Психологические и воспитательные функции сказки для социального развития ребенка.
презентация по коррекционной педагогике
Психологические и воспитательные функции сказки для социального развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28.04.02023_gmo_skazaterapiya.pptx | 289.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологические и воспитательные функции сказки для социального развития ребенка. Подготовила : воспитатель коррекционной группы Великосельских О. Г. 2023г.
Функции сказки: Прогностическая и диагностическая Развивающая Коррекционная ( терапевтическая )
Прогностическая и диагностическая Сказки позволяют узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности, понять его жизненные ценности. Анализ сказочных произведений, заинтерисовавших ребенка поможет взрослому выявить способности и таланты малыша.
Развивающая Направлена на развитие индивидуальности, формирования у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также воспитание и обучение чему-либо.
Коррекционная(терапевтическая) Позволяет психологически готовить ребенка к напряженным эмоциональным ситуациям; Символично отражать физиологические и эмоциональные стрессы; Принять в символичной форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях; отказаться от интеллектуальных интерпретаций и полностью принять всю гамму эмоциональных переживаний.
Виды сказок Художественные сказки Дидактические сказки . Психокоррекционные сказки . Психотерапевтические сказки. Медитативные сказки .
Художественные сказки Несут в себе и дидактический, и психокоррекционный , и даже медитативный аспекты. К ним относятся народные , авторские, а также притчи , басни, легенды, былины, саги, мифы .
Дидактические сказки Эти сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные и неодушевленные предметы (игрушки), символы (цифры, буквы, знаки), одушевляются , создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки помогают раскрыть смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Алгоритм создания дидактической сказки: Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране . Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние. Обращение к ребенку. Только человек с пылким и страстным сердцем может все спасти . Поэтому,чтобы восстановить страну, нужно выполнить все задания.
Психокоррекционные сказки. Эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность , неопрятность, капризность, хвастовство .
Алгоритм создания психокоррекционной сказки. Подобрать героя, близкого ребенку по полу , возрасту, характеру . Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы наш ребенок нашел сходство со своей жизнью. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка и приписываем герою все переживания ребенка. Герой ( а с ним и ребенок) начинает искать выход из создавшегося положения.
Психотерапевтические сказки. Такие сказки чаще всего применяют психологи и терапевты в работе со взрослыми. К ним относятся сказки «врачующие души».Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Медитативные сказки. Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Такие сказки, направлены на осознание себя в настоящем, «здесь», и «сейчас».Они ориентированы на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной .
Вывод: 1.Сказка-это повествовательное обычное народноэпотическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил . 2.Сказка является не только самой устойчивой и доступной формой в становлении культуры личности, но и одним из мощных механизмов психоэмоционального развития ребенка .
Вывод: 3.Выделяют виды сказок: художественные, дидактические, психотерапевтические, медитативные 4.Сказка отличается от других жанров тем, что в ней есть зачин , концовки, повторы. 5.Сказка выполняет функции: диагностическую, терапевтическую, интеллектуальную, нравственную .