едете на печке.  И  так, готовы, в путь,  путешествие начинается. ( Звучит музыка, дети изображают сказочный транспорт). Вот вы и  в стране сказок.

Воспитатель: Посмотрите ,что это? Ягодка не простая  сказочная ,наверно это задание от хитрой Лисы, которое нам нужно преодолеть, чтобы пройти дальше,.( стоит ягодка с загадками  вокруг цветы на листиках, которых  отгадки картинки из сказок)  Ой а тут записка «Отгадайте  загадки  и найдите к ним отгадки, тогда получите волшебный клубочек, который поведет вас дальше по сказочной стране.»( дети отгадывают загадки и получают клубок)

1.Отгадывание загадок.

 Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три Медведя)

   Надо курочке бежать

   Петушка скорей спасать

  Он так торопился,

   Бедный, подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)


Баба била — не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку —
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила-то? … (Яйцо)

В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — … (Теремок)

Воспитатель: Молодцы дети, хорошо справились с первым заданием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила лиса.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

(воспитатель бросает клубочек на поляну с цветами звучит музыка для клубочка)

Воспитатель: Куда прикатился наш клубочек? ( ответы детей) Посмотрите сколько здесь цветов. Но ведь мы с вами в стране сказок и среди этих цветов есть волшебный. Лиса просит найти его. ( дети находят ) Отрывайте лепестки и узнаете задание  ( отрывают лепестки, воспитатель читает задание, дети отвечают, желательно ,чтоб отвечал тот у кого лепесток)

2.Поляна «Угадай-ка”

  • Какую песенку пел Колобок?
  • Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
  • Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
  • Какие слова кричал петушок, когда хотел выгнать лису из заячьей избушки?
  • Какие слова говорил Мишутка, когда увидел сломанный стульчик?

3. Дидактическая игра «Собери сказку».

Воспитатель: Катится дальше наш клубочек. 

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи 

(звучит музыка для клубочка) 

Воспитатель: Куда это он прикатился? На полянку. Ой! Что это такое? (На полу лежат разрезные картинки.)

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки он порвал.

С лешим в чехарду играл.

Помогите их собрать

Сказку русскую назвать!

Воспитатель:  Что же нам делать ( ответ надо из частей собрать сказку). Картинок разорванных много, а времени у нас мало, как же быть? Но смотрите Колобок нам шлет подсказку, тут лежат куклы героев  они из этих разорванных картинок и у каждого героя есть браслет, у кого браслет такого же цвета ,тот и собирает картинку для этого героя. (Смотрят какого цвета браслет ,те дети у кого такого же цвета браслет и собирают картинку  из частей собирают картинки сказок и называют их).

Сказки:  «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди», «Репка»,

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи

(звучит музыка для клубочка - бросаем клубочек он катиться на поляну ,где стоят стульчики-пеньки )

4.Этюды на выражение эмоций и движений (физминутка):

Воспитатель: Ребята давайте на полянке немного отдохнем и вспомним, какие герои были в сказке про колобок. ( ответы детей). Выберите себе героя и покажите его без слов, а мы попробуем отгадать. 

5.Придумывание конца сказки. (бросают клубочек к ковру, где находится настольный театр «Репка» на подиуме )

Воспитатель: Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране. Наш клубочек катится дальше.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи

(звучит музыка для клубочка).

Воспитатель: Смотрите куда, прикатился клубок. Ребята кто это?

Дети: Курочка Ряба..

Воспитатель : Ребята Лиса наверно думает, что мы не знаем эту сказку. Давайте ей её расскажем.   Жили-были дед, да баба. Была у них курочка ряба. Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Я придумала новую сказку, а  вы можете придумать  конец сказки.

Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше? (дети сочиняют конец сказки).

Воспитатель: Молодцы ребята помогли мышке не оставили ее в беде. Какую хорошую сказку мы с вами сочинили. И задание выполнили.

Воспитатель: Нам снова надо продолжать путь.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи (Катит клубок. звучит музыка реки)

Воспитатель: Ребята смотрите река, клубочек перекатился он ведь волшебный, а как нам перебраться? ( предложения детей)

6..Строим мост, лодку  из подручного материала.

7.Затруднение в игровой ситуации.

Клубок катится к колобку, который лежит под елочкой.

Воспитатель: Ой, кто это такой круглый, да ладный?

Дети: Колобок.

Воспитатель: Колобок мы выполнили все задания лисы и тебя нашли. А ты почему такой грустный?

Колобок: Ребята вы все такие веселые, дружные, а у меня нет друзей.

Воспитатель: Колобок ты не печалься мы будем твоими друзьями ,правда ребята? А чтоб тебе осталась память о нас давай сфотографируемся все и вместе. У меня есть волшебный фотоаппарат и фотографии сразу будут.( фотографируются с колобком, разбирают фотографии на них есть все дети, а от колобка только круг)

Воспитатель: Вот беда, это опять проделки лисы, что же делать как нам, чтоб колобок появился на фотографии. ( нарисовать)  

Воспитатель: А чем можно рисовать?

Дети: Кисточкой, ватными палочками, карандашами,мелками, пальчиком. пластилином

 Воспитатель: Ребята, какой формы колобок?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А теперь разомнем наши пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

(Дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

8. Художественно-продуктивная деятельность.

Воспитатель:  Выберите,  чем вы будете рисовать колобка и приступайте, ( на выбор, краски, кисти, карандаши, мелки, пластилин)

Звучит спокойная музыка.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся детей.

Воспитатель: Колобок посмотри, каким красивым тебя нарисовали  ребята.

Колобок: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли, до свидания

9.Итог

Воспитатель: Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.

- В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Кто запутал все дорожки? (Лиса)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? Нам нужно вернуться обратно в детский сад. На чем мы прилетели в страну сказок? Приготовились, поехали ( звучит музыка). Вы хорошо сегодня поработали. Молодцы!


Используемая литература:

  1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В.Васильевой / Под ред. Н.Е. Вераксы ,.. Вераксы
  2. АЗБУКА ОБЩЕНИЯ». Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Шипицына Л.Н.
  3. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе».
  4. Куцакова Л.И. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада»
  5. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»
  6. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок»
  7. Денисова «Развитие речи у малышей» (все возрастные группы)
  8. Гербова В.В. «Приобщаем дошкольников к художественной литературе»
  9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»
  10. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество»
  11. Комарова Т.С. «Школа эстетического воспитания»

Интернет-ресурсы:

http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech93.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,  активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе "Путешествие в страну сказок"

Повторение сказок " Курочка Ряба " , " Репка " , " Колобок " ....

Конспект занятия по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» Тема: «Зимушка» (старшая группа)

Программное содержание:Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов....

Конспект СОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие по сказкам»

Цели занятия:1.  Обобщить   и закрепить знания детей о сказках - названия, героев,  их диалоги через игру – путешествие.2. Активизировать  речевую деятельность детей, со...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в Страну Сказок»

Работа с детьми по обогащению лексического словаря и развитию грамматического строя речи. Занятие легкое к восприятию детей!...

Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в страну сказок»

Основной вид деятельности: коммуникативнаяИнтеграция образовательных областей: коммуникация, музыка,художественное творчество, чтение художественной литературы....