Воспитательная значимость сказки в ДОО
консультация по художественной литературе на тему

Дубик Оксана Николаевна

Рекомендуемые сказки для чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендуемые сказки для чтения18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная значимость сказки в ДОО.

Сказки служат средством ознакомления детей с окружающим миром, самым эффективным средством первичной социализации.

Сказка способствует общему развитию ребенка, положительно влияет на формирование речи, повышает творческую активность, стимулирует воображение, формирует нравственно – волевые черты личности. Но, к сожалению, как в ДОО, так и в семьях все реже читают детям сказки.

Сказка приобщает детей к народному фольклору и выступает средством нравственного воспитания, предлагая определенные модели поведения.

Благодаря сказке дети начинают осознавать важность поступков человека.

Именно сказка несет в себе функцию социализации детей, позитивного отношения к миру, воспитывает потребность сопереживания.

Немаловажен тот факт, что сказки способны помочь ребенку, если в него есть нарушения в поведении и общении, способствуя его позитивной социализации.

Несомненно, что важную роль играет в социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Благодаря сказке даже младшему дошкольнику легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Одной из важнейших особенностей сказок является дидактизм. Сказки всех народов мира всегда поучительные и назидательны. 2Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», писал А.С. Пушкин. (в сказке излагается – к чему могут привести непослушание, глупость, высокомерие, злоба, зависть, трусость и .т д.; о том как может помочь в жизни проявление доброжелательности, вежливости, тактичности, находчивости, смелости).

Сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно – этических и патриотических чувств, что так же является важными  составляющими позитивной социализации детей.

Использование сказок позволяет осуществить комплексность образовательного процесса, обеспечивая развитие сразу в четырех образовательных областях. («Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное –эстетическое развитие»).

Возможности детской сказки обеспечивают:

  • Социально-коммуникативное развитие (усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения  и чувства принадлежности к своей семье, малой  родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе);
  • Познавательное развитие (развитие любознательности; становление сознания; развитие воображения; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира);
  • Речевое развитие (владение речью как средством общения и культур; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической  речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте);
  • Художественно-эстетическое развитие  (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимая произведений словесного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей).

Но бывает что все условия созданные в группе для художественно-речевой деятельности детей имеется  книжный центр, центр художественной деятельности, где представлены разные виды театров, атрибуты для игр-драматизаций. Но несмотря на то, что пособий много и все они выполнены эстетично, художественно, они не вызывают у детей интереса. Дети редко подходят к центрам, используют пособия не по назначению. Это позволяет сделать вывод о том, что создание благоприятной материальной обстановки не является гарантией развития творчества детей. (Васько О.Ф., Политикына А.А)

Рекомендуемые сказки для чтения:                                                                                         Составлено на основе:                                                                                                                                                                                                                                                                   1. «План – программа педагогического процесса в детском саду»                                                                                          2. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи»

 II Младшая группа

  1. Волк и козлята (в обработке А.Н. Толстого);                                                                                                                       Бычок – черный бочок, белое копытце (обр. М. Булатова);                                                                                            Пых (белорусская);                                                                                                                                                                Два жадных медвежонка (венгерская);                                                                                                                                           Петушок и бобовое зернышко (обр. О. Капицы);                                                                                                          Лиса и журавль (обр. А. Афанасьева);                                                                                                                       Рукавичка (украинская обр. Н. Благинина);                                                                                                                                   Теремок (обр. Е. Чарушина);                                                                                                                                                       Лиса – лапотница (обр. В. Даля);                                                                                                                                             Петух и лиса (шотландская, пер. М. Клягиной – Кондратьевой);                                                                                           Гуси – лебеди (обр. М. Булатова);                                                                                                                                               Кот, пету и лиса (обр. Боголюбской);                                                                                                                                     Война грибов с ягодами (обр. В. Даля);
  2. Колобок; Теремок; Маша и медведь; Лиса, заяц и петух; Козлятки и волк; Снегурушка и лиса;

Средняя группа

  1. Жихарка ( обр. И. Карнауховой);                                                                                                                                        Лисичка со скалочкой  (обр. М. Булатова);                                                                                                                                                      Три поросенка (английская, пер. С. Маршака)                                                                                                                          Ш. Перро «Красная шапочка» (пер. с французского А. Введенского);                                                               Лисичка сестричка и волк (обр. М. Булатова);                                                                                                     Зимовье (оюр. И Соколова – Микитова);                                                                                                                                Лиса и козел (обр. О Капицы);                                                                                                                        Небывальщина (русская народная, обр. И. Колпаковой);                                                                                                         И. Зиедонис. Сказка о жадине (пер. с латышск. Ю. Коваля);  
  2. Лисичка со скалочкой; Гуси лебеди; Зимовье зверей;  Жихарка; У страха глаза велики;

Старшая группа

  1. Крылатый, мохнатый да масляный (обр. Каранауховой);                                                                                            Царевна – лягушка (обр. М. Булатова);                                                                                                                    Заяц – хвастун (обр. О Капицы);                                                                                                                                                                                        Лиса и кувшин (обр. О Капицы);                                                                                                                                                     Д. Мамин – Сибиряк. Серая шейка. Финист – ясный сокол(рус.сказка);                                                             Двенадцать месяцев  (пер. С Маршака);                                                                                                   Хаврошечка   (в обработке А.Н. Толстого);                                                                                                                                      Х.К. Андерсен. Дюймовочка (пер. А. Гайзен);
  2. Хвосты; Крылатый, мохнатый да масляный; Хаврошечка; Лиса и рак; Петух да собака; Лиса и кувшин;

Подготовительная группа

  1. Лиса и медведь (мордовск.);                                                                                                                                            Как аукнется, так и откликнется (русская);                                                                                                           Снегурочка (рус. нар.);  

Лиса и козел; У страха глаза велики;        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное значение сказки в произведениях К.Д. Ушинского.

материал подготовлен для создания брошюры об К.Д. Ушинском...

Воспитательное значение сказки

Значение сказки в воспитании детей...

Воспитательная значимость сказки в развитии личности ребёнка .

В статье идёт речь о том , как сказка влияет на формирование личности ребёнка....

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ

laquo;Детство-это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а  сказка-надежный добрый спутник в жизни каждого ребенка».Д.Родари...

Психологические и воспитательные функции сказки для социального развития ребенка.

Психологические  и  воспитательные  функции  сказки  для  социального  развития  ребенка....

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СКАЗОК К.Д.УШИНСКОГО, ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ЧТЕНИИ

Сказка является одним из способов приобщения дошкольников к социально-значимым ценностям. Она очень важна в жизни каждого человека, поскольку хранит в себе нравственные постулаты, передает их от сердц...