Воспитательная значимость сказки в ДОО
консультация по художественной литературе на тему
Предварительный просмотр:
Воспитательная значимость сказки в ДОО.
Сказки служат средством ознакомления детей с окружающим миром, самым эффективным средством первичной социализации.
Сказка способствует общему развитию ребенка, положительно влияет на формирование речи, повышает творческую активность, стимулирует воображение, формирует нравственно – волевые черты личности. Но, к сожалению, как в ДОО, так и в семьях все реже читают детям сказки.
Сказка приобщает детей к народному фольклору и выступает средством нравственного воспитания, предлагая определенные модели поведения.
Благодаря сказке дети начинают осознавать важность поступков человека.
Именно сказка несет в себе функцию социализации детей, позитивного отношения к миру, воспитывает потребность сопереживания.
Немаловажен тот факт, что сказки способны помочь ребенку, если в него есть нарушения в поведении и общении, способствуя его позитивной социализации.
Несомненно, что важную роль играет в социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Благодаря сказке даже младшему дошкольнику легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Одной из важнейших особенностей сказок является дидактизм. Сказки всех народов мира всегда поучительные и назидательны. 2Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», писал А.С. Пушкин. (в сказке излагается – к чему могут привести непослушание, глупость, высокомерие, злоба, зависть, трусость и .т д.; о том как может помочь в жизни проявление доброжелательности, вежливости, тактичности, находчивости, смелости).
Сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно – этических и патриотических чувств, что так же является важными составляющими позитивной социализации детей.
Использование сказок позволяет осуществить комплексность образовательного процесса, обеспечивая развитие сразу в четырех образовательных областях. («Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное –эстетическое развитие»).
Возможности детской сказки обеспечивают:
- Социально-коммуникативное развитие (усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе);
- Познавательное развитие (развитие любознательности; становление сознания; развитие воображения; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира);
- Речевое развитие (владение речью как средством общения и культур; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте);
- Художественно-эстетическое развитие (развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимая произведений словесного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей).
Но бывает что все условия созданные в группе для художественно-речевой деятельности детей имеется книжный центр, центр художественной деятельности, где представлены разные виды театров, атрибуты для игр-драматизаций. Но несмотря на то, что пособий много и все они выполнены эстетично, художественно, они не вызывают у детей интереса. Дети редко подходят к центрам, используют пособия не по назначению. Это позволяет сделать вывод о том, что создание благоприятной материальной обстановки не является гарантией развития творчества детей. (Васько О.Ф., Политикына А.А)
Рекомендуемые сказки для чтения: Составлено на основе: 1. «План – программа педагогического процесса в детском саду» 2. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи»
II Младшая группа
- Волк и козлята (в обработке А.Н. Толстого); Бычок – черный бочок, белое копытце (обр. М. Булатова); Пых (белорусская); Два жадных медвежонка (венгерская); Петушок и бобовое зернышко (обр. О. Капицы); Лиса и журавль (обр. А. Афанасьева); Рукавичка (украинская обр. Н. Благинина); Теремок (обр. Е. Чарушина); Лиса – лапотница (обр. В. Даля); Петух и лиса (шотландская, пер. М. Клягиной – Кондратьевой); Гуси – лебеди (обр. М. Булатова); Кот, пету и лиса (обр. Боголюбской); Война грибов с ягодами (обр. В. Даля);
- Колобок; Теремок; Маша и медведь; Лиса, заяц и петух; Козлятки и волк; Снегурушка и лиса;
Средняя группа
- Жихарка ( обр. И. Карнауховой); Лисичка со скалочкой (обр. М. Булатова); Три поросенка (английская, пер. С. Маршака) Ш. Перро «Красная шапочка» (пер. с французского А. Введенского); Лисичка сестричка и волк (обр. М. Булатова); Зимовье (оюр. И Соколова – Микитова); Лиса и козел (обр. О Капицы); Небывальщина (русская народная, обр. И. Колпаковой); И. Зиедонис. Сказка о жадине (пер. с латышск. Ю. Коваля);
- Лисичка со скалочкой; Гуси лебеди; Зимовье зверей; Жихарка; У страха глаза велики;
Старшая группа
- Крылатый, мохнатый да масляный (обр. Каранауховой); Царевна – лягушка (обр. М. Булатова); Заяц – хвастун (обр. О Капицы); Лиса и кувшин (обр. О Капицы); Д. Мамин – Сибиряк. Серая шейка. Финист – ясный сокол(рус.сказка); Двенадцать месяцев (пер. С Маршака); Хаврошечка (в обработке А.Н. Толстого); Х.К. Андерсен. Дюймовочка (пер. А. Гайзен);
- Хвосты; Крылатый, мохнатый да масляный; Хаврошечка; Лиса и рак; Петух да собака; Лиса и кувшин;
Подготовительная группа
- Лиса и медведь (мордовск.); Как аукнется, так и откликнется (русская); Снегурочка (рус. нар.);
Лиса и козел; У страха глаза велики;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное значение сказки в произведениях К.Д. Ушинского.
материал подготовлен для создания брошюры об К.Д. Ушинском...
Воспитательное значение сказки
Значение сказки в воспитании детей...
Воспитательная значимость сказки в развитии личности ребёнка .
В статье идёт речь о том , как сказка влияет на формирование личности ребёнка....
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СКАЗКИ
laquo;Детство-это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка-надежный добрый спутник в жизни каждого ребенка».Д.Родари...
Психологические и воспитательные функции сказки для социального развития ребенка.
Психологические и воспитательные функции сказки для социального развития ребенка....
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СКАЗОК К.Д.УШИНСКОГО, ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ЧТЕНИИ
Сказка является одним из способов приобщения дошкольников к социально-значимым ценностям. Она очень важна в жизни каждого человека, поскольку хранит в себе нравственные постулаты, передает их от сердц...